Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Война и мир



"Война и мир"

Три года (1965 — 1967) Бондарчук снимал свой главный фильм — "Войну и мир". Режиссер не упустил из романа почти ничего — и снял фильм эпохальный. В нем занят весь цвет советского кино: Тихонов, Лановой, Ефремов, Кторов, Вертинская, Стржельчик, Табаков. Жена Бондарчука Ирина Скобцева сыграла Элен Безухову. Это забавно, если учесть, что Пьера играет сам Бондарчук. Когда Сергей Бондарчук пригласил Ю.Никулина на съемки фильма "Война и мир", он спросил: "Вы догадываетесь, зачем я вас пригласил?". Ю.Никулин: "Да. Вы хотите мне предложить роль Наполеона". Бондарчук замер в напряжении. А Никулин улыбнулся, и они долго смеялись.

Фильм точно воспроизводит все эпизоды романа — и военные, и мирные. Но в центре монументального полотна Бондарчука — Бородинская битва. Спустя годы Бондарчук будет вслух мечтать о том, чтобы снять тихий, камерный фильм. "Двое героев сидят в комнате, о чем-то говорят..." Услышав эти рассуждения, Никита Михалков тут же добавил: "А за окном проходит танковая дивизия!"



Бондарчук устроил съемки главной батальной сцены советского кино с колоссальным размахом. В массовке, изображавшей две огромные армии, было занято 15 тысяч человек. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На старой Смоленской дороге соорудили Семеновскую деревню и укрепления. Как рассказывают, в распоряжении главного пиротехника Владимира Лихачева было целое войско и солидный арсенал боеприпасов. Пришлось затратить 10 тонн пороха, 10 тысяч дымовых шашек. А сколько еще пушечных снарядов, «шрапнели“ и патронов! И в этом адском грохоте и дыму не произошло ни одного несчастного случая. Массовку укладывали в самых выразительных позах на земле. Облитые водой из пожарных машин люди терпеливо ждали, пока не снимут с десяток дублей. А в это время между телами пробегала огромная овчарка, каркало воронье, а Наполеон на своем белом коне объезжал это жуткое зрелище. Снимали на нашу пленку, которая была, увы, низкого качества. Даже днем приходилось использовать прожекторы, из-за брака некоторые эпизоды снимали по 30—40 раз. Чтобы добавить экспрессии кадрам, построили канатную дорогу над полем боя — по ней «на пушечном ядре» летела камера. Съемки были в самом разгаре, когда внезапно Министерство культуры СССР остановило работы и приказало срочно готовить первую серию для показа на Международном кинофестивале в Москве. Темп монтажа и съемок был такой, что организм Бондарчука не выдержал — у него случились спазмы сердечных и головных сосудов, режиссер пережил четыре минуты клинической смерти. Бондарчук был при дворе, но никогда не был придворным. Мог поставить на место зарвавшегося киноначальника. Мог позволить себе снимать о том, что ему действительно важно. Он не сделал ни одного фильма о современности, в котором пришлось бы показывать руководящую и направляющую роль партии. Не снял ни одной парадной картины о войне — его герои оказывались либо в плену, либо в трагическом отступлении.

Эпическая картина "Война и мир" завоевала главную премию киноакадемии США "Оскар" в номинации "Лучший зарубежный фильм" (1969). После успешного зарубежного проката "Войны и мир" Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм "Ватерлоо" (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.

Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в "Дяде Ване" (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в "Выборе цели" (1975, режиссера И. В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в "Оводе" (1980, режиссера Н. П. Мащенко). С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974). В 1975 году он снимает фильм "Они сражались за Родину" по повести М. Шолохова. Это один из самых пронзительных и откровенных фильмов о войне. Великих русских солдат в нем сыграли великие русские актеры — сам Бондарчук, Бурков, Тихонов, Никулин. Последнюю свою роль, даже не до конца им озвученную, сыграл в этом фильме Василий Шукшин. Фильм был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

Фильм "Они сражались за Родину" был удостоен Государственная премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977) и специальной премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1976). В фильме "Степь" (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений. Затем Бондарчук решил экранизировать две книги репортажей американского писателя Джона Рида "Восставшая Мексика" и "10 дней, которые потрясли мир", посвященные двум революциям начала ХХ века — мексиканской и российской. Таким образом, появился политический фильм-дилогия "Красные колокола" о роли масс в историческом процессе. "Красные колокола" был удостоен Государственной премии (1984) и Главного приза Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1982). Но рядового советского зрителя он оставил равнодушным. Фильм Бондарчука не будил у него никаких чувств.

    

Бондарчук взялся за создание своего последнего фильма — экранизацию трагедии Пушкина "Борис Годунов" (по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), повествующую о русской смуте начала XVII века. Сам он сыграл царя Бориса. Почти никто из тех, с кем Бондарчук начинал съемку фильма, не остался в группе до конца — не многие смогли выдержать его тяжелый характер. Фильм вышел на экраны в апреле 1985 г., накануне Перестройки. Страна стала медленно и неуклонно меняться. На первом в перестроечный период кинематографическом съезде враги Сергея Бондарчука, «имевшие зуб» на все советское кино, которое для них олицетворял именно он, решили отыграться на мастере. Какое-то время режиссер был лишен возможности снимать. В начале 90-х у него появилась возможность экранизировать на итальянские деньги роман Шолохова «Тихий Дон». С итальянцами у Бондарчука давно были теплые отношения – в конце пятидесятых он снялся в картине Роберто Росселини «В Риме была ночь», тот познакомил его с Федерико Феллини и композитором Нино Рота. А Папа Римский в свое время, зная Бондарчука как верующего человека, предложил ему келью в Ватикане, куда он мог приехать в любое время для уединения...

К апрелю 1993 года режиссер отснял весь материал и собрался приступать к монтажу. Началась 19-месячная история его переговоров с продюсером. Бондарчук просит денег на завершение фильма, а итальянцы за его спиной уже ведут переговоры — чуть ли не со всем миром — о прокате якобы готовой картины русского режиссера. В октябре 1994 года обескураженный Бондарчук планировал провести пресс-конференцию, чтобы разрешить недоразумение, но не успел; 20 октября 1994 года он умер в Москве, так и не доведя до конца свой последний фильма, который мог бы стать еще одной гордостью его создателя. Хоронила С.Бондарчука вся Москва. Завершил работу отца его сын — Федор Бондарчук. Существуют две версии фильма — телевизионная и общеэкранная. Права на обе картины долгое время принадлежали Италии и США. В 2007 году после долгих переговоров «Тихий Дон» был возвращен на родину и вышел на экраны.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.