Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Судьба человека



 

Бондарчук Сергей Федорович — Легендарный актер, режиссер, сценарист. Народный артист СССР. Как режиссер, поставил фильмы и сыграл в них: "Война и мир", "Судьба человека", "Они сражались за Родину", "Борис Годунов". Сергей Бондарчук — кинорежиссёр-монументалист, актёр-тяжеловес, основатель актёрско-режиссёрской династии, лауреат многочисленных госпремий, обладатель первого «Оскара» за советский игровой фильм, рекордсмен Книги Гиннесса. На волне перестройки коллеги по киноцеху пытались вычеркнуть его из кино как пережиток эпохи застоя. Но история распорядилась по-своему — имена многих из тех «застрельщиков киноперестройки» сегодня помнят лишь специалисты, а фильмы Бондарчука продолжают пересматривать по всему миру.

Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской области. Впервые проявить свой нрав Сергею Федоровичу Бондарчуку пришлось сразу после окончания школы. Отец, Федор Петрович, человек очень строгих правил, предложил сыну пойти учиться на инженера. Но Сергей заявил, что давно принял решение стать артистом. Сын председателя колхоза, потомка запорожских казаков будет "комедиантом"?! Не бывать этому! Однако после, наверное, тысячного отказа отец сдался: "Об одном прошу, сынок, — сказал перед отъездом, — будь актером, а не комедиантом!". Сергей пообещал... В 1937 г., по окончании школы, семнадцатилетний Бондарчук поступил в студию Ростовского театра, но закончить ее не успел — началась война.

Когда началась война, Сергей Бондарчук (1920—1994) уже играл в труппе Театра Красной Армии в Грозном. Однако летом 1941-го его призвали на фронт, он воевал под Грозным, Армавиром, Моздоком. Сергей Федорович прошел всю войну солдатом, был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Супруга режиссера Ирина Скобцева, вспоминает, что во время войны ее мужа особо потряс один случай: «Была страшная фугасная атака на Грозный. Казалось, что земля горит и железо плавится. Стоял жуткий запах горелого человеческого мяса. Сергей укрылся в окопе, который в любую секунду мог стать его могилой. Неожиданно к краю окопа подошла собака, опаленная, в язвах, с перебитым хвостом. «Сейчас точно набросится», — решил Сережа. Они встретились глазами и долго-долго смотрели друг на друга. Взгляд этой собаки, полный ужаса, Сергей Федорович запомнил на всю жизнь».

В 1946 г., после демобилизации из армии, он продолжил учебу в Москве на третьем курсе актерского факультета ВГИКа, который окончил в 1948 году. Свою звездную карьеру корифей советского кинематографа начинал, ночуя на столе директора киностудии им. Горького. Провинциальному мальчику негде было жить в Москве. Мастером его ВГИКовского класса был Сергей Герасимов, и дипломной работой Бондарчука стала роль Валько в фильме Герасимова "Молодая гвардия" (1948). Во время съемок "Молодой гвардии" Сергей Бондарчук женился на начинающей актрисе Инне Макаровой. Они прожили вместе 10 лет. В 1950 году у них родилась дочь Наташа, ставшая впоследствии актрисой и кинорежиссером. Они практически везде сопровождали друг друга. Когда у Сергея были съемки в Киеве, она летела к нему, а он встречал её с цветами, бежал через все летное поле. В 53м году она снималась у Пудовкина, а Сергей в «Адмирал Ушаков», и вот он присылает ей телеграмму что приезжает, пришла Инна встречать, а он по путям с чемоданчиком вышагивает, поезд остановился в неурочном месте. Но однажды, когда Сергей собирался на съемки к Инне, она должна была сниматься в «Высоте», она сказал ему, что они должны расстаться. Сама Инна чувства тяжести не испытала, а вот для Сергея это было шоком.

       

Бондарчук всегда бил в десятку. Он снялся в главной роли в фильме "Тарас Шевченко" в 1952 году и получил премию на МКФ в Карловых Варах. На родине он так понравился товарищу Сталину, что тот назвал его "истинно народным артистом". Наутро после правительственного просмотра Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания. Сталин, увидев Бондарчука на экране, довольно заметил: «Вот настоящий народный артист». И в 1952-м, когда актёру едва стукнуло тридцать два, он получил народного артиста СССР, а также Государственную премию имени генералиссимуса. Парадокс ситуации заключался в том, что в «Тарасе Шевченко» Бондарчук сыграл не проповедника панславянских идей и свержения самодержавия, а бескомпромиссного диссидента, который уже одним фактом своего существования способен нанести урон любой империи. Но именно с этого момента начались стремительное восхождение Бондарчука на советский кинематографический олимп и столь же стремительно растущая неприязнь коллег. А сам Бондарчук тогда разошелся с первой женой, жить ему было негде и он ночевал на сцене Театра киноактера.

Как-то утром зовут его в кабинет директора к телефону.

— Здравствуй, Бондарчук. — сказал голос в трубке. — Пол-литра поставишь?

— А кто это?

— Василий Сталин беспокоит.

— Здравствуйте. Поставлю… А за что?

— Приходи к шести в «Арагви», узнаешь за что.

Бондарчук не очень-то поверил, что звонил сам сын Сталина, — скорее, это был чей-то розыгрыш, но в «Арагви» на всякий случай пошел.

Его встретили у входа и проводили в отдельный кабинет, где действительно сидели сын Сталина Василий и известный футболист Всеволод Бобров. Василий Сталин положил перед Бондарчуком журнал «Огонек» с портретом Бондарчука в роли Шевченко на обложке. Под портретом — подпись: «Заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Федорович Бондарчук». «Заслуженный деятель» зачеркнуто ручкой, а сверху написано: «Народный артист СССР» и подпись — «И. Сталин».

Пол-литра Бондарчук поставил, — он еще не знал, сколько неприятностей его ждет из-за этой поправки. По правилам, «народного СССР» давали только после «народного РСФСР», а «народного РСФСР» — только после «заслуженного РСФСР». То есть раньше пятидесяти никто этого звания не получал. А Бондарчук «народного СССР» получил сразу, и совсем молодым — ему не было и тридцати. И сразу завистники (а таких всегда было немало) его возненавидели. До перестройки ненавидели тайно, а после перестройки — явно. И не было тогда ни одной статьи, ни одного выступления об отечественном кино, в которых — надо — не надо — не поносили бы Бондарчука. Его, первого нашего обладателя «Оскара», даже делегатом на съезд кинематографистов не выбрали. Не попал в число четырехсот достойных.

Бондарчук переживал, но виду не показывал. И фильмы его до сих пор живы и идут по всему миру.

В 1950 году, когда Элина Быстрицкая снималась в крошечной роли в картине "Тарас Шевченко", С.Ф.Бондарчук (он играл главную роль) повел себя бестактно по отношению к ней, унизил ее в присутствии членов съемочного коллектива. Быстрицкая ему этого не простила. И, когда они вновь встретились на съемочной площадке фильма 'Неоконченная повесть', их неприязнь друг к другу вспыхнула с новой силой. Дело дошло до того, что Бондарчук опять не сдержался и незадолго до начала съемок очередной сцены вновь оскорбил свою партнершу. Она расплакалась и заявила, что отказывается от дальнейших съемок. Эрмлер (режиссер фильма) бросился ее успокаивать, но все было бесполезно. Тогда режиссер пошел на последнюю меру. Он пообещал Быстрицкой, что будет снимать ее крупные планы отдельно, без присутствия партнера. На том и порешили.
Фильм "Неоконченная повесть" вышел на широкий экран в 1955 году. Судя по его рейтингу, любовная история, показанная в картине, взяла людей за душу. Но мало кто из зрителей догадывался, что исполнители главных ролей, так вдохновенно играющие влюбленных на экране, на самом деле испытывали друг к другу совершенно противоположные чувства.

В том же 1955 году Сергей Бондарчук познакомился со своей будущей супругой актрисой Ириной Скобцевой. Тогда она еще была студенткой Школы-студии МХАТ. Затем были съемки фильма С.Ю. Юткевича «Отелло (1956), в котором Сергей Бондарчук играл главную роль. Романтически яркое исполнение классической трагедийной роли принесло Бондарчуку признание не только на Родине, но и за рубежом. Бондарчук долго добивался Скобцевой — та сомневалась, нужно ли связывать жизнь с женатым человеком. Добился! Он вообще был настойчив. В своё время пошёл против воли отца, председателя колхоза. Отец, потомок запорожских казаков, нрава весьма крутого, настаивал, чтобы сын стал инженером. А сын упёрся — буду артистом. И переупрямил отца. А потом смог убедить любимую женщину в искренности своих чувств — возвращаясь из командировки, приехал к Скобцевой прямо из аэропорта и... остался на всю жизнь.

- На съёмках «Отелло» наши отношения стали открытыми, — вспоминает Ирина Константиновна. — А познакомились мы гораздо раньше, года за полтора до этой картины, — случайно встретились на остановке троллейбуса возле «Мосфильма». Оказалось, нам по пути… Когда снимали «Отелло», Бондарчук был женат, в семье росла дочь. Поэтому и угрызения совести у меня были, и сомнения… Но всё перекрывало чувство любви.



В 1959 году Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева поженились и 35 лет шли по жизни рука об руку. Их дети продолжили семейную традицию. Дочь Елена Сергеевна (1962 г.р.) закончила школу-студию МХАТ и стала актрисой. Она работала в Театре имени А.С. Пушкина, затем в Театре имени Моссовета, а затем была одной из ведущих актрис МХАТа имени А.М. Горького. Сын Федор Сергеевич (1967г.р.) — кинорежиссер, актер, выпускник ВГИКа; соруководитель студии "Арт Пикчерс" по производству музыкальных видеоклипов и рекламных роликов.

 Следующей заметной удачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в "Попрыгунье" (1955, по рассказу А. П. Чехова, режиссер С. И. Самсонов), где проявилась лирическая сторона дарования актера.

В 1959 году фильм « Сережа» стал дебютной режиссёрской работой Георгия Данелия и Игоря Таланкина. Они мечтали, что снимут гениальный фильм, каждый кадр которого войдет в историю мирового кинематографа.

" Сереже" везло с самого начала. Сама Вера Панова разрешила молодым и никому неизвестным тогда кинематографистам написать сценарий по своей повести. Хотя в руководстве Мосфильма эту затею, мягко говоря, не одобрили. Но Вера Панова выбила им разрешение на съёмку и начальство Мосфильма (без ведома режиссёров) отправило уже утверждённый сценарий Сергею Бондарчуку. Чтобы именно он играл главную роль.

Умные люди посоветовали новичкам обязательно указать в титрах Веру Панову . Имя Бондарчука и Пановой - в те годы была своеобразная гарантия того что фильм не зарубят.

Узнав о том, что их сценарий был отправлен самому "Отелло" ( Бондарчук сыграл эту роль в 1955 году), Таланкин и Данелия потопали к нему домой, на разговор. Они были уверены, что именитый актер очень быстро (тактично или нет) пошлет их подальше. Но на удивление Сергей Бондарчук очень тепло их встретил.

Напоил чаем, угостил импортным печеньем, и когда он сказал: « Я и Ирочка согласны сниматься в вашей картине», Данелия поперхнулся чаем. ( К тому времени Бондарчук и Скобцева были уже барке. )

Они не верили, что своем первом фильме буду снимать самих "Отелло и Дездемону." И Бондарчук прилетел: энергичный, загорелый, в шикарном заграничном костюме. На следующий день снимали сцену: Сережа приносит сломанный велосипед, а Коростелев огорченно говорит: «Да, брат, ловко ты его».

Снимаем крупный план Бондарчука.

— Да, брат, ловко ты его, — улыбается Бондарчук.

— Стоп! Сергей Федорович, здесь Коростелев должен огорчиться.

— Угу. Давайте.

Снимаем второй дубль.

— Да, брат, ловко ты его, — опять улыбается Бондарчук.

— Сергей Федорович, а попробуйте сказать это не так весело. Все-таки Коростелев покупал велосипед, потратил деньги, и за мальчика обидно…

— Угу. Давайте.

Третий дубль — снова улыбается.

Мы, конечно, предполагали, что с Бондарчуком будет работать трудно, но не знали, что до такой степени.

 

Первой они снимали сцену, когда Сережа приносит домой разбитый велосипед. И каждый раз Бондарчук, увидев мальчика, почему-то радостно улыбался, а режиссеры просили, чтобы он был огорчен. Но Сергей Федорович их словно бы не слышал. Что они о нем в это время думали, он узнал в этот же день, вечером, когда отмечали его день рождения. Сергею Бондарчуку как раз исполнилось 39 лет. А проснувшись на следующее утро, Данелия не мог вспомнить, чего он такого особенного накануне наговорил и продолжал работать, как ни в чем не бывало и только через двадцать один год, на своем шестидесятилетии Сергей Федорович раскрыл страшную тайну, что Георгий Николаевич тогда назвал его бездарным глупым надутым индюком.

"Судьба человека"

Удачей Бондарчука стало то, что он сразу нашел свою тему. Утвердившись как мастер советского кино, Бондарчук уверенно обратился к эпическому жанру. Великая отечественная война глубоко потрясла его. Всю свою жизнь он фактурно лепил образ сильного одухотворенного советского человека — солдата, защитника Родины. Судьба целого народа и драма отдельного человека выписаны с равной силой в его шедеврах. Сергей Бондарчук — художник с размашистым почерком. Он не захотел ограничиться рамками актерской профессии. Его режиссерский дебют — фильм "Судьба человека" (1959) по рассказу М. Шолохова. Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Он сам сыграл в фильме главную роль (впоследствии он не раз играл в собственных фильмах). Прежде чем начались съёмки фильма, Шолохов захотел лично познакомиться с Бондарчуком. Было несколько встреч в Москве, в основном по ночам. Они много разговаривали. Шолохов просил его: «Почитай с голоса!» Бондарчук читал стихи Шевченко, Пушкина. Как-то Шолохов вдруг сказал: «А руки-то у тебя не те! Вот у нас казачок был. Дали ему как-то за хорошую работу путёвку в санаторий. Пошёл он перед поездкой анализ крови сдавать. Сестра ему иголкой палец колола, колола, но так и не смогла пробить огрубевшую от работы кожу. Казак наш обиделся и в санаторий ехать отказался!» Так, потихоньку, Шолохов вводил его в круг этой народной жизни. «Ты приезжай к нам в Вёшенскую пораньше, — говорил Шолохов. — Поживи среди наших казачков». Бондарчук поехал. А потом сам себе проверку устроил. В костюме Андрея Соколова, в гриме, в паричке седоватеньком пошёл к Шолохову. Постучался в калиточку. Вышла тётушка, которая помогала Шолоховым вести хозяйство: «Тебе кого, служивый?» — «Мне бы Михал Саныча». — «Ну, ты посиди здесь, на лавочке, сейчас позову». Шолохов вышел, пригляделся… Бондарчук смотрит — у Шолохова вдруг бесенята в глазах заиграли: «Ну, — говорит Шолохов, — иди работай!» Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнул приверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человека являются смысловым центром и основной художественной ценностью. Дебют принес Бондарчуку Ленинскую премию и Большой приз Московского международного кинофестиваля.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.