Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Малоарбатская писаница



 

В рамках проекта «Летопись Хакасии глазами волонтера» запланировано 8 выездов к местам, где располагаются древние рисунки наскального изобразительного искусства на территории республики:

 

1) 26.09.2020 Малоарбатская писаница (с. Арбаты);
2) 27.09.2020 Сулекская писаница ( в 18 км от поселка Копьёво Орджоникидзевского района);
3) 03.10.2020 Писаница Хазын хыр, село Казановка;
4) 04.10.2020 Писаница Красный камень, Усть -Абаканский район в 6 км от с. Капчалы на Юго-запад;
5) 10.10.2020 Писаница «8 сундук» (Малый Кобежиков, Ширинский район);
6) 11.10.2020 Писаница Сульфат (три писаницы), писаница Сулек 3 в 18 км от поселка Копьёво Орджоникидзевского района, в районе озера Сульфат);
7) 17.10.2020 Ошкольская писаница (с. Талкин Ключ, Ширинский район);
8) 18.10.2020 Писаница Красный камень, писаница Большой Монок, район д.Усть-Сос;

Малоарбатская писаница

Среди множества древних памятников особое место занимают петроглифы – наскальные рисунки (писаницы). Если вещественные археологические находки позволяют в большей степени судить об уровне экономического развития древнего общества, то наскальные изображения способствуют пониманию духовной жизни и культуры древнего человека, его мировоззрения, эстетического мира, социальной сущности.

Существует несколько вариантов нанесения изображения на скалы. В Хакасии, помимо изображений процарапанных и выбитых, встречаются изображения, нанесенные с использованием минерального красителя. Самыми популярными петроглифами Хакасии, наскальные рисунки которых нанесены минеральными красителями, являются изображения писаницы Малые Арбаты, расположенной в горах Западного Саяна, в 6,4 км от села Малые Арбаты (Таштыпский район Республики Хакасия) вверх по течению реки Малые Арбаты (хак. – Кичиг Арбыйт), на правом берегу, на скале Писанец. Здесь размещены рисунки разных эпох. Часть рисунков относится ко второй половине III – началу II тыс. до н.э., а часть созданы, вероятно, в XVII- XIX вв. Для этого памятника зафиксировано несколько хакасских названий, связанных с нанесенными здесь рисунками: Пизелиг хайа (Скала с рисунками), Печиг хайа (Писаная скала), Чигират хайа (Игреневая лошадь-скала). Протяженность участка с рисунками – около 25 метров. Скальные обнажения Малоарбатской Писаницы с изображениями обращены на юг. Впервые изображения Малоарбатской Писаницы были открыты для научного изучения географом И.П. Корниловым, зарисовавшим и опубликовавшим некоторые из них в середине XIX в. Позднее они обследовались А.В. Андриановым, Н.В. Леонтьевым, Л.Р. Кызласовым, Ю.Н. Есиным и др.

Изображения Малоарбатской писаницы по тематике, стилю, цвету краски и сохранности четко делятся на две группы:

1) антропоморфные лики (около двадцати пяти);

2) изображения животных и различных знаков – тамг (более шестидесяти).

Рисунки первой группы первоначально были выполнены преимущественно малиновой краской (краска бледная, видна плохо, часто покрыта кальцитовыми отложениями). Эти рисунки относятся ко второй половине III – началу II тыс. до н.э. Некоторые из них близки изображениям окуневской культуры в степях Минусинской котловины, а основная часть принадлежит к джойскому стилю, распространенному в горно-таежных районах Хакасии на ее южной окраине. Рисунки второй группы выполнены темно-красной, коричневатой, оранжевой и розоватой красками разных оттенков (цвет краски более яркий, свежий). Эти изображения Малоарбатской Писаницы, судя по аналогиям с рисунками на шаманских бубнах и бытовых предметах хакасов, созданы, вероятно, в XVII – XIX вв.

Малоарбатская писаница фигурирует в нескольких хакасских легендах. Так, легенда, записанная в 1961 г. в с. Чистобай (Чыстыгбай) связывает поздний пласт изображений скалы с угоном енисейских кыргызов джунгарами в 1703 г. за Саяны: «Саянский хан, угоняя хакасский народ к себе за Саяны, приказал начертать их родовые тамги на этой скале». В конце XIX в. Д.А. Клеменцом и А.В. Адриановым были записаны услышанные от казаков и коренного населения рассказы о регулярном подновлении рисунков хакасами и даже о появлении на Малоарбатской Писанице новых рисунков. Еще в 1969 г. фиксировались оставленные у скалы в качестве подношения продукты питания, свидетельствующие о сохраняющемся почитании скалы местным населением. Возможно, причины появления здесь изображений связаны с местонахождением скалы с Малоарбатской Писаницей у начала древней конной тропы, ведущей из Минусинской котловины в северо-западные районы Тувы и стремлением людей заручиться поддержкой потусторонних сил на этом сложном участке пути.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.