![]()
|
|||
Социология образования, №4 2007,Стр 1 из 2Следующая ⇒ Социология образования, №4 2007, В.Ф, Бондаренко, Социология образования как социологическая дисциплина. Актуальная тема доктор социологических наук, доцент Социология образования выступает как самостоятельная социологическая дисциплина, предметом изучения которой является существующая система образования и ее взаимодействие с обществом. Образование, рассматриваемое в наиболее общем виде как неотъемлемый социальный институт общества, выполняет функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобщения его к культуре. Формированиесоциологииобразования как самостоятельной дисциплины восходит к Э. Дюркгейму. В дальнейшем социология образования и ее основные проблемы разрабатывалась в трудах многих видных социологов, в частности П. Бурдье (Франция), К. Дженкса (США), Дж. Коулмэна (США), Дж. Флауд (Англия) и др. В СССР социология образования начала активно разрабатываться с конца 1950-х гг. (Л.Н. Коган, М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин, Е.А. Якуба и др.). Наиболее интенсивно изучались проблемы современной «революции в образовании», роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и канала социальной мобильности, жизненные планы учащейся молодежи, социальный облик и образ жизни научно-педагогических кадров. Отечественная социология образования исходит из того, что для установления правильной системы образования, с одной стороны, требуется изменение социальных условий, а с другой - для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования. Система образования обладает относительной стабильностью даже в самые критические моменты общественных изменений. Вместе с тем, необходимо также, чтобы она играла опережающую роль по отношению к уровню развития производства и общественным условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества. Все это неизбежно порождает противоречия между системой образования и обществом, а также внутри самой системы образования, которые исследует социология образования.
|
|||
|