|
|||
Третий этап ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Третий этап Третий этап логопедического обследования состоит в изучении невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации. Задание 1. Изучение способности к подражанию. Задание 2. Изучение способности к использованию бытовых жестов. Задание 3. Изучение понимания ребенком невербальных сигналов. Задание 4. Изучение способности к имитированию действий.
Чек лист логопедического обследования безречевого ребенка Подготовительная часть: Сбор анамнеза (анкетирование родителей). Основная часть: - Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие). Исследование слуховых функций и фонематического восприятия 1. Наличие реакции на голос. Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА. 2. Различение неречевых звуков. Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой) 2 игрушки___________ . 3 игрушки __________ . Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу). 3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи. Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А — плачет кукла, У — скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам). Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).
Выявление объема и точности словаря 1. Показать игрушки: «Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)». Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку…)». Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку…). Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка). Показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки. 2. Знание слов обобщающего характера: Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы: «Найди посуду» (игрушки, одежду и др.). Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост). «Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?». 3. Соотнесение предметов с их назначением. Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку. Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?». Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы. 4. Выяснение объема глагольной лексики. Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)». «Покажи, кто умывается (стоит, бежит)». Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.). 5. Понимание названий признаков предметов. «Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)». «Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)». «Где красный (желтый, синий) мячик?». Выявление дифференциации элементарных грамматических форм 1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)». 2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения. «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)». 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)». Понимание предложений Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)». Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)». Изучение неречевых функций 1. Ориентировка в окружающем пространстве. Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)». Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке). 2. Ориентировка на плоскости. На глазах ребенка построить домик из заготовленных частей (домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложить: «Покажи, где крыша? Где труба?». 3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики). Предложить ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть). 4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению. Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки». Чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак». Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки. 5. Оральный праксис. Предложить ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта. 6. Способность к переключению движений. Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения. 7. Конструктивный праксис. Воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти. 8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности Сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса; выполнить вкладки в доску Сегена. Изучение невербальных компонентов коммуникации 1. Реакция на незнакомого человека. Предложите ребенку поздороваться с вами за руку. В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор. 2. Реакция на впечатление. Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка. 3. Способность к подражанию. Предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику. Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку). 4. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай). Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).
5. Способность изображать и играть роль. - «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса». Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может быть минимальной. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.
Логопедическое заключение: _______________
ЧЕК ЛИСТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
ФИО ребенка ____________________________________________________ Дата рождения____________________________________________________ Возраст на момент обследования ____________________________________ Оценка общего психического развития 1 Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый); сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть). 2. Различение форм (шарик, кубик, кирпичик, крыша): сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть). 3. Предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда - всего 12 картинок): называет/показывает по слову знакомые предметы в количестве , использует/понимает обобщающие слова (вписать). 4. Мышление и способы деятельности: • выбор по образцу — парные картинки (из 6 пар): самостоятельно выбирает, с помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть); • разрезные картинки из двух частей: самостоятельно выполнил, выполнил с помощью, не выполнил (подчеркнуть); • пирамидка из 4 колец: самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть); • матрешка (двусоставная); самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть); • вкладыши (7 чашек): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть). 5. Зрительно-эмоциональная память (одна игрушка и три одинаковых домика, 10 секунд закрыть): правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть). 6. Произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой нарисован предмет в свободном порядке — цветок и мишка Ребенка просят закрыть только цветы- или, только мишек)-, самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть). Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, наблюдаются признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту {подчеркнуть). Оценка игровой деятельности Действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть), Игровые действия: манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная игра, или отсутствуют (подчеркнуть). Вывод о развитии игровой деятельности соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть) Оценка двигательной сферы Общая моторика (собрать двумя руками кубики): собирает двумя руками, собирает преимущественно одной рукой, не выполнил заданное (подчеркнуть). Движения пальцев рук (повторить штрихи и круги): повторил самостоятельно, рисовал с помощью, рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения задания (подчеркнуть). Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту есть признаки несоответствия: возрасту выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть). Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы Контактность: быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта, протест (подчеркнуть). Фон настроения: нормальный, несколько повышен/снижен, контрастирующий (подчеркнуть). Реакция на поощрение и наказание: адекватная, неадекватная, с повышением/понижением результативности работы, отсутствие реакции, агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности (подчеркнуть). Вывод о развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть). Оценка речевой сферы Пассивный словарь: соответствует/не соответствует возрасту (подчеркнуть). Логопедический диагноз____________________________________________ Особенности нервной системы Функциональная асимметрия (подчеркнуть): • предпочитаемая рука: правая, левая, нет предпочтения; • нога: правая, левая, нет предпочтения; • ухо: правое, левое, нет предпочтения; • глаз: правый, левый, нет предпочтения. Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть): • возбудимость; • медлительность; • застреваемость; • другое (вписать). Примечание. Особенности поведения в ходе исследования (вписать), Заключение Психолого-педагогические показатели развития ребенка соответствуют возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выраженно не соответствуют возрасту (подчеркнуть).
|
|||
|