Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока.. Рефлексия.



Ход урока.

1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в кабинете (вводный) физики. Правила поведения и работы в кабинете физики.

2. Введение в тему занятия

Научный метод познания природы. Физика – наука, изучающая природу. Чтобы успешно заниматься физикой, мало знать только явления и законы физики, надо понять, как делается физика, как она создавалась, какова роль эксперимента, какова роль теории, какова роль математики.

Для этого существуют методы научного познания, которые представляют собой общие способы получения знаний о природе. До XVI века в физике господствовал метод Аристотеля, который приводил к тем или иным выводам путем рассуждений. В аристотелевской физике в отличие от ее современного изложения не было ни описания опытов, ни математических формул. Метод эксперимента был отвергнут Аристотелем, поскольку он считал, что исследования природы с помощью комбинации «искусственных вещей» нарушает жизнь природы и искажает ее познание. По тем же причинам Аристотель считал недопустимым применение математики к исследованию природы. По его мнению, математика имеет дело с абстрактными понятиями, природа же конкретна, материальна.

  1. Как мы можем познавать действительность?

Чтобы ответить на последний вопрос, внимательно прочитайте предложенный текст и попробуйте выделить способы познания :

Воображение, фантазия, образность мысли всегда были неотъемлемыми компонентами научного творчества, вопреки распространенному мнению, будто ученый живет в холодном, лишенном красок мире абстрактных логических построений. Эйнштейн писал: «В моей жизни взгляд на мир глазами художника играл большую роль. В конце концов работа научного исследователя развивается на почве воображения. Как артист создает свои образы отчасти интуитивно, так и ученый должен обладать большой долей интуиции».

Также очень интересна мысль другого выдающегося физика нашего времени – М. Борна: «…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».

Результатом работы с текстом должно стать выделение учениками двух основных способов познания – теоретического и экспериментального.

 

В начале XVII века стал формироваться научный метод познанияприроды. К этому времени проделана была большая работа:

· По обоснованию и укреплению позиции гелиоцентрической системы мира (Н.Коперник, Дж.Бруно, И.Кеплер, Г.Галилей);

· По критике взглядов Аристотеля и формированию отдельных элементов нового метода познания природы.

С тех пор (почти 4 века) научный метод познания природы используется естественными науками.

Исследование явлений начинается с наблюдений, при которых ученый не ограничивается общими качественными впечатлениями от явлений. Ему надо найти количественные характеристики явления в виде величин, которые подлежат измерении.

Когда величины найдены и проведены измерения, то пытаются установить количественную зависимость одних величин от других в виде математических формул. Если такая зависимость установлена, то говорят, что был открыт опытный физический закон.

Для объяснения наблюдаемых явлений или законов, установленных путем экспериментов, выдвигается гипотеза – научно обоснованное предположение о внутренних связях, управляющих данным явлением.

Физическая теория объединяет несколько опытных закономерностей и гипотез и дает объяснение целой области явлений природы с единой точки зрения. Теория позволяет не только объяснять наблюдаемые явления, но и предсказывать новые.

Правильность теорий и гипотез проверяется посредством постановкиэкспериментов и выяснения согласованности следствий, вытекающих из гипотезы, с результатами опытов и наблюдений. Эксперимент служит не только источником знаний, но и критерием истинности.

Физический закон устанавливает количественную зависимость одних физических величин от других. Законы могут быть получены двумя способами:

· В результате обобщения данных экспериментов (опытные законы)

· Путем выводов из известных законов (теоретические законы)

Любые явления, как и свойства конкретного тела, сложны, поэтому надо начинать изучать явление с выделения главного, от чего оно зависит, отбрасывая второстепенные факторы, не влияющие на него существенно. Подобное упрощение явлений называется моделированием. Моделирование – метод научного исследования, в котором изучаемое физическое явление (или объект) заменяется другим, сходным с ним – моделью. Модели могут быть материальными и идеальными.

Метод научного познания Характеристика метода Применение
Наблюдение Основан на непосредственном восприятии предметов и явлений с помощью органов чувств. Недостаток – субъективность наблюдателя. Там, где затруднен эксперимент (астрономия) или нужно исследовать естественный процесс (психология, социология).
Эксперимент Активное вмешательство в изучаемый процесс. Для проверки гипотез и теорий.
Моделирование Замещение объекта исследования моделью материальной или идеальной. Ко всем областям и этапам научного исследования.

Итогом урока должно стать формирование понятия физики как науки и методов ее познания: теоретического и экспериментального.

Рефлексия.

· Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

· Какие понятия должны запомнить?

· Что понравилось на уроке? Почему?

 

Домашнее задание:письменно ответить на вопросы:

1. Ваши впечатления от первого урока?

2. С какими новыми понятиями Вы сегодня познакомились?

3. В какой области Вы можете применить полученные сегодня знания?

В результате проведения вводного занятия у учащихся должно сформироваться представление об основных методах познания: теоретического и экспериментального, а также возможности дальнейшего знакомства с методом моделирования.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.