Феликс МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ. Жизненный и творческий путь
Феликс МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ. Жизненный и творческий путь
Мендельсон-Бартольди (нем. Felix Mendelssohn Bartholdy; 1809-1847) — немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, глава художественного направления «Лейпцигская школа».
Многие современники (Шуман, Берлиоз) при жизни Мендельсона оценивали его дар весьма высоко. Однако 2-3 десятилетия спустя Мендельсона стали обвинять в потакании мещанским вкусам обывателей и проч.
Жизненный путь
| Родился в Гамбурге в семье банкира Авраама Мендельсона.
Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»). Позднее семья приняла лютеранство
|
| Переезд семьи в Берлин
| Детство и юношество
| Весьма благоприятная семейная атмосфера для развития разнообразных талантов, которые Феликс проявил еще в раннем детстве. Приглашение лучших учителей, в т. ч. и по музыкальным дисциплинам. Занятия у Карла Цельтера – композитора, музыкального деятеля, близкого друга Гёте.
В 9 лет – дебют как пианиста, в 10 – как вокалиста. Многочисленные творческие опыты в разнообразных жанрах.
|
| Карл Цельтер познакомил 12-летнего Мендельсона с Иоганном Вольфгангом Гёте, который принял одаренного мальчика весьма радушно.
|
| Продолжение творческой активности. Первая симфония до минор (1824), камерные ансамбли, юношеская опера «Два племянника»
|
| Начало творческой карьеры. Поездка с отцом в Париж. Знакомство с Россини, Мейербером, а также с директором Парижской консерватории Керубини, высоко оценившим талант Мендельсона.
В мае того же года – возвращение в Берлин. Семья Мендельсонов поселяется в особняке на Лейпцигштрассе 3 с большим залом, который становится одним из художественных центров Берлина (субботние концерты)
|
| Создание симфонической увертюры «Сон в летнюю ночь»
|
| Подготовка и исполнение (совместно с Э. Девриентом) «Страстей по Матфею» Баха – первое после смерти композитора
| 1829—1832
| Зарубежные гастроли (обеспечивались отцом композитора)
|
| Гастроли в Лондоне по приглашению Мошелеса – в качестве композитора, дирижера и пианиста. Огромный успех.
В том же году – путешествие по Шотландию. Под впечатлением от визита – создание симфонии «Шотландская» и увертюры «Гебриды».
|
| Гастроли в Италии. По пути – посещение Гете в Веймаре.
|
| Концерты в Мюнхене. Создание и исполнение фортепианного концерта g-moll.
| Декабрь 1831
| Прибытие в Париж, знакомство с Листом и Шопеном
|
| Новая серия концертов в Лондоне. Выступление как органиста. Выпуск в печать первой книги «Песен без слов». Возвращение в Берлин
| 1832—1835
| Музыкально-общественная деятельность в Дюссельдорфе
|
| В мае 1832 года умирает Карл Цельтер, первый учитель Мендельсона и директор Певческой Академии в Берлине. Мендельсон выдвигает свою кандидатуру на этот пост, после провала композитор принимает решение покинуть Берлин.
|
| Третья поездка в Лондон. Исполнение симфонии A-dur (позднее получившую название «Итальянской»).
Управление Рейнским муз. фестивалем в Дюссельдорфе. После концерта Мендельсону предлагают место генералмузикдиректора. Мендельсон соглашается и в течение двух лет регулярно дирижирует оперными постановками и симфоническими концертами
|
| После конфликта с театральными руководителями Мендельсон принимает предложение занять пост капельмейстера симфонических концертов лейпцигского Гевандхауза
| 1835—1841
| Музыкально-общественная деятельность в Лейпциге
| Октябрь 1835
| Первый концерт в Лейпциге под управлением Мендельсона. Превращение концертов Гевандхауза в важнейшие события музыкальной жизни Европы. Мендельсон становится одним из основных фигур этой жизни.
|
| Лейпцигский университет присваивает композитору степень доктора философии honoris causa
| Весна 1836
| Окончание оратории «Павел», начатой еще в Дюссельдорфе. Исполнение оратории под управлением автора на Рейнском музыкальном фестивале
| Март 1837 года
| Женитьба на Сесилии Жанрено (знакомство состоялось во Франкфурте). Счастливый брак, в котором было 5 детей
|
| Новое посещение Лондона, где Мендельсон дирижирует ораторией «Павел», выступает с органными концертами и даёт мастер-классы. Начинается работа над ораторией «Илия»
Авторитет композитора все более растет
|
| Ходатайство об организации в Лейпциге консерватории. Мендельсон отказывается от руководящего поста, но становится фактически главой первой немецкой консерватории, открытой 3 года спустя (ведет классы сольного пения, композиции и инструментовки).
Продолжение и концертных турне. В Бирмингеме (Англия) Мендельсон дирижирует ораторией «Павел» и «Хвалебной песнью», в Лондоне исполняет только что законченную Шотландскую симфонию.
|
| Прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором. Поскольку реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встречала яростное сопротивление, он решил вернуться к концертной деятельности
|
| Очередное посещение Англии, где его концерты по-прежнему пользуются большим успехом. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок: «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь» (в последнюю была включена одноименная юношеская увертюра)
|
| Открытие консерватории в Лейпциге – первое высшее музыкальное учебное заведение в Германии. В качестве преподавателей были приглашены Шуман, Давид, Мошелес и другие крупные музыканты того времени. Год спустя Мендельсон вновь даёт концерты в Англии, а по возвращении подаёт королю прошение об отставке с поста берлинского капельмейстера
|
| Возвращение в Лейпциг и занятие прежнего поста дирижёра концертов Гевандхауза. Преподавание в Консерватории.
|
| Окончание оратории «Илия» (впервые исполнено в Бирмингеме)
|
| Последняя поездка в Англию
| 14 мая 1847 года
| В возрасте 42 лет умирает старшая сестра Мендельсона Фанни. Потрясённый этим известием, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию.
| 28 октября и 3 ноября 1847 года
| Два последовательных инсульта. На следующий день после второго из них Мендельсон в возрасте 38 лет скончался
|
Творческий путь.
Творчество Мендельсона характеризуется:
- безукоризненной чистотой стиля;
- удивительным единством и целостностью замысла и воплощения;
- сочетанием гармонической цельности музыкального дарования и определенной узости творческого диапазона;
- замечательным воплощением скерцозно-фантастических тем, тем природы, при наличии крепкой связи с традициями прошлого и с демократическим, бытовым искусством.
Основополагающее свойство дарования - лиризм, приверженность к инструментальной миниатюре.
Создание многочисленных произведений в разных жанрах. Особую славу приобрели инструментальные произведения – в частности, симфонии, инструментальные концерты, увертюры. Среди сольных произведений для ф-но выделяются «Серьезные вариации», Рондо-каприччиозо.
Среди широких слоев любителей громадной популярностью пользовались «Песни без слов».
|