Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Творческий облик Ференца Листа



Творческий облик Ференца Листа

(1811-1886)

Крупнейший композитор-романтик, пианист феноменального дарования и дирижер, музыкально-общественный деятель неиссякаемой энергии и педагог, воспитавший многочисленных учеников, музыкальный писатель, критик и публицист, Ференц Лист внес огромный вклад в мировую культуру. Разные страны могут гордиться тем, что его имя неотделимо от их культуры: Венгрия – родина Листа, Франция, где прошла его юность, и где он стал великим артистом, Швейцария и Италия, где он с особой силой ощутил в себе не виртуоза, но прежде всего художника, Германия, с которой связан центральный, наиболее плодотворный период его творчества. Менялся характер его деятельности, но неизменно сохранялась ее просветительская направленность. И как дирижер, и как пианист-исполнитель, и как музыкальный критик, Лист без устали пропагандировал лучшие сочинения мировой музыки, стремясь приобщить к ним самого широкого слушателя, а также сделать известным творчество композиторов-новаторов. Лист одним из первых начал пропагандировать русскую музыку.

Исторические события:

· борьба венгерского народа за независимость

· революция 1848 года, поражение

· Венгрия снова под гнетом австрийской монархии

Истоки творчества:

1) Национально-освободительное движение вызвало интерес к своей национальной культуре, венгерскому фольклору:

v Крестьянская песня – ладовая структура обычно пентатоника, впоследствии – диатонические натуральные лады (дорийский, миксолидийский и др). 2 типа песен:

ü речитативно-импровизационные

ü песенно-танцевальные

v Городской музыкальный фольклор – вербункош - жанр венгерской танцевальной музыки, появившийся во второй половине XVIII века, а также стиль венгерской инструментальной музыки конца XVIII — начала XIX века. В основу вербункоша лёг мужской танец «вербунк», а также возникший из него «чардаш»[1]. Характерно использование венгерской гаммы (с двумя ув.2) и типичного завершающего оборота.

2) Французская романтическая традиция – яркие контрасты в сопоставлении образов, их живописность

3) Итальянская оперная музыка XIX века (Россини, Беллини, Доницетти, Верди) – эмоциональная страстность и чувственность кантилены

4) Немецкая школа – расширение выразительных средств гармонии, эксперименты с формой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.