Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Писаница Хазын хыр



Писаница Хазын хыр

В двухстах метрах на северо-восток от могильника «Анчил чон», у подножия горы Хазын хыр (Березовый хребет), находится удивительный памятник наскального искусства – писаница Хазын хыр. Петроглифы выполнены в разных техниках, в различные эпохи, но по содержанию расктывают одну тему: историю происхождения религиозных представлений на хакасской земле. Примерно шесть квадратных метров каменной поверхносьт покрыты тончайшими штрихами.

В технике гравировки нанесены изображения цветов и растительного оргнамента. Композицию венчает изумительное по эстетике изображение жертвенной чаши в виде лотоса.

Основное и , видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа – творящая сила, связанная с женским принципом, отсюда – более специальные символические значения лотоса: лоно как место зарождения жизни, плодородие, процветание, потомство и др.

Поверх гравировки много позже были выбиты изображения основных символов шаманизма. К таковым относятся: изображения духов, шаманов, магических предметов, ирреальных существ, космогонических сюжетов. Серьезной проблемой является определение времени появления этих рисунков. По технике нанесения рисунков и стилю можно выделить четыре этапа создания этого памятника. Наиболее легко определить время создания изображений птиц и так называемы лабиринтов – это тесинский этап тагарской культуры (II век до н.э. – I век н.э. ) И вот здесь начинается намое интересное: дело в том, что эти рисунки нанесены на более ранние изображения цветов. Хорошо известно, что «цветочная» символика особенно глубоко разработана в буддизме. Но представить, что буддистские «лотосы» оказались более двух тысяч лет назад в центре Сибири, невозможно, хотя бы потому, что, по мнению специалистов, буддизм проникает к нам не ранее VII века. В этом случае пришлось бы признать, что Хакасия – одни из центров зарождения буддизма в Сибири. Раскрыть загадку появления «лотосов» пока так и не удалось. Самые поздние рисунки были сделаны, скорее всего, между XVII и XIX веками. Нарочито грубые выбивки нанесены как раз в местах скоплений «лотосов». Это может рассматриваться и как элемент магической войны (попытка нейтрализовать чуждую «цветочную» магию), и как использование уже «проверенного» предшественника пространства.

Практически все поздние рисунки соответствуют изображениям на шаманских бубнах, принятых в хакасской традиции. В нижней части плоскости изображен сам шаман с колотушкой в руках и рогатом головном уборе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.