Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социология образования, №4 2007,



Социология образования, №4 2007,

В.Ф, Бондаренко, Социология образования как социологическая дисциплина.

Актуальная тема

доктор социологических наук, доцент

Социология образования выступает как самостоятельная социологическая дисцип­лина, предметом изучения которой являет­ся существующая система образования и ее взаимодействие с обществом. Образование, рассматриваемое в наиболее общем виде как неотъемлемый социальный институт общества, выполняет функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобще­ния его к культуре.

Формированиесоциологииобразования как самостоятельной дисциплины восходит к Э. Дюркгейму. В дальнейшем социология образования и ее основные проблемы раз­рабатывалась в трудах многих видных со­циологов, в частности П. Бурдье (Франция), К. Дженкса (США), Дж. Коулмэна (США), Дж. Флауд (Англия) и др. В СССР социо­логия образования начала активно разра­батываться с конца 1950-х гг. (Л.Н. Коган, М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин, Е.А. Якуба и др.). Наиболее интенсивно изучались про­блемы современной «революции в обра­зовании», роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и канала социальной мобильнос­ти, жизненные планы учащейся молодежи, социальный облик и образ жизни научно-педагогических кадров.

Отечественная социология образова­ния исходит из того, что для установления правильной системы образования, с одной стороны, требуется изменение социаль­ных условий, а с другой - для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования. Сис­тема образования обладает относительной стабильностью даже в самые критические моменты общественных изменений. Вместе с тем, необходимо также, чтобы она играла опережающую роль по отношению к уров­ню развития производства и общественным условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям обще­ства. Все это неизбежно порождает про­тиворечия между системой образования и обществом, а также внутри самой системы образования, которые исследует социоло­гия образования.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.