Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Устройство



Устройство

Центральной частью культурного центра стал комплекс сооружений при царском дворце в квартале Брухейон, который занимал достаточно большую территорию. По воспоминаниям Страбона, в него входили многочисленные садово-парковые ансамбли и постройки, среди которых присутствовали экседра, общая столовая для ученых, лекционные залы, лаборатории, обсерватория и классные комнаты. В мусейоне даже имелся свой зоопарк. Библиотека, входившая в комплекс, имела более “закрытый” характер и предназначалась непосредственно для работы ученых кадров, ее основу составила купленная Птолемеем II библиотека Аристотеля, хотя, конечно, эти книги не являлись первыми в хранилище. Значительная часть книг была изготовлена непосредственно на месте, поскольку библиотека располагала как материальными, так и кадровыми ресурсами. “Дочерняя” или “внешняя” библиотека располагалась в храме бога Сараписа -- Серапеуме, который находился в квартале Ракотида. Серапеум был окружен тремя сотнями колонн и представлял собой комплекс святилищ и часовен, связанных между собой гранитной колоннадой. Все вместе это составляло огромный квадрат. В библиотеке Серапей хранились вместе египетские и греческие книги, дубликаты книг “внутренней” библиотеки и литература учебного характера. Главным отличием хранилищ друг от друга являлось то, что при царском дворце находились самые важные свитки и редкие литературные оригиналы. Во “внешней” библиотеке насчитывалось примерно 42 800 свитков, а в той, что была при дворе -- до 700 000, как сообщает Каллимах, придворный царский библиотекарь. Бытовало мнение, что во всем древнем мире не существует ни одного ценного ценного произведения, копии которого не хранилось бы в Александрийской библиотеке. Помимо свитков в ней содержались каменные и вощеные таблички с клинописью и иероглифами. По легенде, в дворцовой библиотеке настолько ценились оригиналы работ, что все суда, посещающие Александрийскую гавань, должны были отдать свои книги на перепись и уплыть вместе с копиями. 

Внутреннее устройство мусейона было было направлено на обеспечение комфортной среды для осуществления деятельности в соответствии с концепцией творческого братства и мусического служения, совместного постижения научной деятельности. Из трудов Страбона известно, что традиционно главой мусейона был жрец, назначаемый царем и исполняющий религиозно-представительные функции без вмешательства в научную среду. В его обязанности также входило воспитание будущего наследника престола. Члены мусейона также назначались царем и имели право распоряжаться выделяемым из казны финансированием. Спонсирование со стороны государства отличало Александрийский мусейон от других античных заведений, которые в свою очередь финансировались за счет ученых-основателей.

 

Задачи

С момента основания Александрийский мусейон притягивал различную интеллектуальную элиту, которая сформировала новую социальную среду города. Мыслителей привлекали относительно свободные нравы, возможность бесплатного использования фондов Александрийской библиотеки, оборудование для исследования окружающего мира и материальное обеспечение. Однако впоследствии выяснялось, что данные ресурсы не так бесплатны, как могло показаться изначально. Многие представители интеллигенции того времени насмешливо высказывались о своих коллегах, населявших мусейон, которые должны были отказаться от свободы творчества в уплату предоставляемого им содержания, по сути выполняя государственный заказ. Тимон силограф в своем юмористическом стихотворении назвал мусей “клеткой для Муз”, что входит противоречие с изначальной этимологией слова -- “храм Муз”. 

Тем не менее, подобный уклад принес определенные результаты. В отличие от Афин, в Александрийском мусейоне большое внимание уделялось изучению филологии. Подобный приоритет возник из-за того, что работа над систематизацией фондов библиотеки непрерывно продолжалась и для ее выполнения нужны были специалисты гуманитарной направленности. В числе них состоял и Деметрий Фалерский, который начал работу по идентификации и текстуальной критике поэм Гомера. В про­цес­се изу­че­ния филологами этих текстов воз­ник жанр лите­ра­тур­но­го ком­мен­та­рия, в кото­ром алек­сан­дрий­ские грам­ма­ти­ки достиг­ли боль­шо­го совер­шен­ства. Этот ком­мен­та­рий дол­жен был при­бли­зить к нуж­дам нау­ки и шко­лы “Или­а­ду” и “Одис­сею”, к тому моменту уже считавшихся общенародным культурным достоянием. При первом руководителе библиотеки Зенодоте Эфесском было создано новое чтение греческого языка, введены ударения и система пунктуации, прежняя стихийность развития, присущая языку, была закована в грамматику.


 

 

Закат библиотеки

 

О расцвете Александрийской библиотеки мы можем говорить лишь до III века до н. э. Уже немало веков ученые ведут споры о том, что действительно случилось с великой сокровищницей знаний древности. Спад в деятельности учреждения произошел при Птолемее VIII (170−116 гг. до н. э.). Чаще всего вину за исчезновение библиотеки приписывают Гаю Юлию Цезарю. Когда Цезарь во вре­мя Алек­сан­дрий­ской вой­ны зажег сто­яв­ший в гава­ни города еги­пет­ский флот, сго­ре­ли скла­ды с хле­бом и с кни­га­ми, вме­сте с вер­фя­ми, а не сама биб­лио­те­ка, судя по сооб­ще­нию римского консула и историка Дио­на Кас­сия. По сооб­ще­нию историка и христианского теолога Оро­зия, там сго­ре­ли 400 000 книг. Воз­мож­но, это были те кни­ги, кото­рые Цезарь, инте­ре­со­вав­ший­ся лите­ра­ту­рой и сам при­част­ный к искус­ству худо­же­ст­вен­но­го сло­ва, соби­рал­ся вывез­ти в Рим, чтобы осно­вать там вели­чай­шую биб­лио­те­ку, достой­ную его памя­ти. Глав­ная биб­лио­те­ка Алек­сан­дрии погиб­ла, ско­рее все­го, в 273 году н. э., когда импе­ра­тор Авре­ли­ан штур­мом взял Алек­сан­дрию и раз­ру­шил дотла Бру­хей­он. Спустя 120 лет, когда в Египте под властью императора Константина стали постепенно искоренять язычество, под удар попала и библиотека Серапея. Приход этого поистине роскошного храма был настолько упорным, что в конце концов в 390 г. н. э. действующий на тот момент патриарх вместе с разгневанной толпой христианин разграбил его. Книги были уничтожены, а пустые шкафы увезены.     

 

Библиотека в наши дни

 

В конце 1980-х годов международная организация по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО взяла на себя инициативу возродить Александрийскую библиотеку. Двенадцатого февраля 1990 г. в Асуане была подписана декларация, в которой главы государств и представители интеллигенции, подписавшие его, обещались способствовать воссозданию утраченного чуда света. Среди них значился и российский академик Дмитрий Лихачев. 16 октября 2002 года, в

присутствии множества руководителей иностранных государств, состоялось торжественное открытие новой “Библиотеки Александрины”. Внутренний

свод поддерживается на тонких бетонных колоннах с капителями в форме цветка лотоса, которые возвышаются над огромным читальным залом. Комплекс библиотеки также включает здание сферической формы, где располагаются конференц-зал, планетарий с куполом и Археологический музей. Библиотека рассчитана на хранение 8 млн книг, главный читальный зал имеет площадь 70000 м² на 11 каскадных уровнях. Фонд библиотеки, составляющий 500 тыс. книг в открытых фондах и 7,5 млн в хранилищах, -- это результат пожертвований со всего мира. Многие государства пожертвовали в фонд библиотеки бесценные сокровища литературы -- Испания подарила Египту работы андалузских ученых, Турция -- 10 000 томов из архивов Османской империи, Италия и Ватикан передали ценные манускрипты. Япония и Германия решили предоставить воссозданной библиотеке новейшее телекоммуникационное оборудование. Сейчас в библиотеке помимо ее основного спектра услуг предоставляется возможность покупки книг и иной продукции, а также проводятся гайд-туры, специальные мероприятия для детей, семей и показы документального фильма “Александрийская библиотека: прошлое, настоящее и будущее”.


Использованная литература

 

  1. Большая российская энциклопедия.
  2. “В мире античных свитков” В. Г. Борухович.
  3. “ Интеллектуальная жизнь Александрии (на примере Александрийской библиотеки)” И. В. Зайцева.
  4. “Древняя библиотека Александрии становится современной” А. Гаяда.
  5. Официальный веб сайт “Библиотеки Александрины”.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.