Приложение 1
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
ДОТ по теме
«Особенности организации воспитательной деятельности и взаимодействия членов педагогического коллектива, руководящих работников образовательной организации и родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания обучающихся в условиях инклюзивного образования; Планирование работы классного руководителя с семьей: особенности выбора организационных форм и отбора содержания»
МДК 03.01 Т и МО ДКР
Исполнитель: Михайлис Л.С.,
студентка 3КП группы
Преподаватель: Штыркина А.И.
Камышлов, 2020
Особенности планирования работы классного руководителя с родителями обучающихся
| Пункт плана
| Краткое содержание вопроса
| 1. Нормативные документы федерального, регионального и локального уровня, регламентирующие работу классного руководителя с семьей.
| Международные документы
ü Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.74г.).
ü Пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.78г.).
ü Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.48г.).
ü Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.59г.). Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.89г.).
ü Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.95г.).
Федеральные законы
ü Конституция Российской Федерации (ст.43).
ü Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ü Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
ü Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г. №120-ФЗ.
ü Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ.
Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ
ü Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000г. № 751).
ü Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (распоряжение Правительства РФ от 28.12.20001г. «258»).
ü Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196
Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня
ü Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002г. № 30-51-914/16).
ü О концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).
ü О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010гг. (приказ Министерства образования РФ от 24.04.2001г. № 1818).
ü Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2020 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).
| 2. Основные задачи, направления и принципы взаимодействия классного руководителя с семьей, классификация форм организации работы с родителями (лицами, их заменяющими).
| Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:
ü содействие сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей;
ü создание комфортных условий для ребенка в семье, образовательном учреждении;
ü всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка
ü К задачам взаимодействия классного руководителя и родителей относятся:
ü формирование активной педагогической позиции родителей;
ü вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
ü активное участие родителей в воспитании детей.
| 3. Условия успешного взаимодействия.
| Для успешного взаимодействия, классному руководителю необходимо знать принципы и формы работы с родителями.
ü Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.
ü Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
1. Обращение к чувству родительской любви и уважение её;
2. Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
3. Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:
ü ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
ü психолого-педагогическое просвещение родителей;
ü вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
ü корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
ü взаимодействие с общественными организациями родителей
| 4.
| Планирование работы классного руководителя с семьей:
ü Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
ü Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, проводится в целостной системе и имеет огромное значение.
ü Планирование работы с родителями начинается с перспективного плана работы с родителями учащихся.
ü Составление программы (Приложение 1)
ü Планирование общешкольных родительских собраний в начальной школе (Приложение 2)
ü Работа родительского комитета (Приложение 3)
| Организация работы родительского комитета: назначение, функции, направления и содержание деятельности
| 1. Родительский комитет
| ü Родительский комитет класса, школы, является той общественной организацией, которая не только следит за протеканием учебного и воспитательного процесса, но и оказывает посильную помощь педагогам.
| ü Родительский комитет класса — это механизм, позволяющий формировать позитивные взаимоотношения между школьниками и взрослыми.
| ü Родительский комитет класса выбирается общим собранием родителей в начале учебного года сроком на один учебный год.
| ü Состав: председатель, заместитель, секретарь, казначей.
| ü Из числа родительского комитета и родителей класса могут создаваться постоянные и временные комиссии по отдельным направлениям работы. Состав комиссии определяется на добровольной основе. Комиссия в своей работе опирается на родительский актив.
| ü Периодичность встреч Заседания родительского комитета класса проходят 2-3 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
| ü
| Родительский комитет имеет право:
ü активно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса;
ü посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому; присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
ü высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
ü проводить беседы с проблемными учащимися;
ü поддерживать тесный контакт с общественными организациями в защиту прав ребенка и семьи.
| ü
| Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:
ü положение о родительском комитете класса;
ü протоколы заседаний родительского комитета;
ü положение о родительском комитете школы;
ü план работы родительского комитета на учебный год или полугодие.
ü график заседаний родительского комитета.
|
Приложение 1
ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Титульный лист
Пояснительная записка
Цель: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала.
Задачи:
1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Методы и приёмы:
- использование индивидуальных форм работы с родителями;
- приглашение родителей в школу;
- проведение «родительского дня»;
- индивидуальные беседы, посещение семей (по мере возникновения проблем).
Примерное календарное планирование работы с родителями учащихся классана учебный год
|