Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика. Результаты



Методика

Эксперимент проводился на выборке состоящей из одного человека женского пола, возраста 18 лет, на момент эксперимента обучающегося на 1 курсе бакалавриата, имеющего законченное (полное) среднее образование.

Эксперимент должен был проходить в проветриваемой, хорошо освещенной аудитории, уединённо, без громких звуков и других отвлекающих факторов, в первой половине дня. Однако, эти условия во многом были нарушены. Эксперимент проводился в большой группе учеников, потому было множество отвлекающих факторов.

Задание отрабатывается на IBM-совместимых персональных компьютерах, с помощью программы muler.exe. [1]

Материал предоставлял собой появляющиеся на экране монитора компьютера два отрезка, с направленными в разные стороны наконечниками. Стандартный стимул - стрела с наконечниками наружу (↔), имеет длину 11 см и всегда предоставляется слева. Переменный стимул - стрела с наконечниками внутрь (<-->) ее длина изменяется от 10 см до 17 см, предоставляется она справа. Предъявляются они на одной горизонтальной линии, время экспозиции - 1 секунда.

Испытуемый сидит на расстоянии 1 м до экрана дисплея. Каждая проба начинается с появления звукового сигнала "Внимание", затем через 500 мс экспонируются стандартный и переменный стимулы (1 с). Следующая проба начинается через 2 с, в течение которых испытуемый должен дать свой ответ, нажимая на одну из 3-х клавиш на клавиатуре компьютера. Задача испытуемого заключается в том, чтобы сравнить переменный стимул со стандартным, используя три категории ответов: "меньше", "равно" и "больше". Для ответа использовались клавиши управления движением курсора — <←>, <↓>, <→>.

Переменные стимулы предъявляются восходящими и нисходящими рядами, по 10 проб в каждом ряду. Всего 20 восходящих и 20 нисходящих рядов. [1]

 

Результаты

По окончанию эксперимента программой был выдан протокол, содержащий ответы испытуемого (см. приложение 1). После первичной обработки данных была получена таблица со значения верхних и нижних порогов в восходящих и нисходящих рядах.

 

Lhdown

Lhup

Lldown

Llup

 

На основе полученной информации были произведены необходимые расчеты.

1. Значение верхнего и нижнего порога по всему эксперименту. Для этого мы нашли среднее значение среди всех (и восходящих, и нисходящих) верхних и нижних порогов:

Lh=163%;  Ll=135.2%

2. Значения стандартного отклонения:

3. Значение интервала неопределенности и дифференциального порога:

IU=27.8%; DL=13.9%

Интервал неопределенности ("Interval of Uncertainty") – промежуток ответов ограниченный верхним и нижним порогом. Применительно к эксперименту это тот диапазон стимульного ряда, где преобладали ответы равенства. Сверху он ограничен стимулом, только ставшим заметно большим, а снизу - стимулом, который едва заметно меньший. «Понятно поэтому, что IU содержит две различительные ступени или два едва заметных различия, т.е. равен двум дифференциальным порогам DL ("Differenz Limen"):»[1]

4. Значение в точке субъективного равенства:

PSE=149.1%

Точка субъективного равенства ("Point of Subject Equality") – это средняя точка интервала неопределенности(IU). То есть, это точка, в которой испытуемый воспринимает стимул, как равный эталону.

5. Значение константной ошибки

Как правило, IU, несимметричен, поэтому часто PSE не совпадает со значением эталона. СЕ или константная ошибка характеризует степень несовпадения эталона и PSE. В данном эксперименте значение СЕ можно принимать за количественную оценку степени выраженности иллюзии Мюллера-Лайера. Знак константной ошибки означает то, переоценивается ли эталон или недооценивается. «Таким образом, СЕ характеризует величину и направление смещения зоны субъективного равенства относительно объективного равенства.» [1]

То, что в данном случае CE – положительная величина, говорит о том, что стрелака с наконечниками наружу (эталон) переоценивается, а это значит, что испытуемый подвержен влиянию иллюзии Мюллера-Лайера.

Так же мной были построены графики изменения значений верхних и нижних порогов в течении эксперимента:

Выводы
В конце работы были получены все необходимые параметры, а так же разъяснен их психофизический смысл. Количественно была оценена сила иллюзии. Таким образом, цели работы успешно выполнены. К сожалению, на основе построенных графиков не удалось увидеть несколько характерных для таких экспериментов периодов привыкания и утомления, так как графики в основном беспорядочны. Я связываю это с тем, что процедура эксперимента не была полностью соблюдена (было большое количество отвлекающих факторов). Таким образом, метод минимальных изменений хорош своей простотой, доступностью, быстрой процедурой. Однако основной его минус заключается в том, что в процессе проведения опыта этим методом на человека оказывается множество сторонних влияний, которые несомненно влияют на процесс принятия решения испытуемым. То есть, строго говоря с помощью этого метода исчисляются показатели не пороговых мер, а мер исполнения. [1]

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.