Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образование родителей. Место рождения. Результаты по всем позициям шкалы. Результаты в разрезе село-город. Список иллюстраций. Список таблиц. Список формул. Список схем. Литература



Образование родителей

Отец

Мать

Москва Варшава Москва Варшава
Общее начальное или незаконченное неполное среднее
Законченное неполное среднее
Незаконченное полное среднее
Полное среднее и среднее профессиональное
Незаконченное высшее
Высшее
Аспирантура (адъюнктура, ординатура)
Нет родителей / одного из родителей

 

Социология образования на основе многочисленных исследований выявила реальные противоречия между количест­венными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллекту­ального потенциала общества и невозмож­ностью его реализации в условиях низких темпов научно-технического прогресса, наконец, между потребностями общества и жизненными планами учащейся молоде­жи. При участии социологов разработана концепция реформирования системы об­разования в России, намечены пути ее ре­ализации, преодоления сложившегося от­чуждения высшей школы от общества.

Однако выводы социологии образова­ния зачастую приходят в столкновение как с консервативно-догматическими взгля­дами, так и с авантюристическими пред­ложениями разрушить существующую систему образования, заменив ее принципиально новой. Отвергая эти крайности, социология образования предлагает пути радикального реформирования действую­щей системы образования с сохранением всего общественно ценного, созданного за предшествующие годы.

Принципиальный вопрос, на который должна сегодня дать ответ социология об­разования: каково предназначение совре­менного образования в нынешнем обще­стве? Без социологического осмысления образования существенно выхолащива­ется его интерпретация как социального института. Тем более, что основу генезиса образования составляет легитимизация социальных норм и институциональных структур. В данном аспекте принципиаль­но важно представлять институт образова­ния как цивилизационную структуру, осу­ществляющую трансляцию культурного опыта, а также показать, как в становлении и функционировании других социальных институтов проявляется необходимость образования.

Стабилизирующая роль института об­разования как одного из самых устойчи­вых социальных институтов обусловлена прежде всего необходимостью разрешения проблемы устойчивого развития общества в условиях глобальных изменений и проти­воречий современного мира.

 

Место рождения

Результаты по всем позициям шкалы

Результаты в разрезе село-город

Доля жителей в населении страны [12]

Москва Варшава Москва Варшава Россия Польша
В селе

В городе с численностью:

до 20 тыс. Человек
от 20 тыс. до 100 тыс. чел.
от 100 тыс. до 500 тыс. чел.
от 500 тыс. до 1 млн. чел.
более 1 млн. чел.

 

В современных условиях к образованию как социальному институту предъявляются новые требования. Эти качественно иные требования к характеру, целям и методам образовательного процесса, статусу обра­зования в системе социальных институтов породили новые проблемы, новые подходы к решению традиционных вопросов, свя­занных с глобализацией, становлением ми­рового информационного пространства, новыми образовательными технологиями. Все более актуальными становятся такие проблемы, как: модернизация образова­ния; самообразование; непрерывное образование; децентрализация образования; коммерциализация образования; престиж образования; образование и мобильность; образование и карьера; новые конфликты в сфере образования; социальная справедли­вость и образование; использование интел­лектуального потенциала в стране; пробле­мы интерактивного обучения и другие.

Поиск ответов на эти вопросы и есть ни что иное, как ответ на вызовы нового века институту образования. Следует отме­тить, что с началом XXI в. интенсивность исследований перечисленных проблем в социологическом сообществе значительно возросла. Это связано с рядом факторов, среди которых можно выделить растущее значение научно-технического потенциала общества, междисциплинарный характер большей части новых направлений в науке и технике, динамизм происходящих в сфе­ре производства и потребления изменений, ускорение и обострение социальных про­цессов, актуализирующих теоретическое и практическое значение образования.

Социальный заказ, предъявляемый об­ществом к системе образования, вступает в противоречие с возможностями данной системы удовлетворить современные соци­альные потребности в этой сфере. Во мно­гом это объясняется инерционностью сов­ременной системы образования. Ее можно выявить, исследуя способы взаимодейс­твия социальных субъектов образования с окружающей средой.

Внешние условия функционирования системы образования сегодня должны ос­новываться На принципах совершенство­вания организации высшей школы в совре­менных российских условиях, в том числе на большей ориентации на потребителей услуг образования; на сокращении адми­нистративных затрат и автономию вузов в вопросах кадрового обеспечения; на выра­ботке общих ценностей и ориентиров при подготовке специалиста.

 

Внешние факторы среды предполага­ют: взаимосвязь отношения общества к труду вообще и отношения к преподава­тельскому труду в частности; адекватность общественной оценки преподавательской работы ее социальной значимости; соот­ветствие социального статуса преподава­теля экономическому; взаимосвязь между содержанием работы и мотивирующими ее потребностями; наконец, соответствие потребности в образовании условиям раз­вития рынка труда.

В настоящее время решающим фактором функционирования любой организации, в том числе образовательной, становятся че­ловеческие ресурсы, их профессиональные и социальные характеристики. Это являет­ся дополнительным стимулом для разви­тия отраслей, связанных с наукой и под­готовкой кадров. На первый план выходят задачи выработки научно обоснованной концепции привлечения и мотивации пе­дагогических кадров. Это свидетельствует о возрастании потребности в социологи­ческом осмыслении процесса мотивации труда в высшем образовании, который в настоящее время характеризуется проти­воречием между возрастающим значением образования и падением социального ста­туса преподавателя. Один из аспектов этого противоречия - проблема взаимосвязи со­циального управления и мотивации труда преподавателей вузов - в рамках социоло­гии практически не рассматривался.

Вместе с тем, противоречие между ин­тенсивным развитием сферы образования на современном этапе и ухудшением по­ложения преподавателей в России свиде­тельствует о недостаточном использовании внутренних резервов в сфере социального управления высшей школой. Сегодня науч­но-педагогический персонал слабо реаги­рует на традиционную систему стимулиро­вания, которая не сочетается с творческой природой научно-педагогической работы.

 

Основные стимулы преподавательского труда в современных условиях основаны на содержании труда - это наличие свободно­го времени и возможность самореализации. Большое значение для преподавателей име­ет также внутреннее содержание работы, внутренняя мотивация их деятельности.

Проблемы мотивации труда препода­вателей вузов, традиционно рассматри­ваемые в контексте кадровой политики, требуют серьезного социологического обоснования. Развитие социолого-управ-ленческого подхода к мотивации труда пре­подавателей позволит улучшить систему учета объективных условий мотивации и субъективной реакции на трудовые стиму­лы, упорядочить систему материального и нематериального стимулирования педаго­гической деятельности, повысить качество преподавательских кадров, уменьшить те­кучесть и привлечь Молодых специалистов в вузы, что в конечном итоге повысит ка­чество образования.

Сегодня значительной части населения России не хватает жизненных сил для вос­производства традиционных форм обра­зовательного поведения, сохранения тра­диционных фундаментальных ценностей образования. Для системы образования возникла реальная опасность стать «кар­манным» социальным институтом для не­широких социальных слоев общества.

Преодолеть кризис образования воз­можно на основе социологического анализа его причин и обоснования новых направле­ний движения к новому качеству образова­ния. В этой связи в сфере образовательных услуг, наряду с традиционными проблема­ми организации обучения, важнейшими стали организационные, управленческие, социальные и другие вопросы функциони­рования и развития этой деятельности.

В последние годы, в соответствии с за­конами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном обра-

зовании» развивается автономия образова­тельных учреждений, отражающая основ­ные условия демократизации образования, дающие высшим учебным заведениям ши­рокие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользова­телей их образовательными и иными услу­гами. <

Значительным импульсом в развитии образования стала возможность предостав­ления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора уровня и вида обра­зования, с другой - в условиях ограничен­ности бюджетных средств позволило при­влечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития.

Первые негосударственные вузы, по­явившиеся в начале 1990-х гг., возникли как адекватное отражение изменяющих­ся социально-экономических условий в стране. Их возникновение - реакция на потребность рынка в специалистах эконо­мических, юридических, психологических и других гуманитарных профессий. Они порождены политикой, разрушившей мо­нополию государства в системе высшего образования.

Невиданную популярность приобре­ло в наши дни получение второго высше­го образования. Оно становится наиболее интересным и перспективным направле­нием развития российского образования. Осуществление рыночных реформ требует большого количества образованных людей, и прежде всего специалистов, которые мог­ли бы создать новую экономическую реаль­ность.

Получила развитие интеграция обра­зовательных, научных учреждений, произ­водства в учебно-производственные ком­плексы. Это позволило системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилило связь

науки, образования и производства. Осо­бое значение имеет формирование универ­ситетских комплексов, институтов управ­ления образованием, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организа­ции системы образования.

 

Как результат осознания необходи­мости пересмотра сложившейся научно-теоретической парадигмы образования - формирование гуманистической направ­ленности образовательного процесса. Гума­нистические идеи, концепции выдающихся отечественных и зарубежных педагогов и психологов, педагогов-новаторов оказались востребованными и легли в основу гуманизации образовательного процесса в новых исторических условиях, сложивших­ся в нашей стране. Основная линия разви­тия гуманистических идей - от внимания к человеку, жизнь которого является вели­чайшей ценностью, до признания человека как высшей ценности общества и самоцели общественного развития.

На признании права каждого участника образовательного процесса быть личнос­тью, способной к саморазвитию, самоопре­делению, свободному выбору жизненного пути формируются современные иннова­ционные подходы к обучению молодежи. Они разнообразны, но все осуществляют­ся, как правило, в русле личностно ориен­тированного подхода к учащимся и осно­вываются на определенной правовой базе подготовки студенческой молодежи в вузе.

Современное высшее учебное заведение должно признавать определенную ответс­твенность перед обществом не только за подготовку будущих специалистов, но и за социальное благополучие, образ жизни и здоровье своих студентов, преподавателей и сотрудников [2].

 

 

  Москва Варшава
Здесь жили мои деды и прадеды — со стороны матери либо отца
Здесь уже жили мои родители
Мы переехали в Москву / Варшаву перед моим поступлением в школу
Мы переехали в Москву / Варшаву, когда я учился/лась в начальных классах школы
Мы переехали в Москву / Варшаву, когда я учился/лась в старших классах школы
Мы переехали в Москву / Варшаву несколько месяцев назад
Я приехал/а в Москву / Варшаву учиться в вузе — из другого населенного пункта

 

В социальной организации современно­го высшего образования отмечены следу­ющие противоречия, осложняющие образ жизни и самочувствие учащейся молоде­жи:

• неразвитость теоретической концеп­ции функционирования высшего образо­вания в социальной системе российского общества, в частности функций вузовского комплекса;

• сложность формирования профессио­нальной ориентации до поступления в вуз, при выборе специальности, а также в про­цессе обучения в вузе;

• неразвитость социального партнерс­тва вуза в окружающем социальном и эко­номическом пространстве региона;

• противоречивый характер совмеще­ния учебы в вузе с работой, при котором утрачивается приоритетность учебы;

. широко распространенная автономия личности студента в вузе, слабость взаим­ной и коллективной ответственности сту­дентов;                f •:

• игнорирование опасного характера негативных тенденций в сфере образова­ния для собственной жизни и здоровья, важности развития ценностного отноше­ния к здоровью с опорой на все имеющиеся ресурсы;

• слабость социального контроля, про­тиводействующего правовым и культур­ным девиациям, а также трансляции нега­тивных норм и стереотипов;

• неразвитость материально-техничес­кой базы и организационных форм досуга, спорта и оздоровительной деятельности в вузе.

Относительно образа жизни студенчес­тва и вузовского сообщества в целом, обна­руживаются такие проблемы, как:

• слабая сформированность позитив­ных социальных стереотипов, относящих­ся к ценностям здоровья и здорового обра­за жизни;

• распространенность ложных стерео­типов в отношении социально-обуслов­ленных вредных привычек, главным при­знаком чего является индивидуальная и массовая лояльность к ним;

• слабая информированность о состоя­нии здоровья, некритическое восприятие негативных симптомов и ситуаций риска для здоровья, широкое распространение и дальнейшая экспансия вредных привычек и социально-обусловленных заболеваний;

• низкий общий уровень творческих, развивающих и коллективных форм досу­га, создаваемых в вузе и в местном сооб­ществе;                                            

• распространенный характер социаль­ной дезадаптации и включенности в асоци­альные связи и виды жизнедеятельности.

Отмеченные противоречия вызывают необходимость пересмотра приоритетов развития высшей школы и ее учреждений. G этим связана и политическая проблема, а именно реализация роли государства в поддержании образования и его ответс­твенности за разработку и реализацию эф­фективных образовательных концепций и программ молодежной политики.

С целью изучения изменений, которые переживает современная студенческая мо­лодежь, проблем и трудностей, с которыми она сталкивается в годы реформ, уровня ее удовлетворенности образовательным процессом и студенческой жизнью, а так­же решением многих бытовых вопросов представляется необходимой организация постоянно действующего социологическо­го мониторинга. Его целью может быть ис­следование таких вопросов как:

 

 « социальный облик и ценностные ори­ентации учащихся;

• эффективность процесса преподава­ния в вузе;

• мнение выпускников об эффективнос­ти образовательного процесса в целом, их пожелания и предложения.

Полученные результаты должны ста­новиться достоянием гласности для всего преподавательского состава и обучаемых в форме издаваемых научных, учебно-ме­тодических работ, аналитических записок, которые изучаются и учитываются в целях совершенствования образовательного про­цесса.

В последнее время все больше возраста­ет интерес к исследованию социальных ас­пектов образования. Об этом, в частности, свидетельствуют:

• активное участие молодежи в работе социологических конференций, круглых столов, семинаров и других мероприятиях;

• увлеченность в разработке программ перспективных социологических исследо­ваний;

е растущее число дипломных работ, подготавливаемых с использованием соци­ологических исследований;

• стремление продолжить социологи­ческую подготовку в системе послевузовс­кого профессионального образования;

• развитие инициативных социологи­ческих исследований различных сторон учебной жизни.

Сегодня следует констатировать, что молодежь по-прежнему высоко оценивает личную активность, целеустремленность, инициативу как главный фактор успеха в жизни. В целом сохраняется предпоч­тение и к таким качествам личности, как трудолюбие, ум, самосовершенствование, образованность, компетенция. С дру­гой стороны, появляются и значительные трансформации взглядов современной мо­лодежи. Это связано прежде всего с разви­тием процесса рыночных преобразований в обществе. Так, в ряду факторов успеха пе­редовые места стали занимать деньги, про­текция знакомых и родственников, прак­тицизм и предприимчивость и т. д. В такой ситуации молодые люди уже не возлагают былых надежд на благоприятную семейную обстановку, наличие и поддержку друзей. Даже здоровье и физическое совершенство перестали быть надежной основой жиз­ненного успеха. И только личное обаяние, привлекательность и ставка на случай и жизненные обстоятельства сохраняют для современной молодежи свою значимость.

 

В то же время высоко оцениваются факторы, связанные с личными интеллек­туально-нравственными качествами чело­века, что свидетельствует о том, что моло­дые люди в своем большинстве выступают против отступления от норм человеческой порядочности и социальной справедливос­ти. Им свойственно явно положительное отношение к карьере, у значительной части молодежи присутствует достаточно выра­женная установка на профессиональный и служебный рост.

Карьера и профессиональный рост яв­ляются важным мотиватором профессио­нальной деятельности молодых людей, что вполне объяснимо растущей дифферен­циацией доходов в российском обществе. Причем профессиональный аспект карье­ры существенно преобладает над имущес­твенным. При всей своей прагматичности современная молодежь осознает, что рост доходов хотя и составляет определенную часть карьерного роста, но все же не яв­ляется ведущим компонентом. Карьера воспринимается шире, чем простой рост доходов, что может быть отмечено как по­ложительный фактор формирования обра­зовательного и профессионального потен­циала нового общества.

Более того, существующие стереоти­пы относительно того, что карьера больше удается людям нечестным и непорядоч­ным, что существует противопоставление профессионального успеха своей личной жизни и семье, не всегда поддерживаются молодым поколением.

Современная учащаяся молодежь - спе­цифическая социальная группа, не обла­дающая достаточным жизненным опытом, с еще не сложившимися перспективами, испытывающая трудности в ценностных ориентациях в условиях трансформации общества, когда большинство прежних ценностей отвергнуты, а новые еще не сформированы. Поэтому исследование проблем, с которыми сталкивается совре­менное молодое поколение в период об­щественных преобразований, трудностей, которые переживают молодые люди за годы своего обучения в вузе, представляет­ся весьма актуальным и необходимым для принятия правильных управленческих ре­шений в сфере образования [1].

Одним из неординарных следствий проводимых в российском обществе эко­номических реформ явился сегодня фено­мен образовательного бума. Этот феномен тем более заметен на фоне многочисленных симптомов кризиса образования, о чем сви­детельствует рост образовательных пот­ребностей всех слоев населения, создание различных образовательных учреждений и их многочисленных филиалов. Создаются разнообразные коммерческие структуры, предоставляющие платные образователь­ные услуги. Образование, особенно вы­сшее, все в большей степени становится отраслью бизнеса, развивающейся по зако­нам рынка.

Разобраться во все более увеличиваю­щейся совокупности причин затруднений функционирования современной образо­вательной системы возможно посредством обращения к социологической науке. Она позволяет наметить пути выхода из поло­жения неопределенности в оценке содер­жательной и методической сторон обра­зовательной деятельности, в том числе и работы с молодежью в современном вузе.

Сама социология образования сфор­мировались и институционализировалась, когда накопленный груз практических проблем потребовал своего социологичес­кого осмысления. И сегодня окончательно не решены «пограничные» вопросы тео­ретического разграничения социологии образования с педагогикой, психологией, экономикой образования и демографией. Не всегда применимы зарекомендовавшие себя в других отраслях знания исследова­тельские методы, в частности, количест­венно-качественного анализа.

Социология образования, как и многие другие социологические теории, находится сегодня в стадии своего совершенствова­ния и развития. Исследования в рассмат­риваемой области оказывают большое влияние на решение практических задач, способствуют институционализации соци­ологической науки в целом.

В современных условиях социология образования все более расширяет свои гра­ницы, смыкаясь не только с проблематикой социального расслоения, но и с анализом широкого спектра социокультурных про­цессов, происходящих в российском обще­стве [3].         

Список иллюстраций

Список таблиц

 

Список формул

Список схем

Литература

 

 

Энциклопедический социологичес­кий словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995.

 

Социологическая энциклопедия: В 2т./ Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003. Т. 2

 

Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конг­рессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтерна­тивы»: В 3 т. М.: Альфа-М, 2003. Т. 2.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.