|
|||
Отказ от прогресса. Жизнь в деревнеОтказ от прогресса Жизнь в согласии с окружающей средой не предполагает отказа от экономического прогресса; скорее, она предполагает поиск технологий, наиболее соответствующих и способствующих движению вперёд к устойчивому будущему. Экологический образ жизни — это не путь “без роста”, а путь “нового роста”, предполагающий наличие в жизни как материального, так и духовного измерения. Более простой образ жизни не означает уход от прогресса; по существу, он даже необходим для развития цивилизации. Посвятив всю свою жизнь изучению возникновения и гибели человеческих цивилизаций, историк Арнольд Тойнби пришёл к выводу, что меру развития цивилизации нельзя искать в покорении другого народа или владении землёй. Скорее он видел сущность роста в том, что он назвал «законом последовательного упрощения». Истинный рост, утверждает Тойнби, заключается в способности общества переносить всё больше и больше энергии и внимания с материальной стороны жизни на нематериальную и тем самым развивать свою культуру, способность к состраданию, чувство человеческой общности и демократию. Сейчас нас толкает вперёд необходимость заново открыть смысл “истинного роста” путём последовательного упрощения материальной стороны нашей жизни и обогащения нематериальной стороны.
Жизнь в деревне В представлении широкого круга людей простая жизнь ассоциируется с хижиной Торо в лесу на берегу озера Уолден и, само собой разумеется, с деревенским уединением. Интересно, что Торо отнюдь не был отшельником в период своей жизни близ Уолдена. Его знаменитая хижина была расположена приблизительно в одной миле от города Конкорда, и он примерно через день ходил пешком в город. От его хижины до соседней шоссейной дороги было так близко, что он мог чувствовать запах дыма из трубки курившего пешехода. Торо писал, что пока он жил в лесу, у него перебывало “больше гостей, чем когда-либо в жизни”. Романтизированное представление о деревенской жизни не подходит к современной реальности, поскольку большинство людей, избравших простую жизнь, обитают не в глубинке или в сельской глуши; они живут в городах и пригородах. Хотя экологический образ жизни требует уважительного отношения к природе, он совсем не означает необходимости жить в сельской местности. Вместо движения “назад к земле” его точнее было бы назвать движением за то, чтобы “наилучшим образом использовать то место, где вы есть”.
|
|||
|