Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Карл Шмитт



Карл Шмитт

Карл Шмитт - юрист, философ, социолог и политический теоретик. Как известно К. Шмитт является одной из самых противоречивых фигур в теории права и политической теории XX века, благодаря множеству работ о политической власти и «политическом насилии».

Основным принципом философии К. Шмитта была идея о верховенстве политических основ над всеми критериями общественного существования.

В своей работе «Понятие политического» (1928) К. Шмитт имеет в виду, что конкретные политические различия, к которым могут быть сведены причины и мотивы в области политики – это отношения между «другом и врагом». Для К. Шмитта это изначально «политическое», а именно политика, которая предстает перед государством и выходит за рамки повседневной и рутинной политики. Для К. Шмитта политика действительно воплощает экзистенциальный тоталитаризм и определяет выбор между бытием и ничем.

К. Шмитт утверждает, что политическое качество возникает в результате «уплотнения» социальных разногласий, осознания их как отношений «друг» - «враг». Враг - это кто-то в виде, например, НЛО, который представляет угрозу субъекту или его интересам, а друг - союзник, тот, кто помогает в достижении цели..

К. Шмитт указывает на то, что политическое разделение на «свой» и «чужой»(не персонаж фильма) существует во всех государствах и является неотъемлемой  частью политического развития, К. Шмит объясняет это на примере того, что не одна нация не могла бы иметь свою уникальную историю.

На основании этих предположений Карл Шмитт разработал теорию «тотальной войны» и «ограниченной войны», или «войны форм».

Как утверждает К. Шмитт - тотальная война является результатом универсалистской утопической идеологии, предполагается, что в такой войне будут участвовать не только армии но и гражданское население, что означает вымирание. Поэтому как утверждает К. Шмитт - «Война форм» необходима, потому что различия между народами и их культурами непоправимы. Однако «война форм» как предполагал Шмидтт требует участие только профессиональных военнослужащих и может регулироваться определенным законодательством. Шмитт указывал на то, что «война форм» - это меньшее зло, теоретическое признание ее необходимо, для того чтобы спастись от «тотального зла».

Как отмечал Шмитт условия постоянной возможности внешних и внутренних конфликтов приводят к различию между «другом и врагом», а значит, требуют политического решения. Отсюда следует вывод, что  политическая сфера всегда присутствует как неотъемлемая часть общественной жизни.

Воп­рос всегда состоит только в том, наличествует ли такое разделение на группы «друг» и «враг» как реальная возмож­ность или как действительность или же его нет независимо от того, какие человеческие мотивы оказались столь сильны, чтобы его вызвать.

Вывод:

Карл Шмитт интересен нам тем, отрицая романтизм и используя беспристрастный объективный анализ, пытался показать картину целого мира, механизм существования и развития общества и политики. На первое место ученый ставит понятие «политического», однако большое значение он отдает отношениям «друг – враг», показывая их, как особые категории политики.

 

Антонио Грамши

Основатель и идеолог итальянской коммунистической партии, депутат парламен­та, В1926 г. Арестован и осужден. В начале 1929 г. ему уже в тюрьме ему разрешили писать, где он и начал свой огромный труд «Тюремные тетради».

Одно из ключевых направлений труда Грамши - «Теория гегемонии». Ученый полагал, что власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на «молчаливом согласии» подчиненных классов. Таким образом, «политическое» нельзя понимать ни как насилие, ни как согласие. Т.е., необходимо понимать, что класс может стать гегемоном только тогда, когда получит согласие подчиненного класса. Однако согласие не является постоянным. Он принимает форму классовой борьбы между конкурирующими идеологиями, которая постоянно меняется, чтобы соответствовать меняющимся историческим условиям, требованиям и отражать человеческие действия.

Согласно Грамши, экономика - это «скелет» общества, а идеология - его «кожа». Государство, каким бы ни был правящий класс, держится на двух столпах - силе и гармонии. Состояние, при котором диагностируется достаточная степень согласия и понимания, - это то, что Грамши называет гегемонией. Он опирается на «культурное ядро» общества. Пока это ядро ​​стабильно, в обществе существует «устойчивая коллективная воля». Условием революции является подрыв этого «культурного ядра» и нарушение этой коллективной воли.

Важным аспектом политического учения Грамши было то, что идеи генерируют интеллектуалы, затем их распространяют в масс, однако как утверждал Грамши, эти массы сами не могут создавать такие идеи, поэтому они могут только получать их от элиты, т.е. от интеллектуалов.

Вывод: В основе политического исследования Грамши была концепция «гегемонии». Как было сказано выше  Грамши считал, что власть опирается на две силы: насилие и согласие. Гегемония - это то, чего якобы хотят массы под влиянием господствующего класса - гегемона, а тот в свою очередь требует того или иного желания от масс. Однако когда кто-то начинает понимать, что людьми манипулируют, гегемония терпит поражение.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.