|
|||
elementum - στοιχεῖον8. bonum - ἀγαθόν Благо, summum bonum как высшее благо; платонический термин, Бог в христианской философии.
9. causa - αἰτία Причина, начало движения; греческий термин введен Аристотелем, переведен на латинский язык Цицероном. Аристотелевские 4 причины (обозначения, используемые в схоластике):
causa materialis – материальная причина causa formalis – формальная причина causa efficiens – действующая причина causa finalis – целевая причина
10. deus – ϑεός -Бог, божество
11. Eidos, idea - εἶδος, ἰδέα
12. elementum - στοιχεῖον Термин, обозначающий материальные стихии (начиная с досократических философов) – огонь, воду, землю, воздух.
13. emanatio Позднелатинский термин, означающий «излияние», «исхождение». Используется для обозначения способа рождения множества из Единого в неоплатонизме. Реципируется в средневековой мистике.
14. ens (см. также res) - ὄν Сущее, бытие, вещи, см. также essentia. Тремин средневековой схоластики.
15. esse - εἶναι -бытие, существование, акт бытия.
16. eudaimonia - εὐδαιμονία
17. finis – τέλος -конец, предел, завершение.
18. forma – μορφή Форма, перевод греческого термина Аристотеля, противоположность материи. Понимается как красота, оформленность вещи.
19. hedone - ἡδονή
20. humanitas – παιδεία, φιλανθροπία Человечность, гуманность, культура, используется Цицероном. Humanitas выступает у него как аристократическое воспитание гражданина (у греков - παιδεία). В этом смысле Тертуллиан применял термин humanitas к философии Платона (Ad nat. II, 3). Именно эту традицию понимания humanitas положили в основу своего «гуманизма» много столетий спустя мыслители Возрождения. Humanismus становится у них символом свободного от оков всякой схоластики и церковности развития личности на основе всестороннего образования, опирающегося на лучшие образцы античной культуры. В среде поздних стоиков в имперском Риме humanitas приобретает иное значение, близкое к греческому φιλανθροπία (человеколюбие, человечность) и имеет отношение уже не к узкому кругу высокообразованной римской аристократии, но к любому человеку независимо от уровня его образования.
|
|||
|