Об эффекте ореола
Об эффекте ореола
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»).
В хореографии эффект ореола распространен, если педагог приходит на смену другому хореографу — и тот рассказывает ему об учениках, о том, какие у каждого способности.
Также этот эффект работает при первом разговоре с родителями ( «Да нам просто для себя походить», «Нам на сцену не надо, у нас нет способностей», «У нас все в роду танцевали, мы стремимся с высоким результатам»)
Рекомендация: Перед тем, как «повешать ярлык» на ученика — поработайте с ним в танцевальном классе, самостоятельно проверьте и оцените его способности и желание.
Оценка должна быть:
- Объективной, т.е. непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения педагога о конкретном ребенке.
- Адекватной, т.е. соответствующей реальным показателям конечного результата — количественным, качественным, а также вложенным в его достижение усилиям.
- Мотивированной — содержать четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным образом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика.
- Критической, т.е. содержать указания на определенные недостатки в работе. Она ориентирует ученика на эталонный образец, воспитывает чувство неудовлетворенности, стимулирует активность, предотвращает развитие чувства самоуспокоенности.
- Стимулирующей — побуждающей к продвижению вперед, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало.
- Дифференцированной, т.е. расчленяться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе четкие указания как на достоинства, так и на недостатки.
- Заинтересованной — выражающей интерес учителя к личности ребенка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в его возможности.
- Выразительной — показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и полученных результатов.
- Понятной — четко и просто сформулированной, доступной для понимания ребенка, без иносказания и заумностей.
- Уважительной — вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его право на собственные ошибки.
Не допустимы менторские высказывания: — Сколько раз можно повторять! — Я уже сто раз сказала… — Если ты будешь повторять в том же духе, то… — Вы что, забыли, что скоро конец года… — Что с тебя возьмешь… — Смотри лучше, как делает Катя… — Тебе что — нечего делать? — Всё, мое терпение лопнуло…
Поощряйте такими высказываниями:
— Как я рада! Как же ты меня удивил! — Я знаю, что ты можешь больше. — Передай маме, что я в восторге! — Я в тебе не сомневалась! — Ты сам себя не знал! Молодец! — У тебя получается! Попробуй еще лучше!
В конце занятия похлопайте вместе с детьми, поблагодарите их за проведенное занятие, придумайте какой-нибудь общий ритуал.
Хвалите детей! Пусть крылья успеха помогают им!
|