Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Феликс МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ. Жизненный и творческий путь



Феликс МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ. Жизненный и творческий путь

Мендельсон-Бартольди (нем. Felix Mendelssohn Bartholdy; 1809-1847) — немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог.
Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, глава художественного направления «Лейпцигская школа».

Многие современники (Шуман, Берлиоз) при жизни Мендельсона оценивали его дар весьма высоко. Однако 2-3 десятилетия спустя Мендельсона стали обвинять в потакании мещанским вкусам обывателей и проч.

Жизненный путь

Родился в Гамбурге в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»). Позднее семья приняла лютеранство
Переезд семьи в Берлин
Детство и юношество Весьма благоприятная семейная атмосфера для развития разнообразных талантов, которые Феликс проявил еще в раннем детстве. Приглашение лучших учителей, в т. ч. и по музыкальным дисциплинам. Занятия у Карла Цельтера – композитора, музыкального деятеля, близкого друга Гёте. В 9 лет – дебют как пианиста, в 10 – как вокалиста. Многочисленные творческие опыты в разнообразных жанрах.
Карл Цельтер познакомил 12-летнего Мендельсона с Иоганном Вольфгангом Гёте, который принял одаренного мальчика весьма радушно.
  Продолжение творческой активности. Первая симфония до минор (1824), камерные ансамбли, юношеская опера «Два племянника»
Начало творческой карьеры. Поездка с отцом в Париж. Знакомство с Россини, Мейербером, а также с директором Парижской консерватории Керубини, высоко оценившим талант Мендельсона. В мае того же года – возвращение в Берлин. Семья Мендельсонов поселяется в особняке на Лейпцигштрассе 3 с большим залом, который становится одним из художественных центров Берлина (субботние концерты)
Создание симфонической увертюры «Сон в летнюю ночь»
Подготовка и исполнение (совместно с Э. Девриентом) «Страстей по Матфею» Баха – первое после смерти композитора
1829—1832 Зарубежные гастроли (обеспечивались отцом композитора)
Гастроли в Лондоне по приглашению Мошелеса – в качестве композитора, дирижера и пианиста. Огромный успех. В том же году – путешествие по Шотландию. Под впечатлением от визита – создание симфонии «Шотландская» и увертюры «Гебриды».
Гастроли в Италии. По пути – посещение Гете в Веймаре.
Концерты в Мюнхене. Создание и исполнение фортепианного концерта g-moll.
Декабрь 1831 Прибытие в Париж, знакомство с Листом и Шопеном
Новая серия концертов в Лондоне. Выступление как органиста. Выпуск в печать первой книги «Песен без слов». Возвращение в Берлин
1832—1835 Музыкально-общественная деятельность в Дюссельдорфе
В мае 1832 года умирает Карл Цельтер, первый учитель Мендельсона и директор Певческой Академии в Берлине. Мендельсон выдвигает свою кандидатуру на этот пост, после провала композитор принимает решение покинуть Берлин.
Третья поездка в Лондон. Исполнение симфонии A-dur (позднее получившую название «Итальянской»). Управление Рейнским муз. фестивалем в Дюссельдорфе. После концерта Мендельсону предлагают место генералмузикдиректора. Мендельсон соглашается и в течение двух лет регулярно дирижирует оперными постановками и симфоническими концертами
После конфликта с театральными руководителями Мендельсон принимает предложение занять пост капельмейстера симфонических концертов лейпцигского Гевандхауза
1835—1841 Музыкально-общественная деятельность в Лейпциге
Октябрь 1835 Первый концерт в Лейпциге под управлением Мендельсона. Превращение концертов Гевандхауза в важнейшие события музыкальной жизни Европы. Мендельсон становится одним из основных фигур этой жизни.
Лейпцигский университет присваивает композитору степень доктора философии honoris causa
Весна 1836 Окончание оратории «Павел», начатой еще в Дюссельдорфе. Исполнение оратории под управлением автора на Рейнском музыкальном фестивале
Март 1837 года Женитьба на Сесилии Жанрено (знакомство состоялось во Франкфурте). Счастливый брак, в котором было 5 детей
  Новое посещение Лондона, где Мендельсон дирижирует ораторией «Павел», выступает с органными концертами и даёт мастер-классы. Начинается работа над ораторией «Илия» Авторитет композитора все более растет
Ходатайство об организации в Лейпциге консерватории. Мендельсон отказывается от руководящего поста, но становится фактически главой первой немецкой консерватории, открытой 3 года спустя (ведет классы сольного пения, композиции и инструментовки). Продолжение и концертных турне. В Бирмингеме (Англия) Мендельсон дирижирует ораторией «Павел» и «Хвалебной песнью», в Лондоне исполняет только что законченную Шотландскую симфонию.
Прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором. Поскольку реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встречала яростное сопротивление, он решил вернуться к концертной деятельности
Очередное посещение Англии, где его концерты по-прежнему пользуются большим успехом. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок: «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь» (в последнюю была включена одноименная юношеская увертюра)
Открытие консерватории в Лейпциге – первое высшее музыкальное учебное заведение в Германии. В качестве преподавателей были приглашены Шуман, Давид, Мошелес и другие крупные музыканты того времени. Год спустя Мендельсон вновь даёт концерты в Англии, а по возвращении подаёт королю прошение об отставке с поста берлинского капельмейстера
Возвращение в Лейпциг и занятие прежнего поста дирижёра концертов Гевандхауза. Преподавание в Консерватории.
Окончание оратории «Илия» (впервые исполнено в Бирмингеме)
Последняя поездка в Англию
14 мая 1847 года В возрасте 42 лет умирает старшая сестра Мендельсона Фанни. Потрясённый этим известием, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию.
28 октября и 3 ноября 1847 года Два последовательных инсульта. На следующий день после второго из них Мендельсон в возрасте 38 лет скончался

 


Творческий путь.

Творчество Мендельсона характеризуется:

- безукоризненной чистотой стиля;

- удивительным единством и целостностью замысла и воплощения;

- сочетанием гармонической цельности музыкального дарования и определенной узости творческого диапазона;

- замечательным воплощением скерцозно-фантастических тем, тем природы, при наличии крепкой связи с традициями прошлого и с демократическим, бытовым искусством.

Основополагающее свойство дарования - лиризм, приверженность к инструментальной миниатюре.

Создание многочисленных произведений в разных жанрах. Особую славу приобрели инструментальные произведения – в частности, симфонии, инструментальные концерты, увертюры. Среди сольных произведений для ф-но выделяются «Серьезные вариации», Рондо-каприччиозо.

Среди широких слоев любителей громадной популярностью пользовались «Песни без слов».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.