Социология образования на основе многочисленных исследований выявила реальные противоречия между количественными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллектуального потенциала общества и невозможностью его реализации в условиях низких темпов научно-технического прогресса, наконец, между потребностями общества и жизненными планами учащейся молодежи. При участии социологов разработана концепция реформирования системы образования в России, намечены пути ее реализации, преодоления сложившегося отчуждения высшей школы от общества.
Однако выводы социологии образования зачастую приходят в столкновение как с консервативно-догматическими взглядами, так и с авантюристическими предложениями разрушить существующую систему образования, заменив ее принципиально новой. Отвергая эти крайности, социология образования предлагает пути радикального реформирования действующей системы образования с сохранением всего общественно ценного, созданного за предшествующие годы.
Принципиальный вопрос, на который должна сегодня дать ответ социология образования: каково предназначение современного образования в нынешнем обществе? Без социологического осмысления образования существенно выхолащивается его интерпретация как социального института. Тем более, что основу генезиса образования составляет легитимизация социальных норм и институциональных структур. В данном аспекте принципиально важно представлять институт образования как цивилизационную структуру, осуществляющую трансляцию культурного опыта, а также показать, как в становлении и функционировании других социальных институтов проявляется необходимость образования.
Стабилизирующая роль института образования как одного из самых устойчивых социальных институтов обусловлена прежде всего необходимостью разрешения проблемы устойчивого развития общества в условиях глобальных изменений и противоречий современного мира.
Место рождения |
Результаты по всем позициям шкалы |
Результаты в разрезе село-город | Доля жителей в населении страны [12] | |||
Москва | Варшава | Москва | Варшава | Россия | Польша | |
В селе | ||||||
В городе с численностью: | ||||||
до 20 тыс. Человек | ||||||
от 20 тыс. до 100 тыс. чел. | ||||||
от 100 тыс. до 500 тыс. чел. | ||||||
от 500 тыс. до 1 млн. чел. | ||||||
более 1 млн. чел. |
В современных условиях к образованию как социальному институту предъявляются новые требования. Эти качественно иные требования к характеру, целям и методам образовательного процесса, статусу образования в системе социальных институтов породили новые проблемы, новые подходы к решению традиционных вопросов, связанных с глобализацией, становлением мирового информационного пространства, новыми образовательными технологиями. Все более актуальными становятся такие проблемы, как: модернизация образования; самообразование; непрерывное образование; децентрализация образования; коммерциализация образования; престиж образования; образование и мобильность; образование и карьера; новые конфликты в сфере образования; социальная справедливость и образование; использование интеллектуального потенциала в стране; проблемы интерактивного обучения и другие.
Поиск ответов на эти вопросы и есть ни что иное, как ответ на вызовы нового века институту образования. Следует отметить, что с началом XXI в. интенсивность исследований перечисленных проблем в социологическом сообществе значительно возросла. Это связано с рядом факторов, среди которых можно выделить растущее значение научно-технического потенциала общества, междисциплинарный характер большей части новых направлений в науке и технике, динамизм происходящих в сфере производства и потребления изменений, ускорение и обострение социальных процессов, актуализирующих теоретическое и практическое значение образования.
Социальный заказ, предъявляемый обществом к системе образования, вступает в противоречие с возможностями данной системы удовлетворить современные социальные потребности в этой сфере. Во многом это объясняется инерционностью современной системы образования. Ее можно выявить, исследуя способы взаимодействия социальных субъектов образования с окружающей средой.
Внешние условия функционирования системы образования сегодня должны основываться На принципах совершенствования организации высшей школы в современных российских условиях, в том числе на большей ориентации на потребителей услуг образования; на сокращении административных затрат и автономию вузов в вопросах кадрового обеспечения; на выработке общих ценностей и ориентиров при подготовке специалиста.
Внешние факторы среды предполагают: взаимосвязь отношения общества к труду вообще и отношения к преподавательскому труду в частности; адекватность общественной оценки преподавательской работы ее социальной значимости; соответствие социального статуса преподавателя экономическому; взаимосвязь между содержанием работы и мотивирующими ее потребностями; наконец, соответствие потребности в образовании условиям развития рынка труда.
В настоящее время решающим фактором функционирования любой организации, в том числе образовательной, становятся человеческие ресурсы, их профессиональные и социальные характеристики. Это является дополнительным стимулом для развития отраслей, связанных с наукой и подготовкой кадров. На первый план выходят задачи выработки научно обоснованной концепции привлечения и мотивации педагогических кадров. Это свидетельствует о возрастании потребности в социологическом осмыслении процесса мотивации труда в высшем образовании, который в настоящее время характеризуется противоречием между возрастающим значением образования и падением социального статуса преподавателя. Один из аспектов этого противоречия - проблема взаимосвязи социального управления и мотивации труда преподавателей вузов - в рамках социологии практически не рассматривался.
Вместе с тем, противоречие между интенсивным развитием сферы образования на современном этапе и ухудшением положения преподавателей в России свидетельствует о недостаточном использовании внутренних резервов в сфере социального управления высшей школой. Сегодня научно-педагогический персонал слабо реагирует на традиционную систему стимулирования, которая не сочетается с творческой природой научно-педагогической работы.
Основные стимулы преподавательского труда в современных условиях основаны на содержании труда - это наличие свободного времени и возможность самореализации. Большое значение для преподавателей имеет также внутреннее содержание работы, внутренняя мотивация их деятельности.
Проблемы мотивации труда преподавателей вузов, традиционно рассматриваемые в контексте кадровой политики, требуют серьезного социологического обоснования. Развитие социолого-управ-ленческого подхода к мотивации труда преподавателей позволит улучшить систему учета объективных условий мотивации и субъективной реакции на трудовые стимулы, упорядочить систему материального и нематериального стимулирования педагогической деятельности, повысить качество преподавательских кадров, уменьшить текучесть и привлечь Молодых специалистов в вузы, что в конечном итоге повысит качество образования.
Сегодня значительной части населения России не хватает жизненных сил для воспроизводства традиционных форм образовательного поведения, сохранения традиционных фундаментальных ценностей образования. Для системы образования возникла реальная опасность стать «карманным» социальным институтом для нешироких социальных слоев общества.
Преодолеть кризис образования возможно на основе социологического анализа его причин и обоснования новых направлений движения к новому качеству образования. В этой связи в сфере образовательных услуг, наряду с традиционными проблемами организации обучения, важнейшими стали организационные, управленческие, социальные и другие вопросы функционирования и развития этой деятельности.
В последние годы, в соответствии с законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном обра-
зовании» развивается автономия образовательных учреждений, отражающая основные условия демократизации образования, дающие высшим учебным заведениям широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами. <
Значительным импульсом в развитии образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора уровня и вида образования, с другой - в условиях ограниченности бюджетных средств позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития.
Первые негосударственные вузы, появившиеся в начале 1990-х гг., возникли как адекватное отражение изменяющихся социально-экономических условий в стране. Их возникновение - реакция на потребность рынка в специалистах экономических, юридических, психологических и других гуманитарных профессий. Они порождены политикой, разрушившей монополию государства в системе высшего образования.
Невиданную популярность приобрело в наши дни получение второго высшего образования. Оно становится наиболее интересным и перспективным направлением развития российского образования. Осуществление рыночных реформ требует большого количества образованных людей, и прежде всего специалистов, которые могли бы создать новую экономическую реальность.
Получила развитие интеграция образовательных, научных учреждений, производства в учебно-производственные комплексы. Это позволило системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилило связь
науки, образования и производства. Особое значение имеет формирование университетских комплексов, институтов управления образованием, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.
Как результат осознания необходимости пересмотра сложившейся научно-теоретической парадигмы образования - формирование гуманистической направленности образовательного процесса. Гуманистические идеи, концепции выдающихся отечественных и зарубежных педагогов и психологов, педагогов-новаторов оказались востребованными и легли в основу гуманизации образовательного процесса в новых исторических условиях, сложившихся в нашей стране. Основная линия развития гуманистических идей - от внимания к человеку, жизнь которого является величайшей ценностью, до признания человека как высшей ценности общества и самоцели общественного развития.
На признании права каждого участника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию, самоопределению, свободному выбору жизненного пути формируются современные инновационные подходы к обучению молодежи. Они разнообразны, но все осуществляются, как правило, в русле личностно ориентированного подхода к учащимся и основываются на определенной правовой базе подготовки студенческой молодежи в вузе.
Современное высшее учебное заведение должно признавать определенную ответственность перед обществом не только за подготовку будущих специалистов, но и за социальное благополучие, образ жизни и здоровье своих студентов, преподавателей и сотрудников [2].
Москва | Варшава | |
Здесь жили мои деды и прадеды — со стороны матери либо отца | ||
Здесь уже жили мои родители | ||
Мы переехали в Москву / Варшаву перед моим поступлением в школу | ||
Мы переехали в Москву / Варшаву, когда я учился/лась в начальных классах школы | ||
Мы переехали в Москву / Варшаву, когда я учился/лась в старших классах школы | ||
Мы переехали в Москву / Варшаву несколько месяцев назад | ||
Я приехал/а в Москву / Варшаву учиться в вузе — из другого населенного пункта |
В социальной организации современного высшего образования отмечены следующие противоречия, осложняющие образ жизни и самочувствие учащейся молодежи:
• неразвитость теоретической концепции функционирования высшего образования в социальной системе российского общества, в частности функций вузовского комплекса;
• сложность формирования профессиональной ориентации до поступления в вуз, при выборе специальности, а также в процессе обучения в вузе;
• неразвитость социального партнерства вуза в окружающем социальном и экономическом пространстве региона;
• противоречивый характер совмещения учебы в вузе с работой, при котором утрачивается приоритетность учебы;
. широко распространенная автономия личности студента в вузе, слабость взаимной и коллективной ответственности студентов; f •:
• игнорирование опасного характера негативных тенденций в сфере образования для собственной жизни и здоровья, важности развития ценностного отношения к здоровью с опорой на все имеющиеся ресурсы;
• слабость социального контроля, противодействующего правовым и культурным девиациям, а также трансляции негативных норм и стереотипов;
• неразвитость материально-технической базы и организационных форм досуга, спорта и оздоровительной деятельности в вузе.
Относительно образа жизни студенчества и вузовского сообщества в целом, обнаруживаются такие проблемы, как:
• слабая сформированность позитивных социальных стереотипов, относящихся к ценностям здоровья и здорового образа жизни;
• распространенность ложных стереотипов в отношении социально-обусловленных вредных привычек, главным признаком чего является индивидуальная и массовая лояльность к ним;
• слабая информированность о состоянии здоровья, некритическое восприятие негативных симптомов и ситуаций риска для здоровья, широкое распространение и дальнейшая экспансия вредных привычек и социально-обусловленных заболеваний;
• низкий общий уровень творческих, развивающих и коллективных форм досуга, создаваемых в вузе и в местном сообществе;
• распространенный характер социальной дезадаптации и включенности в асоциальные связи и виды жизнедеятельности.
Отмеченные противоречия вызывают необходимость пересмотра приоритетов развития высшей школы и ее учреждений. G этим связана и политическая проблема, а именно реализация роли государства в поддержании образования и его ответственности за разработку и реализацию эффективных образовательных концепций и программ молодежной политики.
С целью изучения изменений, которые переживает современная студенческая молодежь, проблем и трудностей, с которыми она сталкивается в годы реформ, уровня ее удовлетворенности образовательным процессом и студенческой жизнью, а также решением многих бытовых вопросов представляется необходимой организация постоянно действующего социологического мониторинга. Его целью может быть исследование таких вопросов как:
« социальный облик и ценностные ориентации учащихся;
• эффективность процесса преподавания в вузе;
• мнение выпускников об эффективности образовательного процесса в целом, их пожелания и предложения.
Полученные результаты должны становиться достоянием гласности для всего преподавательского состава и обучаемых в форме издаваемых научных, учебно-методических работ, аналитических записок, которые изучаются и учитываются в целях совершенствования образовательного процесса.
В последнее время все больше возрастает интерес к исследованию социальных аспектов образования. Об этом, в частности, свидетельствуют:
• активное участие молодежи в работе социологических конференций, круглых столов, семинаров и других мероприятиях;
• увлеченность в разработке программ перспективных социологических исследований;
е растущее число дипломных работ, подготавливаемых с использованием социологических исследований;
• стремление продолжить социологическую подготовку в системе послевузовского профессионального образования;
• развитие инициативных социологических исследований различных сторон учебной жизни.
Сегодня следует констатировать, что молодежь по-прежнему высоко оценивает личную активность, целеустремленность, инициативу как главный фактор успеха в жизни. В целом сохраняется предпочтение и к таким качествам личности, как трудолюбие, ум, самосовершенствование, образованность, компетенция. С другой стороны, появляются и значительные трансформации взглядов современной молодежи. Это связано прежде всего с развитием процесса рыночных преобразований в обществе. Так, в ряду факторов успеха передовые места стали занимать деньги, протекция знакомых и родственников, практицизм и предприимчивость и т. д. В такой ситуации молодые люди уже не возлагают былых надежд на благоприятную семейную обстановку, наличие и поддержку друзей. Даже здоровье и физическое совершенство перестали быть надежной основой жизненного успеха. И только личное обаяние, привлекательность и ставка на случай и жизненные обстоятельства сохраняют для современной молодежи свою значимость.
В то же время высоко оцениваются факторы, связанные с личными интеллектуально-нравственными качествами человека, что свидетельствует о том, что молодые люди в своем большинстве выступают против отступления от норм человеческой порядочности и социальной справедливости. Им свойственно явно положительное отношение к карьере, у значительной части молодежи присутствует достаточно выраженная установка на профессиональный и служебный рост.
Карьера и профессиональный рост являются важным мотиватором профессиональной деятельности молодых людей, что вполне объяснимо растущей дифференциацией доходов в российском обществе. Причем профессиональный аспект карьеры существенно преобладает над имущественным. При всей своей прагматичности современная молодежь осознает, что рост доходов хотя и составляет определенную часть карьерного роста, но все же не является ведущим компонентом. Карьера воспринимается шире, чем простой рост доходов, что может быть отмечено как положительный фактор формирования образовательного и профессионального потенциала нового общества.
Более того, существующие стереотипы относительно того, что карьера больше удается людям нечестным и непорядочным, что существует противопоставление профессионального успеха своей личной жизни и семье, не всегда поддерживаются молодым поколением.
Современная учащаяся молодежь - специфическая социальная группа, не обладающая достаточным жизненным опытом, с еще не сложившимися перспективами, испытывающая трудности в ценностных ориентациях в условиях трансформации общества, когда большинство прежних ценностей отвергнуты, а новые еще не сформированы. Поэтому исследование проблем, с которыми сталкивается современное молодое поколение в период общественных преобразований, трудностей, которые переживают молодые люди за годы своего обучения в вузе, представляется весьма актуальным и необходимым для принятия правильных управленческих решений в сфере образования [1].
Одним из неординарных следствий проводимых в российском обществе экономических реформ явился сегодня феномен образовательного бума. Этот феномен тем более заметен на фоне многочисленных симптомов кризиса образования, о чем свидетельствует рост образовательных потребностей всех слоев населения, создание различных образовательных учреждений и их многочисленных филиалов. Создаются разнообразные коммерческие структуры, предоставляющие платные образовательные услуги. Образование, особенно высшее, все в большей степени становится отраслью бизнеса, развивающейся по законам рынка.
Разобраться во все более увеличивающейся совокупности причин затруднений функционирования современной образовательной системы возможно посредством обращения к социологической науке. Она позволяет наметить пути выхода из положения неопределенности в оценке содержательной и методической сторон образовательной деятельности, в том числе и работы с молодежью в современном вузе.
Сама социология образования сформировались и институционализировалась, когда накопленный груз практических проблем потребовал своего социологического осмысления. И сегодня окончательно не решены «пограничные» вопросы теоретического разграничения социологии образования с педагогикой, психологией, экономикой образования и демографией. Не всегда применимы зарекомендовавшие себя в других отраслях знания исследовательские методы, в частности, количественно-качественного анализа.
Социология образования, как и многие другие социологические теории, находится сегодня в стадии своего совершенствования и развития. Исследования в рассматриваемой области оказывают большое влияние на решение практических задач, способствуют институционализации социологической науки в целом.
В современных условиях социология образования все более расширяет свои границы, смыкаясь не только с проблематикой социального расслоения, но и с анализом широкого спектра социокультурных процессов, происходящих в российском обществе [3].
Список иллюстраций
Список таблиц
Список формул
Список схем
Литература
Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995.
Социологическая энциклопедия: В 2т./ Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003. Т. 2
Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. М.: Альфа-М, 2003. Т. 2.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|