![]()
|
|||||||
Малоарбатская писаницаСтр 1 из 5Следующая ⇒
В рамках проекта «Летопись Хакасии глазами волонтера» запланировано 8 выездов к местам, где располагаются древние рисунки наскального изобразительного искусства на территории республики:
1) 26.09.2020 Малоарбатская писаница (с. Арбаты); Малоарбатская писаница Среди множества древних памятников особое место занимают петроглифы – наскальные рисунки (писаницы). Если вещественные археологические находки позволяют в большей степени судить об уровне экономического развития древнего общества, то наскальные изображения способствуют пониманию духовной жизни и культуры древнего человека, его мировоззрения, эстетического мира, социальной сущности. Существует несколько вариантов нанесения изображения на скалы. В Хакасии, помимо изображений процарапанных и выбитых, встречаются изображения, нанесенные с использованием минерального красителя. Самыми популярными петроглифами Хакасии, наскальные рисунки которых нанесены минеральными красителями, являются изображения писаницы Малые Арбаты, расположенной в горах Западного Саяна, в 6,4 км от села Малые Арбаты (Таштыпский район Республики Хакасия) вверх по течению реки Малые Арбаты (хак. – Кичиг Арбыйт), на правом берегу, на скале Писанец. Здесь размещены рисунки разных эпох. Часть рисунков относится ко второй половине III – началу II тыс. до н.э., а часть созданы, вероятно, в XVII- XIX вв. Для этого памятника зафиксировано несколько хакасских названий, связанных с нанесенными здесь рисунками: Пизелиг хайа (Скала с рисунками), Печиг хайа (Писаная скала), Чигират хайа (Игреневая лошадь-скала). Протяженность участка с рисунками – около 25 метров. Скальные обнажения Малоарбатской Писаницы с изображениями обращены на юг. Впервые изображения Малоарбатской Писаницы были открыты для научного изучения географом И.П. Корниловым, зарисовавшим и опубликовавшим некоторые из них в середине XIX в. Позднее они обследовались А.В. Андриановым, Н.В. Леонтьевым, Л.Р. Кызласовым, Ю.Н. Есиным и др. Изображения Малоарбатской писаницы по тематике, стилю, цвету краски и сохранности четко делятся на две группы: 1) антропоморфные лики (около двадцати пяти); 2) изображения животных и различных знаков – тамг (более шестидесяти). Рисунки первой группы первоначально были выполнены преимущественно малиновой краской (краска бледная, видна плохо, часто покрыта кальцитовыми отложениями). Эти рисунки относятся ко второй половине III – началу II тыс. до н.э. Некоторые из них близки изображениям окуневской культуры в степях Минусинской котловины, а основная часть принадлежит к джойскому стилю, распространенному в горно-таежных районах Хакасии на ее южной окраине. Рисунки второй группы выполнены темно-красной, коричневатой, оранжевой и розоватой красками разных оттенков (цвет краски более яркий, свежий). Эти изображения Малоарбатской Писаницы, судя по аналогиям с рисунками на шаманских бубнах и бытовых предметах хакасов, созданы, вероятно, в XVII – XIX вв. Малоарбатская писаница фигурирует в нескольких хакасских легендах. Так, легенда, записанная в 1961 г. в с. Чистобай (Чыстыгбай) связывает поздний пласт изображений скалы с угоном енисейских кыргызов джунгарами в 1703 г. за Саяны: «Саянский хан, угоняя хакасский народ к себе за Саяны, приказал начертать их родовые тамги на этой скале». В конце XIX в. Д.А. Клеменцом и А.В. Адриановым были записаны услышанные от казаков и коренного населения рассказы о регулярном подновлении рисунков хакасами и даже о появлении на Малоарбатской Писанице новых рисунков. Еще в 1969 г. фиксировались оставленные у скалы в качестве подношения продукты питания, свидетельствующие о сохраняющемся почитании скалы местным населением. Возможно, причины появления здесь изображений связаны с местонахождением скалы с Малоарбатской Писаницей у начала древней конной тропы, ведущей из Минусинской котловины в северо-западные районы Тувы и стремлением людей заручиться поддержкой потусторонних сил на этом сложном участке пути.
|
|||||||
|