|
|||
Рабочая программа курса5.Рабочая программа курса
Литература средневековой Британии. Кельтский эпос: мифологические и героические саги. Цикл Кухулина, специфика героического характера. Мифологическое сознание и родоплеменные представления в сагах. Происхождение и бытование саг. Роль поэтических фрагментов в прозаическом повествовании. Англосаксонский эпос «Беовульф». Сказочный и мифологический элементы в поэме. Слияние разных исторических эпох как показатель незыблемости героического мира. Неоднородность эпического пространства: героический мир Хеорота и чудовищный мир Гренделя. Черты эпического стиля. Аллитерационный стих древнеанглийской поэзии. Английские и шотландские баллады. Основные темы и мотивы. Баллады о Робин Гуде – воплощение общенациональной идеи справедливости. Английский рыцарский роман. Новый рыцарский идеал эпохи Зрелого Средневековья и его воплощение в форме стихотворного романа. Латинская «История бриттов» Гальфрида Монмутского и сложение артуровской легенды. Рыцарские романы на французском языке в норманнской культурной среде Х11 века. Английские рыцарские романы Х111 века («Король Горн», «Песнь о Гавелоке»). Аллитеративные романы Х1У века. Рыцарская этика и психологизм в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Завершение жанра в прозаическом романе Т.Мэлори «Смерть Артура». Темы и герои восьмикнижия Мэлори (Артур, Тристрам, Ланселот, Галахад). Проблема взаимоотношения рыцарского, куртуазного и христианского идеалов. Литература эпохи Возрождения. Предвозрождение. Жанры средневековой клерикальной литературы (видение, житие, моралите). Взаимодействие жанров в «Видении о Петре Пахаре» У.Ленгленда. Христианская концепция мира и человека и крестьянская идеология в поэме Ленгленда. Гуманизм в творчестве Д.Чосера. Жанровое разнообразие «Кентерберийских рассказов». Влияние итальянской литературы Раннего Возрождения в произведениях Чосера. Оксфордский кружок гуманистов и творчество Т.Мора. Реформация в Англии и позиция Мора по религиозному вопросу. Осуждение тирании в «Истории Ричарда 111». Критика современных социальных порядков и изображение идеального общества в «Утопии» Мора. Черты жанра утопического романа. Английская ренессансная поэзия. Влияние итальянских и французских образцов, петраркизм в жанре английского сонета 16 века (Т.Уайет, Г.Серрей). Гуманизм и куртуазность в поэзии Ф.Сидни и Э.Спенсера. Идеализация прекрасного и эстетизация ужасного в литературе Возрождения. «Кровавые трагедии» Т.Кида и пасторальные драмы Д.Лили. Эвфуистический стиль в в романе Лили. Плутовской роман Т.Нэша. Ренессансная драматургия К.Марло. Космизм художественного мира и титанизм героев. Обработка народной легенды в «Трагической истории доктора Фауста». Оборотная сторона раскрепощения личности в «Мальтийском еврее». Драма Марло «Эдуард 11» и исторические хроники У.Шекспира. Творчество У.Шекспира. Основные темы и образы сонетов. Человек и государство в исторических хрониках. Проблема идеального правителя и тиранического произвола. Образ Джона Фальстафа и «фальстафовский фон» хроник. Источники сюжетов и философия истории у Шекспира. Игра судьбы и случая в комедиях Шекспира. Фантастика и фарсовые элементы в комедиях. Право влюбленных на свободу чувства как материал комедии и трагедии («Ромео и Джульетта»). Магистральные сюжеты трагедий Шекспира: поиск способов борьбы со злом («Гамлет»), ослепление страстью («Отелло»), утрата человечности в погоне за властью («Макбет»), открытие истинного лица мира («Король Лир»). Трагическое у Шекспира. Столкновение сил добра и зла, легендарная атмосфера и утопические развязки трагикомедий Шекспира («Буря»). Английская литература 17 века..Кризис абсолютизма, буржуазная революция и эпоха Реставрации. Этапы развития литературы. Своеобразие английского классицизма в творчестве Б.Джонсона. Поэзия Д.Донна и барокко. Литература эпохи Реставрации. «Героические комедии» Д.Драйдена. Аллегорический эпос Д.Бэньяна. Антипуританская сатира С.Батлера. Творчество Д.Мильтона. сочетание барокко и классицизма в поэме «Потерянный рай». Концепция Бога и человека. Сатана как антигерой. Титанизм образов. Проблема знания в соотношении с Добром и Злом. Обобщенно-философский и актуально-политический пласты поэмы. Синтетический жанр поэмы: черты драмы, эпоса и лирики. Английская литература эпохи Просвещения. Философия Д.Локка и становление идеологии просветительства. Основные литературные направления 18 века. Просветительский классицизм в поэзии А.Поупа. Роль периферийных жанров журналистики и отчетов о путешествиях в становлении просветительского романа. Философская и историческая символика в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо. Образ Робинзона и понятие «робинзонады». Другие романы Дефо. «Путешествия Гулливера» Д.Свифта как сатирическое обобщение европейской действительности. Ипостаси образа Гулливера. Гротеск и фантастика в книге Свифта. Проблема жанра «Путешествий Гулливера». С.Ричардсон – создатель семейно-бытового психологического романа. Рационалистический психологизм и морализаторство в романах «Памела» и «Кларисса Гарлоу». Г.Филдинг – драматург и романист. Полемика с Ричардсоном в социально-бытовом романе «Джозеф Эндрюс». Эстетика Филдинга-романиста. Комический эпос в прозе «История Тома Джонса, найденыша». Отражение философии Э. Шефтсбери и Д. Мандевиля. Поэзия и проза английского сентиментализма. Философия Д.Беркли и Д.Юма и сентиментализм. Тема природы и психологизм в сентименталистской поэзии (Д.Томсон, Э.Юнг, Т.Грей). Демократический критицизм в «Покинутой деревне» О.Голдсмита. Сочетание жанра идиллии и элегии. Социальные контрасты и патриархальные идеалы в романе Голдсмита «Векфильдский священник». Сентиментально-юмористические романы Л.Стерна. Пародийность и изменение повествовательной структуры. «Тристрам Шенди» как роман о романе. Отражение философии Д.Юма. «Конек» (хобби) как ведущее свойство характеров. Этическая направленность критики в «Сентиментальном путешествии». Поэзия Р.Бернса: фольклорная основа, сочетание лиризма и юмора. Основные темы и мотивы. Литература английского романтизма. Поэзия «озерной школы» (лейкистов) и становление романтической эстетики. Жанр описательной поэмы и баллады в творчестве В.Вордсворта , С.Т.Колриджа, Р.Саути. Предисловие к сборнику «Лирические баллады» как манифест раннего романтизма. В.Скотт – поэт и прозаик. Фольклоризм и поэтическое новаторство в «Песнях шотландской границы». В.Скотт как основоположник жанра исторического романа. Проблема свободы человека в истории, факт и вымысел, национально-историческое своеобразие эпохи, функции протагониста. Шотландские («Уэверли», «Роб Рой») и средневековые («Айвенго», «Квентин Дорвард») романы Скотта. Исторический процесс в понимании писателя. Жанр лиро-эпической поэмы в творчестве Д.Г.Байрона. Автор и герой в «Паломничестве Чайльд Гарольда». Тип «байронического героя» в «Восточных поэмах». Образ бунтаря-богоборца в символических драмах Байрона («Манфред», «Каин»). Оригинальная разработка «вечного образа» в поэме «Дон Жуан». Байронический герой в русской литературе. Героическое и риторическое в поэзии П.Б.Шелли. Проблема изменения общества в поэме «Восстание ислама» и драме «Освобожденный Прометей». Влияние Шекспира в драме «Ченчи». Тема поэта и поэзии в лирике Шелли. Классический реализм в английской литературе 19 века. Викторианство как феномен английской жизни. Роман – ведущий жанр в реализме. Ч.Диккенс – романист. Комическая эпопея «Посмертные записки Пиквикского клуба». Обобщенный образ социального зла и утопия детскости в «Приключениях Оливера Твиста». Духовный мир английского буржуа («Домби и сын»). Жанр романа воспитания в творчестве Диккенса («Дэвид Копперфильд», «Большие надежды»). Эволюция героя в творчестве Диккенса. Тема снобизма как лейтмотив творчества У.Теккерея. Теккерей – сатирик («Книга снобов»). Жанр исторического романа в интерпретации Теккерея («Карьера Барри Линдона», «История Генри Эсмонда»). «Ярмарка тщеславия» как «роман без героя». Романтизм в литературе США.Изначально буржуазный характер действительности, национальный тип сознания, отношение к европейской культурной традиции. Ф.Купер – создатель американского романа. Исторические («Шпион») и морские («Лоцман») романы Купера. Взаимодействие природы, человека и цивилизации в пенталогии о Кожаном Чулке. Индейская тема у Купера («Последний из могикан»). Э.А.По – новеллист и поэт. Эстетические принципы и характер символики в его поэзии. Типология жанра новеллы в творчестве По. Н.Готорн – новеллист и романист. «Алая буква» Готорна как исторический роман. Г.Мелвилл – прозаик. Жанр романтической утопии в повестях «Тайпи» и «Ому». Философская проблематика и жанровый синтез в романе «Моби Дик, или Белый кит». Своеобразие исторического романа Мелвилла («Израиль Поттер»). Литература США второй половины 19 века. Гражданская война Севера и Юга и американское общество. Аболиционизм в американской литературе. Поздний романтизм в американской поэзии. Попытка создания национального эпоса в «Песни о Гайавате» Г.У.Лонгфелло. Философская и социальная проблематика сборника «Листья травы» У.Уитмена. Поэтическое новаторство Уитмена. Свободный стих. Становление реализма в американской прозе. Морально-этическая проблематика в творчестве У.Д.Хоуэллса. Г.Джеймс – создатель психологического романа. Тема «художник и общество» («Урок мастера»), столкновение цивилизаций («Дэзи Миллер»), социально-психологические проблемы Америки («Вашингтонская площадь») в повестях и романах Джеймса. Творчество Марка Твена. Специфика детскости и антиромантизм в «Приключениях Тома Сойера». Проблема рабовладельческой психологии в «Приключениях Геккльберри Финна». Исторический пессимизм в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Тенденции натурализма в прозе конца века. Личность и среда в романе С.Крейна «Алый знак доблести». Влияние натурализма в творчестве Ф.Норриса. Социальная проблематика в романе Норриса «Спрут». Английская литература второй половины 19 века.Идеи эволюционизма (Ч.Дарвин) и позитивизма (Г.Спенсер) и викторианство. Романтизм и эстетизм в поэзии «прерафаэлитов». Зарождение английского натурализма в творчестве Джордж Элиот. Проблема наследственности и среды в романе «Мельница на Флоссе». Мотивы «больших надежд» и «утраченных иллюзий» в романе Джордж Элиот «Мидлмарч». Эстетизм и символизм в творчестве О.Уайльда. Гуманистические и критические тенденции в сказках. Роль парадокса в творчестве Уайльда. Нравственно-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея». Уайльд – драматург. Романы «характеров и среды» Т.Гарди. Концепция трагического и своеобразие реализма Гарди. Социальные и нравственные проблемы в романе «Тэсс из рода Д′Эрбервиллей». Судьба личности в романе «Джуд Незаметный». Неоромантизм в английской литературе. Исторический роман и тема двойничества в творчестве Р.Л.Стивенсона. Образ Востока в поэзии и прозе Р.Киплинга. Психологизм в прозе Д.Конрада. Английская литература первой половины 20 века. Кризис гуманизма и литература 20 века. Отражение мировых войн и социальных катаклизмов в литературе. Реалистическая традиция и зарождение модернизма. Психоанализ З.Фрейда и модернизм. Драматургия Д.Б.Шоу. Социальная проблематика ранних пьес («Профессия миссис Уоррен»). Жанр драмы-дискуссии у Шоу. Парадокс в творчестве Шоу («Пигмалион»). Проблема интеллигенции в пьесе «Дом, где разбиваются сердца». Жанр экстраваганция («Тележка с яблоками»). Традиция реалистического романа 19 века в творчестве Д.Голсуорси. Проблема «форсайтизма» в цикле «Сага о Форсайтах». Полемика Голсуорси с модернизмом. Утопия и научная фантастика в романах Г.Уэллса («Машина времени», «Человек-невидимка», «Современная Утопия»). Социалистические и богостроительские тенденции в творчестве Уэллса. Уэллс – сатирик и антифашист («Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол», «Игрок в крокет»). Зарождение английского модернизма (В.Вулф, Д.Г.Лоуренс, Д.Джойс). Тема и образ Ирландии в творчестве Джойса («Дублинцы»). Роман о становлении творческой личности («Портрет художника в юности»). Поэтика мифа и «поток сознания» в романе «Улисс». Литература «потерянного поколения» (Р.Олдингтон). Жанр антиутопии в английской литературе: личность в условиях научно-технического прогресса и тоталитарного общества (О.Хаксли, Д.Оруэлл). Т.С.Элиот – реформатор англоязычной поэзии. Основные темы творчества: антигуманность цивилизации, кризис духовности, трагизм человеческого существования. Пародийное использование традиционных поэтических мотивов. Мифологизм поэмы «Бесплодная земля». Тема смерти при жизни в поэме «Полые люди». Литература США первой половины 20 века. Романтическая традиция и отголоски социал-дарвинизма в творчестве Д.Лондона. Американское общество в творчестве Т.Драйзера. Деловой мир Америки в «Трилогии желания». Искусство и художник в романе «Гений». «Религия успеха» и ее жертвы в романе «Американская трагедия». Тема войны в творчестве Э.Хемингуэя. Позиция стоицизма в романе «Фиеста». Любовь и война в романе «Прощай, оружие!». Техника «айсберга» и роль подтекста в прозе Хемингуэя. Антифашистская тема в творчестве 1930 – 40-х годов. Новый герой в романе «По ком звонит колокол». Утверждение человеческого достоинства в повести «Старик и море». Творчество У.Фолкнера. Тема «потерянного поколения» в романе «Сарторис». Социально-конкретное и общечеловеческое в «Саге Йокнапатофы». Полифоническая структура в романе «Шум и ярость». Проблемы американского Юга в творчестве Фолкнера («Авессалом, Авессалом!», «Свет в августе»). Типология собственничества в трилогии о Сноупсах. Природа и цивилизация в торчестве Фолкнера. Драматургия Ю.О′Нила. Социально-психологическая драма «Любовь под вязами». Трагедия разрыва человека с природой («Косматая обезьяна»). Поиски формы современной трагедии. Английская литература второй половины 20 века. Вторая мировая война, крушение британской империи и перестройка национального сознания. Развитие традиций сатирического реалистического романа в творчестве И.Во. Отражение католических взглядов в романе «Пригоршня праха». Поиски нравственного идеала в романе «Возвращение в Брайдсхед». Обличение войны и тотальная сатира в трилогии «Шпага чести». Движение «сердитых молодых людей» в английской литературе и театре. Умонастроение послевоенной английской молодежи в пьесе Д.Осборна «Оглянись во гневе». Модернизация исторической тематики в драмах Осборна («Лютер») и Р.Болта («Человек на все времена»). Своеобразие английского театра абсурда (Г.Пинтер). Связь с национальной сатирической традицией. Влияние философии экзистенциализма в английском романе. Психологизм и философские конструкции в творчестве А.Мердок. Тема нравственной деградации человека в романах-притчах У.Голдинга. Творчество Д.Фаулза и постмодернизм. Тема художника и искусства («Башня из черного дерева»). Поэтика постмодернизма в романе «Женщина французского лейтенанта»: интертекстуальность, открытая форма повествования, вариативность финала. Проблема искусства и свободы, роль шекспировских аллюзий в романе «Коллекционер». Мифологические и библейские реминисценции в романе «Волхв». Литература США второй половины 20 века. Научно-техническая революция, «общество потребления» и молодежная контркультура. Литература «черного юмора» и постмодернизм. Американская драматургия. Концепция «пластического театра» Тэннеси Уильямса. Тема греха и искупления («Трамвай «Желание»), натуралистические тенденции («Кошка на раскаленной крыше»). Социальная проблематика драматургии А.Миллера. Крах делового человека в пьесе «Смерть коммивояжера». Столкновение мировоззрений в драме «Цена». Тенденции драмы абсурда в творчестве Э.Олби. Социально-критический смысл парадоксальных ситуаций («Случай в зоопарке», «Кто боится Вирджинии Вулф»?). Движение «битников» и литература. Поэма А.Гинзберга «Вопль» как поэтический манифест битничества. Спонтанный стиль романа-импровизации Д.Керуака «На дороге». Поиски этических ориентиров в повести Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Гротескно-сатирическое изображение цивилизации в романах К.Воннегута. Морально-этическая проблематика романов Д.Апдайка (трилогия о Кролике). Поиски смысла жизни, реальное и мифологическое в романе Апдайка «Кентавр». Жанр философской притчи в творчестве С.Беллоу. Путешествие по кругам американского общества («Приключение Оги Марча»). Поиски путей преодоления отчуждения в романе «Герцог». Особенности авторской позиции и философский юмор Беллоу.
|
|||
|