|
|||
Тема: Русская культура средних веков (XIV-XV вв.).Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тема: Русская культура средних веков (XIV-XV вв.). План: 1. Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XV веках. 2. Литература, зодчество и иконопись Руси в XIV-XV веков.
1. Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XV веках. Период с 1240 года и до середины XIV века характеризуется заметным упадком во всех областях культуры, в связи с монгольским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов. Но уже начиная с середины XIV века отмечается подъем национального самосознания, возрождения русской культуры. Иноземные вторжения особенно пагубно сказались на южных и западных землях. Поэтому центр общественно-политической и культурный жизни постепенно сместился на северо-восток, где в силу ряда причин установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орд и к концу XV в. завершить оба процесса созданием единого и независимого государства. Причины возвышения Москвы: ü Выгодное географическое положение: затерянная в лесах, непроходимых для татарской конницы; ü Постоянный приток населения, стремившегося найти на московской земле защиту от разорительных набегов ордынцев; ü союз московских князей с высшими церковными иерархами, благодаря которому Москва стала не только политическим, но и духовным центром Руси. Развитие культуры XIV-XV веках определялось двумя основными условиями: 1. В сознании людей сильная была тяга к преодолению разобщенности, порожденной феодальной раздробленностью. 2. Шел процесс постепенного возрождения навыков и ценностей, утраченных в результате монголо-татарского нашествия. Важную роль в культурном процессе этого периода играло так же восстановление связей с Византией и южнославянскими странами. После Куликовской битвы (1380 г.) начинается быстрый подъем русской культуры, происходит слияние местных художественных школ в общерусскую культуру. В эпоху средневековья распространение грамотности и знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и в деревне. В то время, как в бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии и т.п., просвещение в городах, монастырях и вотчинных замках основывалось на книгах. Судя по житейской литературе XIV-XV вв., обучение детей грамоте начиналось в возрасте 7 лет. Новгородская былина о Василии Буслаеве так рассказывает об этом:
"Стали его, Васильюшку грамоте учить, Грамота ему в наук пошла, Помадили его, Васильюшку, пером писать, И письмо ему в науку пошло". Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер. Найденная в Новгороде азбука XIII -XIV вв., вырезанная на небольшой можжевеловой дощечке, и учебные записи мальчика XIII в. Онфима свидетельствуют о применении принципа слогового обучения чтению и письму. Многочисленный берестяные грамоты говорят, что русские горожане, в том числе и женщины, широко использовали свои знания как в деловой практике, так и в быту. Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV-XV вв. на Руси развивалось книжное дело. Постепенная замена дорогого пергамента бумагой делала книги более доступными. К XV в. известны уже многие библиотеки. Хотя большинство книг того времени погибло в огне военных пожаров, в кострах церковной цензуры и т.д. до нас дошло 583 рукописные книги. Говоря о распространении Книжной премудрости", надо иметь в виду коллективное использование средневековых книг. Чтение вслух тогда было широко распространено во всех странах и в разных слоях общества.
|
|||
|