|
|||
В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владения карандашом и кистью. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Сразу после объяснения и показа способа рисования вертикальных прямых у детей спрашивают, где должна быть рука при рисовании. Затем им предлагают показать в воздухе положение руки с карандашом, правильное движение и только после этого рисовать. Однако когда предлагают поставить руку с карандашом на бумагу так, как надо для рисования линий сверху вниз, многие дети старшей группы часто ставят руку неправильно: впереди линии. Это свидетельствует о том, что осознание движения опережает процесс формирования навыка: дети могут правильно обозначить движение словом, но само движение еще не сформировано, что и приводит к ошибкам. Наблюдения показали, что при самостоятельном освоении способов рисования линий в разном направлении дети, как правило, используют разные движения руки. Особые трудности испытывают они при рисовании горизонтальных линий. Каждый ребенок пытается найти наиболее удобное для себя положение руки с карандашом. Способы рисования различных линий складываются стихийно и далеко не всегда они рациональны: рука лежит неудобно, закрывает часть рисунка, мешает свободе движений и осуществлению зрительного контроля за ним. При этом часто дети принимают очень неудобную позу, весь корпус их искривляется. Иногда в течение рисования положение руки меняется несколько раз. Все это приводит к большой затрате времени и энергии и чаще всего к низкому изобразительному эффекту: линии получаются искривленными, неоправданно изменяется их направление. Нет у детей единообразия и в характере проведения линий: одни рисуют линии сразу, не прерываясь от начала до конца, другие останавливаются, выясняя дальнейшее направление линии; некоторые рисуют штриховой поисковой линией, обводят линии по нескольку раз. Чаще всего у детей на основе самостоятельных действий с карандашом закрепляется какой-то способ рисования. Но иногда никакого определенного способа нет, а ребенок каждый раз примеривается, прилаживается, отыскивая наиболее удобный, тратя много лишнего времени, прежде чем что-то нарисовать. При отсутствии обучения рациональным способам рисования горизонтальных линий затруднения наблюдаются даже у детей седьмого года жизни. Так, большинство детей, начав рисовать горизонтальные линии, повертывают лист бумаги на 90° и рисуют их как вертикальные. Положив лист после замечания педагога правильно, дети испытывают те же трудности, что и трехлетние. Некоторые вертят лист снова. Эти факты свидетельствуют о том, что за время пребывания в детском саду детей не научили эффективным способам рисования линий и они фактически остались на том уровне, которого самостоятельно достигли к трем годам. Итак, при рисовании вертикальных линий рука ребенка чаще всего движется свободно, уверенно. При рисовании горизонтальных линий ее движения более напряженны и скованны, как правило, движется не только рука, но и все тело. Причина указанных различий при проведении вертикальных и горизонтальных линий, вероятно, заключается в том, что движение в направлении сверху вниз по отвесу более естественно, и ребенку легче сохранить направление, проследить движение взором. Этим навыком дети уже начинают овладевать в первоначальный период рисования. Ведение линии слева направо по горизонтали требует, как навыка равномерности движения при закрепленном положении руки, так и зрительного контроля за направлением движения. Предметы, состоящие из линий разного характера, дети рисуют и во второй младшей группе, однако давать им определенные способы движения руки при рисовании вертикальных и горизонтальных линий целесообразно не раньше, чем в средней группе, предоставив детям трех лет рисовать их свободно. Объясняется это тем, что дети трех лет в связи с началом целенаправленного обучения изобразительной деятельности вынуждены усваивать большое количество новых способов действия, а возможности их ограничены. Поэтому важно отрабатывать только те навыки, без которых невозможно решение изобразительных задач, указанных в программе этой группы и составляющих базу для формирования других навыков и умений, необходимых для решения задач в последующих группах. Но при показе способов изображения этих линий или предметов, состоящих из них, педагог должен действовать правильно, в соответствии с определенными выше способами, не фиксируя на них внимание детей. В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности). В этой группе важно продолжать учить изменять направление движения в зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов. Вместе с тем это умение усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной и округлой формы разного характера (прямоугольных, квадратных, треугольных, круглых, овальных). Так, движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению. Чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге, к движению по другой дуге): вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова движение переходит в равномерное закругление и снова выпрямляется. Наблюдения показывают, что усвоение этого умения происходит не легко. Не умея плавно изменить направление движения, некоторые дети делают резкую остановку и после этого меняют направление: смена направления движения под углом дает прямоугольную форму с углами, но не овал. На это следует обращать внимание при обучении детей. Как правило, в средней группе дети рисуют только цветными карандашами и красками гуашь. Однако в некоторых республиках (например, в Латвии) в программу этой группы включают и цветные восковые мелки. Опыт показывает, что дети легко осваивают их и рисуют ими с большим удовольствием. Мелки мягкие и оставляют на бумаге широкую фактурную линию. Цветными восковыми мелками дети создают рисунки на разные темы: «Красивые цветы», «Елочки зимой в лесу», «Рыбки плавают в аквариуме» и многое другое. Вот как, например, проходило занятие на тему «Рыбки плавают в аквариуме». В начале занятия воспитательница исполнила латышскую народную песню о девочке и рыбке Затем предложила нарисовать, как рыбка плавает в аквариуме Уточнив форму тела рыбки, наличие хвостика, плавников, воспитательница напомнила, что рыбки большие и маленькие, толстые и тонкие, плавают в разных направлениях. Вызванный к доске ребенок показал мелком на листе бумаги, как он нарисует рыбку. После этого все дети начали рисовать. Рыбок нарисовали довольно быстро. Воспитательница напомнила, что в аквариуме растут водоросли, на дне лежит песок и камешки. Она на листе бумаги показала детям, как можно нарисовать разные водоросли, затем лист убрала. Нарисовав водоросли и песок, дети приступили к закрашиванию фона – воды в аквариуме. Для этого на столах была приготовлена подкрашенная акварелью вода (на разных столах своего цвета: зеленоватая, голубоватая, желтоватая) и широкий флейц (кисть с плоским ворсом). Восковые мелки жирные, поэтому при закрашивании краска скатывается с тех частей, где уже что-то ими нарисовано, и покрывает лишь белый фон. В процессе занятия воспитательница следила за тем, как дети держат мелок и рисуют им, как берут кисть, обмакивают в краску и быстрыми, неотрывными движениями покрывают фон. Тем детям, которые испытывали какие-то затруднения, помогала, напоминая, советуя, если нужно, показывая на отдельном листочке бумаги. Все дети рисовали с увлечением, почти не отвлекаясь. Справились с заданием быстро. Мелками пользовались в основном правильно (Если же цветные мелки вводятся лишь в старшей группе, то указанное занятие следует провести в этой группе. Оно может быть организовано в начале года, когда повторяются и закрепляются формообразующие движения, усвоенные детьми в средней группе). В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владения карандашом и кистью. В основном, дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть больше наклонен к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью ее нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти — перпендикулярно по отношению к бумаге. Отработка этих приемов способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности. Однако формирование умения свободно владеть карандашом возможно только в том случае, если в предшествующих группах детского сада (2-я младшая, средняя) детей научили правильно держать карандаш. Если к моменту прихода в старшую и подготовительную группы данный навык не сформирован, отработка его потребует большого труда и долгого времени. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что неправильный навык сильно укрепился. Он настолько автоматизировался, что не вызывает никаких усилий, и внимание ребенка переключается на изображение. Овладение правильным навыком требует переучивания. Нужно деавтоматизировать старый, неправильный навык и выработать новый. Как известно, выработка нового навыка требует постоянного внимания к выполнению действия. Когда внимание ребенка направляется на то, как он держит карандаш, он делает это правильно. Как только внимание переключается на изображение, ребенок забывает новый навык и в действие вступает старый, хорошо закрепившийся. У некоторых детей прежний навык оказывается настолько прочным, что переучить их удается лишь с большим трудом. Это лишний раз подтверждает необходимость выработки правильных навыков с самого начала, как только мы даем ребенку карандаш и кисть, чтобы потом не пришлось переучивать. Это достигается регуляцией силы нажима на карандаш. Отработка этого навыка нужна, но было бы неверным с самого начала добиваться от всех детей одинаковой силы нажима. В младших группах более целесообразно оставить ту силу нажима, которая свойственна тем или другим детям, устраняя лишь отступления от нормы: слишком сильный нажим, рвущий бумагу, или слабый, дающий невидимые на бумаге линии. И в последующих группах важно отрабатывать движения с умеренным нажимом на карандаш. Наряду с этим и старшей группе необходимо начинать учить проводить легкие линии, так как это позволяет находить нужную форму, исправлять неточность рисунка. В этой группе нужно учить произвольной регуляции силы нажима, использовать нажим как средство для получения нужного по интенсивности тона. Усвоение этого навыка даст детям возможность при закрашивании рисунков карандашами добиваться, когда нужно, разных оттенков одного и того же цвета, получать линии контура разной интенсивности. Умение регулировать силу нажима на карандаш формируется и при создании контура рисунка простым карандашом и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета. Ритмичность при повторности однородных движений будет отрабатываться и в старшей группе. Особая роль в этом принадлежит декоративному рисованию. Декоративные композиции, создаваемые детьми, строятся на ритмическом повторении элементов узора (линий, точек, мазков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, веточек, листьев). В старшей группе должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определенном направлении. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Для этого необходимы: различные повороты движения, изменение направления движения, переход от движения в одном направлении к движению в другом направлении (переход от движения по прямой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге). В этой группе должны быть окончательно сформированы движения, направленные на изображение округлых и прямолинейных форм разного характера (круги, квадраты треугольники, разные по величине; овалы, прямоугольники, трапеции, разные по пропорциям). Передача простейшего строения предметов и различного пространственного положения частей требует разнообразных поворотов рисующей руки. Это умение отрабатывается со второй младшей группы. Дети учатся рисовать флажок на палочке (горизонтально расположенный прямоугольник) и флажки, висящие на ниточке (вертикально расположенный прямоугольник). А в средней группе при рисовании, например, цыпленка или зайчика по-разному располагают в пространстве круглые и овальные части, осваивая рисование этих форм в разном положении. При этом формообразующее движение остается прежним, но изменяется положение руки рисующего. Непривычное положение руки первое время может влиять и на само движение, его качество, а следовательно, и качество изображения. Рисуя формы в различном пространственном положении, дети упражняют руку, она становится более подвижной, и ребенок легко справляется с различными поворотами. В старшей группе формирование указанных навыков продолжается, но дети изображают уже несколько предметов, находящихся в разном положении, на одном рисунке, например, рисуют постройки, в которых кирпичики ставятся на длинную, на короткую грань и т. д. Кроме того, дети рисуют предметы более сложного строения, чем в предшествующей группе (птицы, животные, человек). Изображение этих предметов появлялось и раньше, но оно было схематичным, передающим лишь некоторые части. Изображение пространственных свойств предметов требует умения соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т. д.). Отработка этих умений должна начинаться в старшей группе, так как возникает задача передавать относительную величину предметов и их частей. В какой-то степени это умение уже начало формироваться при рисовании круга и овала, но в средней группе это происходило только в кинестетическом плане, как различие движений при рисовании. В старшей группе данное умение связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не умея произвести формообразующее движение, ребенок не может регулировать это движение по длительности. Вот почему умению подчинять движение соразмерению отрезка и частей изображения начинают учить в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже ус моги, так как умению, которое только начинает отрабатываться, надо уделить особое внимание. И старшей группе расширяется техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Ом применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цветными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т. п. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М. Дети в этой группе должны усвоить несколько правил пользования простым графитным карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз. Тогда неправильно нарисованное можно исправить, и после закрашивания это не будет заметно. Простым карандашом нужно прорисовывать только самое главное, без мелких частей и деталей. Привыкнув работать цветными карандашами, дети часто нарушают это правило и сначала все мелкие детали прорисовывают простым карандашом, а затем обводят цветными. На рисунок затрачивается больше времени, и он выходит грязным из-за прорисовки цветными карандашами по графитному. Не следует разрешать детям закрашивать отдельные части изображения простым карандашом (например, туфли куклы или девочки, волосы и т. п.), от этого рисунок пачкается в тех местах, где цветной карандаш соприкасается с простым. Впервые в старшей группе дети получают для рисования акварельные краски. И важно сразу же учить правильным способам работы ими (об этом подробно рассказано в предыдущей главе). В конце года можно показать детям прием рисования акварелью по сырому слою. Делается это так: перед рисованием весь лист бумаги протирается влажным ватным тампоном, но так, чтобы вода не текла с листа и не образовывалось водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно, не дожидаясь, когда бумага просохнет. Для начала лучше дать простые задания декоративного характеpa, например, «ткань кукле на платье». По сырому дети наносят листочки, пятнышки, линии, несложные цветы. Краска слегка растекается по сырой бумаге, образуя красивые мягкие переходы цвета. Позже можно предложить покрыть лист подцвеченной водой. Хорошо пол бранные к цветному фону краски позволят создать рису красивой гаммы. Когда дети овладеют способом рисования по сырому слою, можно предложить создать сюжетную композицию на тему «Ранняя весна», «Весенний дождь» и др. В подготовительной к школе группе де должны свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть, менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразны волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос, различно расположенных мазков. Новым является освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное, например при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм (например, различные вазы, керамические фигурки животных) и т. д. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кистей рук, управляющих действиями карандашом и кистью. В подготовительной группе продолжается отработка совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. Более актуальной становится задача подчинения движения передаче любой формы, наблюдаемой в натуре, так как в этой группе основное место занимает рисование на основе обследования натуры. В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дет должны передавать предметы разной формы и величин с большей точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков прямой и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах, потребует развития глазомера, мыслительных процессов. Развитие глазомерных действий – сложный процесс. Чтобы облегчить детям задачу отражения в рисунках предметов, необходимо при обследовании предмета перед их изображением применять внешние развернутые практические действия (смерить разведенными пальцами, полоской бумаги и т. д.), на основе которых и будет развиваться глазомер. Передача пропорций частей предметов в рисунке требует также развития процессов сравнения, сопоставления изображаемого и отдельных изображений. В этой группе продолжается отработка умения изменить направление движения (переход от движения по прямой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть карандашом и кистью, регулировать свои движения при рисовании в отношении размаха, темпа; в результате этого отрабатываются такие качества, как легкость, плавность, равномерность. В процессе рисования предметов различной формы усваиваются умения удерживать определенное направление движения и по мере надобности и изменять это направление; выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его соразмерению сторон предмета по длине и ширине. Все эти умения представляют сложные комплексы технических навыков, отработанных в течение всех лет пребывания детей в детском саду. В подготовительной группе продолжается обучение рисованию простым карандашом. Простой карандаш, как и в старшей группе, дается для подготовки контурного рисунка с последующим закрашиванием. Детей учат и новому способу работы: созданию черно-белых (тоновых) рисунков. Для такого изображения лучше подходят не цветущие комнатные растения (аспарагус, традесканция, сансивьера и др. Дети передают светлые и темные части растения, по-разному нажимая на карандаш. Для этого надо брать более мягкий, чем для подготовительного рисунка, карандаш – 3М. Чтобы изображение не затиралось рукой в процессе работы, можно рекомендовать детям, создавая и закрашивая рисунок, двигаться слева направо. Иногда они делают наоборот: рисуют вначале в правой части листа, а затем, работая над левой частью, трут рукой по уже нарисованному, и получается грязь. В этой группе можно использовать простой графитный карандаш для создания контурного черно-белого рисунка (без последующего закрашивания) типа наброска, в котором дети ищут композицию, выразительные детали. Позднее рисунок на близкую тему выполняется в цвете. Так, например, дети рисуют простым карандашом набросок улицы города, сказочного дворца, а затем праздничную улицу, сказочное царство. В подготовительной группе совершенствуются и обогащаются приемы рисования акварелью. Наряду с уже известными приемами можно со второй половины года научить детей покрыванию большого пространства листа цветом способом бом размывки. Делается это так: в верхней части закрашиваемой плоскости проводится полоса насыщенного цвета, а затем она размывается смачиваемой в воде кистью быстрыми движениями внизу. Вода для размывания должна быть чистой. При этом надо не забывать чаще смачивать кисть в воде (размывка сухой кистью не получится) и проводить линии сверху вниз от левой части листа к правой, без просветов. Рисование по сырому слою более широко, чем в старшей группе, используется в этой группе в сюжетном и декоративном рисовании. Все названные умения применяются различно в зависимости от решения изобразительной задачи. Использование их позволяет достигать не только отчетливости изображения, но и выразительности рисунка, характеризующей творчество того или иного ребенка. Безусловно, овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее навыками и умениями, дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе они получают определенный, указанный для этой группы объем навыков и умений.
|
|||
|