Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Способы и приемы документальной проверки достоверности хозяйственных операций



. Способы и приемы документальной проверки достоверности хозяйственных операций

 

Основными приемами документального контроля являются следующие виды проверки: формальная; логи­ческая; арифметическая; нормативно-правовая; встречная проверка документов; взаимный контроль; анализ ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств; восстановление количественно-суммового учета; контрольные сличения; проверка правильности корреспонденции счетов; проверка регистров бухгалтерского учета; исследование неофициальных материалов; исследование и проверка объяснительных записок, полученных в процессе ревизии.

1. Формальная проверка документа предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов документов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах.

Посредством формальной проверки устанавливается наличие доброкачественных и недоброкачественных документов. К доброка­чественным относятся правильно оформленные документы, верно отражающие совершенную операцию. В недоброкачественных документах операции могут отражаться в искаженном виде или быть оформлены на фиктивную операцию. Их можно подраз­делить на недооформленные и неправильно оформленные.

2. При логической проверке путем сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанны­ми показателями, событиями, явлениями определяется, была ли объективная возможность ее возникновения. Осуществление ло­гической проверки обусловливается квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализиро­вать взаимосвязи хозяйственных операций.

3. Арифметическая проверка документов  включает правильность

проставленных цен в документе, приведенных наценок, скидок, произведенных вычислений и таксировок, подсчетов итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документа. Неправильные арифметические подсчеты могут быть умышленными и неумышленными. Ревизиями устанавливаются случаи умышленного искажения себестоимости продукции, сырья и материалов, объемов строительно-монтажных работ за счет неправильного определения процентов, индексов, итогов общепроизводственных и общехозяйственных накладных расходов; в денежных документах – завышения итоговых сумм.

При арифметической проверке регистров бухгалтерского учета иногда обнаруживаются подлоги в журналах-ордерах и ведомостях.

В результате комплексного применения формальной, логической и арифметической проверок все недоброкачественные документы в процессе ревизии можно подразделить на дефектные по существу отраженных в них операций и на дефектные комбинированные, т.е. сочетающие недостатки по существу и по форме отражения операций.

В свою очередь недоброкачественные документы по существу отраженных в них операций подразделяются на документы, содержащие случайные ошибки, отражающие незаконные операции, подложные. К первым относятся такие документы, в которых случайно, неумышленно искажены отдельные реквизиты (номер расчетного счета организации, ее наименование, адрес получателя). Документы, содержащие данные о незаконных операциях, характеризуются несоответствием сущности операции действующему законодательству – нормативным актам, положениям, инструкциям. В подложных документах умышленно искажаются реквизиты или содержание хозяйственной операции. Они подразделяются на документы с материальным подлогом (подделка подписи должностного лица или подписи в получении денег, подделка штампа, печати и др.); с интеллектуальным подлогом (завышение количества, цены, суммы); комбинированные, сочетающие материальные и интеллектуальные подлоги.

4. Нормативно-правовая проверка устанавливает соответ­ствие совершенной операции действующим правилам, требованиям устава или учредительных документов, законам, утвержденным нормам, сметам, лимитам и т.п. Данный метод применяется для выяв­ления отклонений фактических затрат от плановых или норматив­ных.

Этот метод позволяет ревизорам выявлять случаи сокрытия недостач, растрат, хищений и перерасхода за счет завышения плановых и нормативных затрат на производство продукции, списания на затраты производ­ства денежных и материальных средств по нормам, когда фактически израсходовано меньше.

5. Встречная проверка – эта проверка представляет собой сравнение

нескольких экземпляров одного и того же документа, находящихся в разных подразделениях ревизуемой организации или в других организациях.

При такой проверке могут быть вскрыты следующие злоупотребления:

полное или частичное недооприходование товарно-материальных ценностей и денежных средств, полученных от другой стороны, участвующей в хозяйственной операции;

присвоение выручки от реализации товаров, работ и услуг (в том числе и сдаваемой в банк);

наличие полностью или частично бестоварных операций;

4) излишнее   списание  товарно-материальных ценностей, денежных средств и др.

6. Взаимный  контроль необходим      для сопо­ставления различных 

документов, отражающих взаимосвязанные хо­зяйственные операции. При этом возможно:

1) сопоставление документов, отражающих непосредственное совершение хозяйственной операции, с документами, имеющими к первым косвенное отношение (сопоставление материального отчета о расходе сырья и материалов с данными карточек складского учета);

2) сопоставление документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обусловливается непосредственно первичными документами (включение в акт выполненных работ таких объемов, на которые не оформлены наряды, и пр.).

Взаимный контроль позволяет выявить:

полностью или частично бестоварные или безденежные операции;

участие в торгово-хозяйственной деятельности неучтенных товаров;

создание неучтенных излишков различных материалов, сырья, товаров и тары, а также других ценностей с целью дальнейшего оформления подложных документов об их реализации или приобретении (с присвоением самих ценностей или их денежного эквивалента);

создание неучтенных излишков готовой продукции либо необоснованного начисления и выплаты заработной платы;

составление подложных бухгалтерских проводок либо проводок, не подтвержденных оправдательными первичными документами, и др.

7. Анализ ежедневного или пооперационного изменения остат­ков товарно-материальных ценностей и денежных средств характерен тем, что в результате хронологического анализа хозяйственных операций представляется возможность выявить откло­нения от нормального оборота материальных ценностей или денеж­ных средств и установить искажения данных об ос­татках, образующихся после совершения каждой операции. Наиболь­ший эффект этот метод дает при проверке достоверности оборотов и остатков материальных ценностей и денежных средств в случаях, когда материально ответственные лица несвоевременно делают запи­си в аналитическом учете (в кассовой книге, карточке складского учета и других документах и регистрах аналити­ческого учета). Применение этого метода помогает выявить, например, такие противоречия, как оформление расхода товарно-материальных ценностей, еще не поступивших в организацию.

8. Восстановление количественно-суммового учета применяется при

ревизии баз, предприятий общественного питания, складов некоторых организаций, где количественный учет не ведет­ся, хотя каждая операция поступления и расходования материальных ценностей оформляется первичными документами. Указанный метод проверки состоит в том, что по первичным документам в хронологической последовательности восстанавливают­ся данные о поступлении и расходовании материальных ценностей по каждому сорту, виду или типовому размеру. Результаты восстанов­ления количественно-суммового учета позволяют анализировать дви­жение этих ценностей за определенный период времени.

Применение этого метода, например, помогает выявить противоречия в учетных записях, такие как превышение количества отпущенных товарно-материальных ценностей над максимально возможным их остатком на конец отчетного периода.

9. Контрольные сличения применяются преимущественно там, где ведется учет материальных ценностей по наименованиям без указания сортов, марок, номеров и других признаков, при запущенности аналитического учета по отдельным сортам, маркам, номерам материальных ценностей и во всех случаях, когда отдельные организации используют суммовой учет материальных ценностей. При контрольных сличениях остаток на начало проверяемого периода вместе с документированным приходом должен быть равен документированному расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки обычно базируются на данных инвентаризационных описей.

Особенности контрольного сличения позволяют выявить злоупотребления, которые связаны:

1) с созданием неучтенных излишков отдельных видов товарно-материальных ценностей в результате:

А) недооприходования     части   товарно-материальных ценностей,

поступающих в организацию;

Б) излишнего списания части товарно-материальных ценностей под видом

документированного расхода;

В) неправомерного оформления пересортицы и др.;

2) с манипулированием ценами при верной количественной информации о движении однородных ценностей в результате:

А) занижения цен на получаемые товары;

Б) завышения цен на отпускаемые и списываемые товары и др.   

3) с сокрытием части выручки, полученной от населения за реализацию товарно-материальных ценностей, и др.

10. Проверка правильности корреспонденции счетов нужна, чтобы

установить факты ошибочного или умышленного искажения данных взаимосвязи синтетических счетов бухгалтерского учета, чем создаются условия для хищения денежных средств и материальных ценностей, хотя все первичные документы могут быть составлены безукоризненно.

11. Проверка регистров бухгалтерского учета заключается в сопоставлении

данных регистров бухгалтерского учета с данными первичных документов, что позволяет установить наличие подложных записей, сделанных в целях сокрытия хищений и злоупотреблений. Применение данного метода дает возможным уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете.

12. Исследование неофициальных материалов заключается в изучении

черновых записей кассиров и других материально ответственных лиц, анонимных писем, неофициальных заявлений работников ревизуемой организации. Эта информация помогает устанавливать истинное состояние дел, выявлять злоупотребления и хищения денежных и материальных средств.

13. Исследование и проверка объяснительных записок, полученных в

процессе ревизии позволяет глубже анализировать действия должностных и материально ответственных лиц, выявлять обстоятельства, способствующие возникновению бесхозяйственности и нарушению финансовой дисциплины, намечать мероприятия по их устранению.

 

Третью группу методов и приемов контрольно-ревизионной работы составляют контроль с применением методов и приемов экономического анализа, наиболее распространенным из которых является прием сравнений. С его помощью дается оценка результатов хозяйственной деятельности ревизуемой организации и ее подразделений, сопоставляются результаты данного периода с предыдущими, выявляются имеющиеся резервы. Это дает возможность оценить эффективность работы организации, рациональность использования имеющихся ресурсов.

Прием сравнений, как правило, требует использования различных статистических приемов обработки экономической информации - группировок, расчета процентов, коэффициентов, исчисления средних величин, экономико-статистических методов (индексного, интегрального и т.д.).

Большое значение имеет и выявление узких мест и ведущих звеньев, так как это дает возможность определить слабые стороны в деятельности организации, сдерживающие рост производительности труда и выпуска продукции, сделать выводы о необходимости замены устаревшего оборудования или установки дополнительного количества машин, внедрения более совершенных технологических процессов, разработки мероприятий по совершенствованию организации производства, труда и управления.

Широко распространен в контрольно-ревизионной работе метод балансовых увязок, с помощью которого выявляется согласованность взаимозависимых показателей в виде отдельных балансов (трудовых и материальных ресурсов, источников покрытия потребности в них; баланс времени работы оборудования). В случае несогласованности показателей можно сделать вывод об имеющихся в организации хищениях или приписках.

Следует, однако, помнить, что в контрольно-ревизионной работе использование методов и приемов экономического анализа достаточно ограничено, так как только этими приемами не всегда удается установить законность, достоверность и целесообразность проведения финансово-хозяйственных операций в ревизуемой организации.

Особенностью проведения экономического анализа ревизионной группой является то, что исходной базой для него служат не столько отчетные, сколько скорректированные на основе результатов ревизии фактические данные, которые в отчетах не отражаются.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.