Реакция ЦИК на протесты в Беларуси.
Реакция ЦИК на протесты в Беларуси.
Прошли две большие федерального уровня электоральные компании - это 1 июля голосование за Конституцию и 13 сентября региональные выборы в 83 из 85 регионах России. Следующая точка – 2021 год, парламентские выборы, выборы Государственной Думы и еще одна промежуточная точка – март 2021 года - окончание полномочий нынешнего состава центральной избирательной комиссии.
Есть ощущение, что этот белорусский кризис политический произвел на нашу политическую систему определенное впечатление. Впечатление это как ни странно не совсем то, которое обычно производят беспорядки в ближнем и дальнем зарубежье. По нашей исторической традиции любые национальные освободительные движения в Европе или вокруг России приводят в России к волне реакций. Это довольно давняя традиция.
Европейские революции 1848 года вызвали вот это свинцовое семилетие - самую страшную часть николаевского царствования, закончившегося поражением в крымской войне. Ближе к нашему времени – 1968 год в Праге завершил политические 60-е в смысле оттепели и открыл эпоху брежневской реакции. 2004 год – первая из украинских революций и все последующие так же приводили к соответствующему откату в России.
Когда вокруг что-то происходит, есть всегда ожидания, что эта «зараза» перекинется на нас, поэтому надо как-то от нее максимально огородиться. Есть ощущение, что с Белоруссией история немного другая. В этом белорусском сюжете наша с вами политическая машина видит некоторое карикатурное отражение самой себя. Поскольку нельзя сказать, что белорусский лидер накликал на себя эту беду тем, что он был слишком слаб, слишком либерален, шел на уступки, начал реформу – все то, в чем обвиняют всех остальных пострадавших от своего народа – от Горбачева до Енуковича. Тут другая крайность. Вот что бывает, если очень уж все заасфальтировать – как бы подумали наши с вами лица, принимающие решение. Я не хочу сказать, что в их голову пришла мысль какую-то начать либерализацию, пока не стало поздно, но в их голову пришла мысль, что выборы должны проходить как-то внешне поприличнее. Для того чтобы не давать повода двум не хорошим последствиям – протестам и международному отторжению. Им хочется, чтобы выборы были признаны и внутренней аудиторией и внешней.
Я ходила в ЦИК, чтобы убрали капчу. Капчу убрали и даже извинились перед всеми от нее пострадавших. Экспертный совет, который был разогнан летом 2019 года и закрыт в начале 2020 года, восстанавливается и обещает нам много счастливых часов, проведенных с центральной избирательной комиссией. И обещают новый сайт, гораздо лучше прежнего, полный открытости, доступности.
Вопрос, который так часто власти обращали к нам: вы что хотите, чтобы было как в Киеве? Вы что хотите как в Париже? Теперь она обращается к самой себе: мы, что хотим как в Минске? «Нет, мы не хотим, давайте будет извиваться, чтобы этого не произошло».
|