Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания. Десятый класс



Задания

                                         Десятый класс

Задача 10-1.

В 1803 г. в лаборатории французского химика Клода Бертолле произошла забавная история. Один из учеников знаменитого химика обнаружил склянку с неизвестным красным порошком и спросил, как поступить с этим веществом. «Конечно, прежде всего надлежит испытать его!» – воскликнул Бертолле. Ученик взял щепотку красного порошка и попытался растереть его с недавно полученной новой солью, получившей имя Бертолле. Лучше бы он этого не делал – в лаборатории прогремел взрыв. Однако ученик не пострадал и смело продолжил испытания. Внеся красный порошок в азотную кислоту, он отметил выделение красно-бурого газа (диоксида азота); порошок при этом растворился. А при поджигании красного порошка появилось ослепительное пламя, а потом – белый дым. Бертолле похвалил ученика: задание было выполнено правильно.

Вопросы

1. Какое вещество находилось в склянке? Электронная формула внешнего электронного слоя атома элемента, образующего это вещество 3s23p3. При недостатке этого элемента приостанавливается рост растений, задерживается созревание плодов. Определите этот элемент. Напишите его название, символ и порядковый номер, укажите семейство, к которому оно принадлежит.

2. Элемент Х находится в … периоде. Он образует летучее водородное соединение с формулой … и высший оксид Х2О5. При гидратации данного оксида образуется … кислота, кислотные свойства которой выражены слабее, чем у азотной. Неметаллические свойства Х более выражены, чем у кремния.

Определите Х. Расшифруйте текст. Составьте электронную формулу элемента Х. Укажите число валентных электронов в атоме, число неспаренных электронов, число полностью заполненных энергетических подуровней. Какую валентность, обусловленную неспаренными электронами, может проявлять элемент Х в возбужденном состоянии? Приведите наиболее характерные степени окисления.

3.Напишите уравнения реакций:

а) горения фосфора;

б) образования фосфорной кислоты при гидратации оксида фосфора (V);

в) взаимодействия оксида фосфора (V) с едким натром;

г) взаимодействия оксида фосфора (V) с содой.

4.Запишите уравнения реакций, которые провел в лаборатории ученик Бертолле.

 

Задача 10-2.

С какими из перечисленных веществ может реагировать гидроксид натрия? Если реакция возможна, напишите ее уравнение, укажите условия протекания.

Вещества: 1) CO2, 2) Fe (сталь), 3) SiO2 (кварц), 4) Br2, 5) Al, 6) NO2, 7) H2O, 8) НCl.

 

Задача 10-3.

В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.

 

Задача 10-4.

При хлорировании на свету индивидуального изомера некоторого алкана была получена смесь продуктов реакции, в которой содержалось только два изомерных монохлорпроизводных. Плотность паров монохлорпроизводных по исходному алкану равна 1,4.

А.Изомер какого алкана был взят для этого эксперимента? Выводы подтвердите соответствующими расчетами.

Б.Сколько изомеров имеет этот алкан? Напишите структурные формулы всех изомеров искомого алкана и назовите их по систематической номенклатуре.

В.Установите строение изомера этого алкана, при хлорировании которого образуются только два моногалогенпроизводных.

Г.Напишите уравнение реакции хлорирования этого изомера и укажите, какой из хлорзамещенных преобладает в смеси продуктов реакции. Назовите по систематической номенклатуре органические продукты реакции.

 

Задача 10-5.

Цианобактерии играют важную роль в поддержании жизни на Земле благодаря своей способности выделять кислород и связывать азот. Эти две важнейшие реакции можно сильно упрощенно представить следующими уравнениями:

6CO2 + 6H2O = C6H12O6(р-р) + 6O2

2N2 + 6H2O = 4NH3(р-р) + 3O2

 С помощью расчетов оцените, сколько энергии требует каждый из этих процессов, если известна теплота реакций образования каждого реагента и продукта из простых веществ:

С + O2 = CO2 + 394 кДж;

2H2 + O2 = 2H2O + 572 кДж;

2N2 + 6H2 = 4NH3(р-р) + 324 кДж;

6С + 6H2 + 3O2 = C6H12O6(р-р) + 1271 кДж.

 

Задача 10-6 (экспериментальная).

В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната натрия, фосфата натрия, силиката натрия и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива определить каждое вещество?

 

ВсОШ по химии, I школьный этап

2014-2015 учебный год



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.