Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Футурология – это социология будущего? Она в первую очередь изучает общество в будущем или технические достижения и прочее?



Футурология – это социология будущего? Она в первую очередь изучает общество в будущем или технические достижения и прочее?

Фокус моего интереса разумеется социальный.
Мы должны говорить о политической футурологии.
О том ее направлении, которое пытается предсказать политическое будущее.
На что мы должны смотреть?
На социально-политические тренды или тенденции.
На некие объективно обусловленные процессы,
которые не вчера начались, не завтра закончились,
и будут иметь разнообразные последствия.

Все наши эфиры мы пытаемся вычленить
 это объективно обусловленное русло, по которому течет великая река истории.
На ее поверхности плавает много разных предметов,
 но при этом общее направление нам полезно знать.
Что такое в этом контексте тренд или тенденция?
Многие думают, что тренд это то, что модно.
Социологически, когда мы говорим о больших трендах,
например, урбанизация
– человечество переезжает на протяжении последних четырех сотен лет
постепенно из деревни в город.
Индустриализация, демографические переходы,
связанные с этими двумя процессами,
технологические революции - это большие тренды.

Мы не можем сказать, что придет на смену смартфону,
но мы можем судить с большой долей вероятности,
что человечество продолжит свой поиск в этом направлении.
То есть маловероятно, чтобы завтра человечество
отреклось от науки и технологии
и сказало
 «Мы будем молиться, поститься, изобретать мы не будем».
Это маловероятно.
Поэтому технологический прогресс – это большой тренд.

Большие тренды касаются всех, в них не надо встраиваться,
они сами вас найдут.
Вопрос, на каких условиях и какое место вы займете в этом великом потоке.
Будете ли вы рыбой, которая там проплывает,
медведем, который эту рыбу выцепляет,
но вам из этой реки уйти затруднительно,
историческое время течет для всех.
Поэтому те, кто пытается от него отгородиться,
сказать «Мы в домике, нас этого не касается»,
совершают ошибку,
к ним все равно придет это будущее,
но только они могут занять в нем не то место,
которое им хотелось бы.

Какие методы используются в этой самой футурологии?
Это слово мне не очень нравится,
я говорю future styles,
потому что футурология звучит как астрология, хиромантия.
Методы все те же самые, которые мы используем
 для анализа наших социальных процессов.
Сбор данных и их анализ, опросы экспертов,
спрашиваем их, что они считают вероятным.
Также ролевые игры, имитации каких-то ситуаций,
это методы групповой работы по планированию,
применяются в корпорациях, там любят устраивать такие игрища.

Рациональный элемент в этом есть, потому что
важно почувствовать то, что называется в футурологии слабый сигнал,
такой шум преходящего поезда.
Его услышать, конечно, не совсем достижимо
путем какого-то рационального перебора вариантов,
но это в любом научном творчестве так,
 там тоже необходимо вдохновение.
Для того чтобы открыть математический закон или физическую формулу
 тоже иногда нужно во сне ее увидеть.

Но элемент рационального тут не надо особенно преувеличивать.
На предсказательном поле много-много жульничества.
В отведенное нам время я не смогу рассказать,
 как отличить правильный прогноз от не правильного,
 но помните:
хороший предсказатель тот, кто дает вам несколько вариантов.
Помните про вероятное, возможное и предпочитаемое будущее.
Из того, что что-то не является маловероятным,
не значит, что оно является невозможным.
То есть правильное предсказание может звучать как
«скорее всего, произойдет то-то, но вот это тоже может произойти».

Что еще нужно знать про тренды.
Довольно часто люди не понимают,
что имеется в виду под
«эта тенденция снижается, эта растет».
Говоришь им «имеется тенденция к снижению насилия»,
тебе говорят «да тут же в новостях показывают убийства».
То есть люди думают, что снижение чего-то это его полное исчезновение
и они думают, что опровержением этого тезиса
 является указание на какой-нибудь случай.
На самом деле нет.
Для общества не бесполезно знать, что из-за снижения числа преступлений возрастает число кибер-преступлений.
Гораздо более вероятно, что вам позвонят псевдо-сбербанковские сотрудники
и попытаются развести вас на деньги,
но менее вероятно, что вас убьют возле подъезда
и менее вероятно, чем это было 20 лет назад.

Элвин Тоффлер - чрезвычайно успешный футуролог,
один из самых влиятельных и известных авторов произведений,
ушедший от нас в 2016 году в возрасте 87 лет.
/Ученые умные, они живут долго, будьте как ученые/
Одно из самых известных его произведений «Третья волна».
Это американский социолог и футуролог.
Автор книг, которые чрезвычайно большое впечатление
производили в свое время на разных людей,
в том числе и на мировых лидеров.
Его очень любили в Китае, с Горбачевым он встречался.

«Третья волна» вышла в 1980 году,
 «Революционное богатство», последняя его книга в 2006.
С 1970-х по 2000-е годы происходила его деятельность.
По образованию он учился английскому языку и литературе,
и даже они с женой были промышленными рабочими
для того, чтобы опыт некий приобрести.
Он пытался писать стихи и прозу,
но не вышло, нашел он себя в качестве журналиста
и в качестве интервьюера журнала Playboy
брал интервью у Набокова и Айн Рэнд.
Это считается классикой американского интервью
 – беседы Элвина Тоффлера с известными людьми.
То, которое я читала с Набоковым действительно чрезвычайно интересное.

Потом он стал общаться с корпорациями, в частности с IBM,
которые его просили делать предсказания будущего.
Таким образом, он достаточно рано, когда это не было еще мейнстримом,
столкнулся с зачинателями технологической революции,
будущими компьютеризаторами вселенной
и писал о том, как это изменит человечество.

Что такое третья волна?
Одна из его концепций, которая наиболее влиятельна и распространена.
Волны – это изменения социальных формаций.
Первая волна – это аграрное общество,
которое сменило малые социумы охотников и собирателей
и дало аграрное общество.

Вторая волна – это индустриализация.
Вторую волну Тоффлер определял как начавшуюся
с конца 17 века до середины 60-х годов 20 века.
Это массовое промышленное производство, стандартизирующее образование, массовая урбанизация, атомизированная городская жизнь
 – то, что мы до сих пор принимаем как само собой разумеющееся существование.
Хотя эта социальная формация во многом уходит в прошлое.
Третья волна по Тоффлеру начинала с 60-х годов 20 века.
Это постиндустриальное информационное общество.

Он первым начал говорить об этой концепции, и об обществе потребления
 и о том, что производитель и потребитель сливаются в некое одно лицо.
Можно в этом месте представлять себе человека с 3D-принтером,
который сам себе, что хочет сделает,
а можно представлять себе любого из нас,
который сам себе обслуживающая среда,
сам себе организатор любых услуг.
Мы сами себе при помощи информационной среды поставляем те услуги,
в которых мы нуждаемся.

Весь этот набор концепций является вкладом Тоффлера
 в мировую футурологическую науку.
С ним, конечно, сложность состоит в том, что
не то чтобы у него была научная карьера и достижения.
Получил образование по английскому языку и литературе,
работал в журнале и на заводе,
познавал жизнь и писал книги.
Поэтому он предсказатель полухудожественного типа,
но действительно он чуял очень многое.
Он анализировал те социальные тенденции,
 которые он видел.

Книги его невероятно популярны.
Обе книги, которые я упомянула, переедены на русский язык.

Если быть строгим социологом, можно сказать, что это не совсем наука,
а такая публицистика науч-поповская.
Но термины, которые он ввел, мы ими пользуемся -
«информационная эпоха»
«космическая эпоха»,
«глобальная деревня».

Не сказывается ли на ваш взгляд развитие соц. сетей
на смещение повестки в сторону интересов
«особенно громких» социальных групп?
Например, пенсионер с маленькой пенсией
 с небольшим количеством подписчиков
не может написать вирусный твит в отличие от молодой девушки,
с которой не корректно повели себя на работе.
При этом пенсионеры более крупная группа,
 но их проблемы так сильно не обсуждаются.

Абсолютно точно обозначена проблема,
но она не пришла к нам с эпохой соц. сетей.
Эпоха соц. сетей наоборот делает видимым то, что было и до этого.
Это проблема очень хорошо известна в политологии.
Проблема невидимого большинства.
Применительно к законодательному процессу есть такой американский термин «законодательство бочки со свининой».
Не будем углубляться в историю этого выражения,
но имеется в виду гораздо легче провести закон,
 который выгоден узкой группе,
чем закон, который выгоден большинству,
потому что большинство не имеет политической субъектности.
Кто заметен, тот может представить свои интересы более наглядным образом.
На него обращают больше внимания.

Больше внимания может обернуться и не хорошей стороной,
поэтому прежде чем обвинять тех, кого замечают,
посмотрите, что происходит с девушками,
которые жалуются на то, что происходит на работе.
Им начинают угрожать, они не могут дома у себя ночевать,
следующий работодатель, обнаруживая эту историю,
говорит «нам не нужен этот скандальный кадр».

Надо понимать, что внимание это не универсальное благо,
но внимание – это политический инструмент, да, конечно.
Для того чтобы молчаливый пенсионер мог быть защищен
и его интересы могли быть представлены,
человечество придумало такую штуку как электоральная демократия.

Многие думают, что демократия нужна для защиты прав меньшинств.
Демократия нужна для защиты большинства.
Безгласного, беззащитного большинства,
которое не представлено нигде, не оформлено никак,
которое любая организованная группа грабит и режет, как хочет.
Именно потому, что она организована, сознает свой интерес,
умеет пользоваться политическим инструментарием,
и воплощает это в политические решения.
Для того чтобы совсем большинство наше не раздели,
ему надо придти и проголосовать.
Там его численность становится силой.

Во всех остальных случаях эта численность ничего ему не дает.
Вас может быть миллион триллиардов,
но если вы друг с другом не связаны,
то вас в политическом пространстве не существует.
Нет организации – нет субъектности.
Нет субъектности – нет политического влияния.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.