Население Спарты и государственное устройство
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Этап 1. МОТИВАЦИИ
Этап 2. АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГ О УЧЕБНОГ О ДЕЙСТВИЯ
Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗА ТРУДНЕНИЯ
Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технологическая карта урока.
История Древнего мира. 5 класс.
«Древняя Спарта»
.
Урок разработан для учащихся 5-х классов на основе рабочей программы по истории для 5 класса, авторы программы Вигасин А.А., Годер Г.И. «История Древнего Мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. Данная программа по истории предусматривает 68 учебных часов в год (2 часа в неделю).
Данная разработка будет полезна для учителей истории при изучении новой темы. Кроме этого ее можно применять в частичном виде при изучении конкретных тем, отраженных в ней, использовать на внеклассных мероприятиях, проводя параллель между современным воспитанием и своеобразным воспитанием в древние времена.
Актуальность темы «Древняя Спарта» и этой разработки обусловлена тем фактом, что Спарта являлась уникальным полисом по своему государственному строю, правовой системе и системе воспитания. Данное занятие, при использовании метода сравнения, в данном случае с Афинской демократией, позволяет учащимся понять многие процессы, происходящие в современном обществе. Кроме того учит уважать и бережно относится, к культуре других народов, что особенно важно на современном историческом этапе.
В предложенном уроке и презентации используется материалы по теме «Древняя Спарта» - на уроке используется поисковый метод, групповая работа, работа с картой, проблемное обучение, технология «толстых и тонких вопросов», а также применяются игровые технологии.
Использование информационно-компьютерных технологий на данном уроке истории дает возможность повысить плотность урока, индивидуализировать опрос, приучает детей работать с высоким уровнем самостоятельности и взаимоконтроля.
Класс, в котором проводился урок, подготовлен к работе в быстром темпе. По желанию учителя, в менее подготовленном классе, можно сократить время повторения, и использовать его при изучении нового материала.
Предмет
| История Древнего мира
| Класс
| 5 класс
| Тема урока
| Древняя Спарта.
| Тип урока
| Уроки введения («открытия») нового знания (ОНЗ)
| Цель урока
| Характеристика особенностей государственного строя Спарты, быта, народов спартанцев, формирование уважительного отношения к другим людям и традициям, выделение положительных и отрицательных моментов воспитания
| Задачи урока
| 1. Продолжать работу с контурной картой и исторической картой по ознакомление с географическим положением Древней Спарты
2.Охарактеризовать населения и государственное устройство, Спарты, заполнив таблицу на основе ознакомления с документом.
3.Выделить особенности спартанского воспитания, посмотрев сценку учащихся.
- способствовать подведению учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью;
- содействовать ознакомлению с жизнью в Спарте, подчинённой военным законам, раскрытию причин такого общественно-политического устройства;
- создать условия для формирования представления о древних законах Спарты, умения сопоставлять их с порядками в Афинах;
- способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей;
- продолжить формировать умение работать с исторической картой и историческими источниками;
- воспитывать уважение к истории других стран.
| Технологии:
| Здоровье сбережения, проблемное обучение, поэтапного развития исследовательских навыков; игровые технологий (сценка); работа с исторической картой, работа с документами, работа в парах, логические схемы, ИКТ.
| Планируемые результаты:
| Личностные: готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям Древней Спарты на основе осознания и осмысления событий происходивших в Древней Спарте; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию на примере спартанцев, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности (сценка, заполнение таблицы, работа с иллюстрациями; формирование у учащихся интереса к истории и культурному наследию древних народов.
Метапредметные:
Регулятивные:
ученик научится определять цели, организовывать свою деятельность на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и планом урока
Познавательные: использовать различные модельно-схематические средства (таблица, схема, иллюстрация, карта) для выявлений информации в источниках; находить и приводить аргументы
Коммуникативные:развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием устных языковых средств; при осуществлении работы в группах быть как руководителем так и слушателем
Предметные: ученик научится:
использовать историческую карту как источник информации о занятиях в Древней Спарте, ее расположении; проводить поиск информации в отрывках исторических текстах; описывать основные занятия спартанцев, образ жизни; раскрывать характерные черты:
а. форму государственного устройства Древней Спарты с использованием понятия «олигархия»;
б. положение основных групп населения периэки, спартанцы, илоты
ученик получит возможность научится:
давать характеристику общественного строя Древней Спарты;
| Основное содержание темы:
| Географическое положение Спарты, население Спарты и государственное устройство, спартанское воспитание.
| Понятия
| Лакония, Спарта, лаконичная речь, илот, олигархия.
| Образовательные ресурсы:
| Вигасин А.А. Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобр. организаций. М. Просвещение, 2015 г. стр. 151-155.
Презентация для интерактивной доски «Спарта», Видеоролик.
| Домашнее задание:
| По возможностям ученика
1. напишите заметку в журналн на одну из предложенных тем: «Древняя Спарта», «Один день из жизни спартанского мальчика», «Путешествие по Древней Спарте». План написания заметки: 1) Введение (Чем интересна тема?); 2) Основная часть (Что я знаю по теме?); 3) Заключение (Мое мнение! Общий вывод по теме).
2. синквейн со словом «Спарта»
3. Развернутый план на тему: «Спартанская армия»
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Формируемые УУД: личностные (Л), коммуникативные (к),
регулятивные (р), познавательные (п)
| Мотивационный.
| Приветствует учащихся на греческом языке «Хайрете, пайдес!». «Калой кай агатой!» - «Здравствуйте, дети!». «Прекрасные и совершенные!»
Как вы думаете, на каком языке я к вам обратился?
Историю какого государства мы с вами изучаем на протяжении последних уроков?
Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древнегреческий полис»
|
Дети отвечают. Организуют рабочее место.
Древняя Греция
|
Излагают свое мнение(к)
Находят достоверную информацию(п)
Ролевая игра(л)
| Актуализация знания
| Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу просмотрим видеофрагмент.
С каким государством Древней Греции связан видеофрагмент урока?
Что вы уже знаете об этом государстве?
Хватит ли нам нынешних знаний о Спарте, чтобы качественно выполнить задание, написать заметку в журнал?
| Просмотр видеоролика
https://www.youtube.com/watch?v=OaTsnFQVoPw
(2 мин.)
Дети называют «Спарта», определяют тему урока: «Древняя Спарта
Дети называют: воины, жестокость
община
Ответы детей: знаний мало
|
Выдвигают версии(р)
Использование речевых средств(к)
Делают выводы(п)
| Постановка цели деятельности
| Для того чтобы написать содержательную заметку о Древней Спарте мы, как добросовестные журналисты должны собрать как можно больше материала, поэтому отправляясь в виртуальное путешествие по Древней Греции, на территории которой и находился данный полис. Давайте определим цель, составим план, определим задачи урока по намеченному плану.
Я приготовил вам Листы Путешественника, в которые вы будете заносить необходимую для написания заметки в журнал информацию и выполнять задания, по итогам которых, вы и получите оценку за урок.
|
План:
1. Географическое положение Спарты
2.Государственный строй Спарты и ее население
3.Спартанское воспитание
Знакомятся со структурой оценочного листа
|
Определяют цель, задачи, план(р)
Ориентируются в системе оценивания(л)
| Построение проекта(открытие нового знания)
| Обратите внимание на 1-й раздел вашего Листа путешественника. Как он называется? А почему первый раздел посвящен – Географическому положению? (Географическое положение влияет на род занятий, образ жизни, формирование взаимоотношений с другими государствами)
Итак, обращаемся к Документу №1, прочтите его и выделяем знаком «+» новую информацию
Приложение№1.
| Читаем вслух текст документа
. Раздел 1. Лист путешественника. Географическое положение.
(заполни пропуски в предложениях)
- Спарта расположена на полуострове …(Пелопоннес)
- В какой части Греции расположен этот полуостров… (Южная Греция)
- Во..(2 тыс.) до н.э. дорийцы завоевали территории ______ и _______ (Лаконику и Мессению)
Ребята, кто из вас готов показать на карте месторасположение Спартанского государства?
Учащиеся работают с картой, показывают территорию Спарты.
Выделить на контурной карте 1 Где, находится Эгейское море? Древняя Греция? Спарта?
| Создание письменных текстов самостоятельно(к)
Находить необходимую информацию для решения учебных задач(п)
Умение работать с контурной картой(п)
| Физкультминутка
|
|
|
| |
Население Спарты и государственное устройство
|
Итак, движемся дальше. Пора познакомиться с населением Спарты. Но, чтобы не терять времени и собрать как можно больше информации будем работать в группах. Вспомните из уже прочитанного вами документа, как стали называть себя дорийцы (спартанцы), как называли покоренное население (илоты). Была в Спарте еще одна категория населения – это периэки. Итак, 1-я группа – спартанцы, 2-я группа – илоты, 3-я группа – периэки. Ваша задача, прочитать текст из учебника и документа и узнать какое положение занимала каждая из групп населения, и чем они занимались? (3 минуты)
Приложение№2.Тексты документов.
(Используя текст, заполните таблицу)
Работа с иллюстрацией
Соотносят изображение и название населения Спарты
А теперь мы с Вами узнаем о государственном устройстве Спарты. Анализируем схему
Вопрос: «Можно ли назвать Спарту демократическим государством»
|
Учащиеся знакомятся в группах с текстом учебника и документа приложение №2., проговаривают и заполняют информацию в таблицу. Работа с листом путешественника
| 1 группа
Спартанцы
| 2 группа
Илоты
| 3 группа
Периэки
| Какое положение занимали в обществе?
|
|
|
| Чем занимались?
|
|
|
|
Работают в листе путешественника
Работа со схемой государственное устройство Древней Спарты.
Приводят два аргумента в подтверждение своего мнения. (лист путешественника)
Стр.148 в учебнике
Понятие: олигархия
|
Представлять информацию в виде таблице(п)
Организовывать работу в паре(к)
Выдвигать версии(р)
Сравнивать объекты по определенным критериям из таблицы (п)
Устанавливать причинно- следственные связи(п)
Излагать свое мнение, аргументируя его(к)
Давать определение понятий(п)
Организовать собственную деятельность (р)
|