|
|||
а) Сделайте вывод об источниках рабства в Риме; б) Перечислите, какую одежду носили рабы. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 а) Сделайте вывод об источниках рабства в Риме; б) Перечислите, какую одежду носили рабы.
2. Хронисты – восстановить картину события по документам. Задания: 1. Прочитайте документ Марка Порция Катона «Земледелие»: «Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырывать колючую траву, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырезать колючие кусты, наводить порядок…» (Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/под редакцией Е.А.Черкасовой. – М., 1987.). Ответить на вопросы: 1.1. Было ли свободное время у рабов? 1.2. Что должны были делать рабы в дождливую погоду? 1.3. Что должны были делать рабы в праздники? 2. Прочитайте документ § 49, стр.240 «Римские ученые о рабах» (внизу, мелким шрифтом) и ответьте на вопросы: 2.1. Докажите, что рабовладельцы не считали рабов за людей; 2.2. Как рабы относились к труду, особенно в сельском хозяйстве (из записей ученого Колумелла)? 2.3. Как можно объяснить такое отношение рабов к труду (заинтересованы ли они в результатах своего труда? Почему?) А) Сделайте вывод о положении рабов в Риме.
3. Текстологи – иллюстраторы.Изучают и восстанавливают историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, Задания: 1. Используя заголовки и текст п.2, 3, 4 § 49, ответить на вопрос: где использовали труд рабов? 2. Оживите картину «В имении римского рабовладельца». В помощь – текст, предложенный учителем. Ответьте на вопрос: как наказывали рабов? Текст-опора. В центре картины рабовладелец, раб-управляющий и немощный старик-раб. Раб старается во всем угодить своему хозяину: - Господин мой. Что делать с этим стариком: Пять лет он в твоем имении. Он был лучшим рабом на прессе. А теперь он слаб и никуда не годится. - Он лодырь, - замечает хозяин, - накажи его. - все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать. - Попробуй его продать, - говорит рабовладелец, - лишний нахлебник нам не нужен. - Помилуй, господин, да кто его купит? Его и даром-то никто не возьмет. - Пожалуй, ты прав. Я велю его отвезти на пустынный остров на Тибре, - отвечает рабовладелец. – Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней. (Методическое пособие по истории древнего мира. М., 2006.) 4. Лингвисты – переводчики (словарно-терминологическая работа) – это люди, которые занимаются составлением словарей, написанием грамматики языка, совершенствованием орфографии. Задания: 1. Вставьте пропущенные буквы в слова: р…бы, …мение, амф…театр, гл…диатор; 2. Объяснить значение этих терминов и продиктовать классу для записи в словарь. · Рабы · Имение · Амфитеатр · «Говорящее орудие» Ответ на проблемный вопрос: «Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?» (. 5. Домашнее задание: Параграф 49, читать, даты, термины. Видеоурок №28 РЭШ.
|
|||
|