|
|||
Устройство ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Устройство Центральной частью культурного центра стал комплекс сооружений при царском дворце в квартале Брухейон, который занимал достаточно большую территорию. По воспоминаниям Страбона, в него входили многочисленные садово-парковые ансамбли и постройки, среди которых присутствовали экседра, общая столовая для ученых, лекционные залы, лаборатории, обсерватория и классные комнаты. В мусейоне даже имелся свой зоопарк. Библиотека, входившая в комплекс, имела более “закрытый” характер и предназначалась непосредственно для работы ученых кадров, ее основу составила купленная Птолемеем II библиотека Аристотеля, хотя, конечно, эти книги не являлись первыми в хранилище. Значительная часть книг была изготовлена непосредственно на месте, поскольку библиотека располагала как материальными, так и кадровыми ресурсами. “Дочерняя” или “внешняя” библиотека располагалась в храме бога Сараписа -- Серапеуме, который находился в квартале Ракотида. Серапеум был окружен тремя сотнями колонн и представлял собой комплекс святилищ и часовен, связанных между собой гранитной колоннадой. Все вместе это составляло огромный квадрат. В библиотеке Серапей хранились вместе египетские и греческие книги, дубликаты книг “внутренней” библиотеки и литература учебного характера. Главным отличием хранилищ друг от друга являлось то, что при царском дворце находились самые важные свитки и редкие литературные оригиналы. Во “внешней” библиотеке насчитывалось примерно 42 800 свитков, а в той, что была при дворе -- до 700 000, как сообщает Каллимах, придворный царский библиотекарь. Бытовало мнение, что во всем древнем мире не существует ни одного ценного ценного произведения, копии которого не хранилось бы в Александрийской библиотеке. Помимо свитков в ней содержались каменные и вощеные таблички с клинописью и иероглифами. По легенде, в дворцовой библиотеке настолько ценились оригиналы работ, что все суда, посещающие Александрийскую гавань, должны были отдать свои книги на перепись и уплыть вместе с копиями. Внутреннее устройство мусейона было было направлено на обеспечение комфортной среды для осуществления деятельности в соответствии с концепцией творческого братства и мусического служения, совместного постижения научной деятельности. Из трудов Страбона известно, что традиционно главой мусейона был жрец, назначаемый царем и исполняющий религиозно-представительные функции без вмешательства в научную среду. В его обязанности также входило воспитание будущего наследника престола. Члены мусейона также назначались царем и имели право распоряжаться выделяемым из казны финансированием. Спонсирование со стороны государства отличало Александрийский мусейон от других античных заведений, которые в свою очередь финансировались за счет ученых-основателей.
Задачи С момента основания Александрийский мусейон притягивал различную интеллектуальную элиту, которая сформировала новую социальную среду города. Мыслителей привлекали относительно свободные нравы, возможность бесплатного использования фондов Александрийской библиотеки, оборудование для исследования окружающего мира и материальное обеспечение. Однако впоследствии выяснялось, что данные ресурсы не так бесплатны, как могло показаться изначально. Многие представители интеллигенции того времени насмешливо высказывались о своих коллегах, населявших мусейон, которые должны были отказаться от свободы творчества в уплату предоставляемого им содержания, по сути выполняя государственный заказ. Тимон силограф в своем юмористическом стихотворении назвал мусей “клеткой для Муз”, что входит противоречие с изначальной этимологией слова -- “храм Муз”. Тем не менее, подобный уклад принес определенные результаты. В отличие от Афин, в Александрийском мусейоне большое внимание уделялось изучению филологии. Подобный приоритет возник из-за того, что работа над систематизацией фондов библиотеки непрерывно продолжалась и для ее выполнения нужны были специалисты гуманитарной направленности. В числе них состоял и Деметрий Фалерский, который начал работу по идентификации и текстуальной критике поэм Гомера. В процессе изучения филологами этих текстов возник жанр литературного комментария, в котором александрийские грамматики достигли большого совершенства. Этот комментарий должен был приблизить к нуждам науки и школы “Илиаду” и “Одиссею”, к тому моменту уже считавшихся общенародным культурным достоянием. При первом руководителе библиотеки Зенодоте Эфесском было создано новое чтение греческого языка, введены ударения и система пунктуации, прежняя стихийность развития, присущая языку, была закована в грамматику.
Закат библиотеки
О расцвете Александрийской библиотеки мы можем говорить лишь до III века до н. э. Уже немало веков ученые ведут споры о том, что действительно случилось с великой сокровищницей знаний древности. Спад в деятельности учреждения произошел при Птолемее VIII (170−116 гг. до н. э.). Чаще всего вину за исчезновение библиотеки приписывают Гаю Юлию Цезарю. Когда Цезарь во время Александрийской войны зажег стоявший в гавани города египетский флот, сгорели склады с хлебом и с книгами, вместе с верфями, а не сама библиотека, судя по сообщению римского консула и историка Диона Кассия. По сообщению историка и христианского теолога Орозия, там сгорели 400 000 книг. Возможно, это были те книги, которые Цезарь, интересовавшийся литературой и сам причастный к искусству художественного слова, собирался вывезти в Рим, чтобы основать там величайшую библиотеку, достойную его памяти. Главная библиотека Александрии погибла, скорее всего, в 273 году н. э., когда император Аврелиан штурмом взял Александрию и разрушил дотла Брухейон. Спустя 120 лет, когда в Египте под властью императора Константина стали постепенно искоренять язычество, под удар попала и библиотека Серапея. Приход этого поистине роскошного храма был настолько упорным, что в конце концов в 390 г. н. э. действующий на тот момент патриарх вместе с разгневанной толпой христианин разграбил его. Книги были уничтожены, а пустые шкафы увезены.
Библиотека в наши дни
В конце 1980-х годов международная организация по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО взяла на себя инициативу возродить Александрийскую библиотеку. Двенадцатого февраля 1990 г. в Асуане была подписана декларация, в которой главы государств и представители интеллигенции, подписавшие его, обещались способствовать воссозданию утраченного чуда света. Среди них значился и российский академик Дмитрий Лихачев. 16 октября 2002 года, в присутствии множества руководителей иностранных государств, состоялось торжественное открытие новой “Библиотеки Александрины”. Внутренний свод поддерживается на тонких бетонных колоннах с капителями в форме цветка лотоса, которые возвышаются над огромным читальным залом. Комплекс библиотеки также включает здание сферической формы, где располагаются конференц-зал, планетарий с куполом и Археологический музей. Библиотека рассчитана на хранение 8 млн книг, главный читальный зал имеет площадь 70000 м² на 11 каскадных уровнях. Фонд библиотеки, составляющий 500 тыс. книг в открытых фондах и 7,5 млн в хранилищах, -- это результат пожертвований со всего мира. Многие государства пожертвовали в фонд библиотеки бесценные сокровища литературы -- Испания подарила Египту работы андалузских ученых, Турция -- 10 000 томов из архивов Османской империи, Италия и Ватикан передали ценные манускрипты. Япония и Германия решили предоставить воссозданной библиотеке новейшее телекоммуникационное оборудование. Сейчас в библиотеке помимо ее основного спектра услуг предоставляется возможность покупки книг и иной продукции, а также проводятся гайд-туры, специальные мероприятия для детей, семей и показы документального фильма “Александрийская библиотека: прошлое, настоящее и будущее”. Использованная литература
|
|||
|