Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вступление. 16 страница



Вилли: Да я всю жизнь в этом. Эйзенхауэр, Джонсон, Никсон, Форд, Картер, Рейган... что с того?

МЛ: Вы вспоминаете их, когда думаете, голосовать или нет?

Вилли: Еще как.

МЛ: К чему вы обращены, вспоминая этих президентов?

Вилли: Что все они одним миром мазаны и ничего нового они не сделали.

Итак, референция прошлого — информативна.

МЛ: Вот вы говорили, подсчитайте сами. Что вы имеете в виду, когда так думаете?

Вилли: Да просто числа — большие числа.

Значит, референция настоящего тоже информативна.

МЛ: Я заметил, что вы пропустили Кеннеди, когда перечисляли президентов.

Вилли: Мне он нравился.

МЛ: Почему вы считаете, что он вам нравился?

Вилли: Не знаю, был он какой-то обнадеживающий... искренний.

МЛ: А это вам откуда известно?

Вилли: Просто наблюдал и слушал, наблюдал и слушал.

МЛ: Вы наблюдали и слушали, но что вы видели, что слышали?

Вилли: Что он говорит, как он говорит. К нему я чувствовал такое доверие.

МЛ: А вот за него голосовали?

Вилли: Конечно.

Оценивая свое отношение к кандидатам, Вилли использует истинную личностную референцию настоящего.

Вилли — голосует от случая к случаю

Решение

Н<^>и<D> (Обойдетесь без меня; положение в стране)

Б (в)

П<^>и<D> (Прошлые администрации)

Повлиять # изменить

Н<^>л<D> (Реакция на кандидата)

Н

Причина — Следствие

Н (к)

Нравиться # эмоциональное состояние

Голосовать ли.

Причина — Следствие

Переменная причины — следствия выражает обусловленность отношений, в которых индивид полагается на специфическую оперативную форму. Такие обусловленные отношения могут быть между любой комбинацией внешних поведений, восприятий, эмоций, познавательных процессов, обстоятельств и т.д. Причина — следствие характеризуется тем, что "нечто" непременно, как полагают, ведет к "чему-то еще". Прием витамина С лечит простуду; мне радостно, потому что радуются все вокруг; если мне очень надо припарковать машину, значит, место обязательно найдется; чем труднее задача, тем лучше я справляюсь — все это примеры причины — следствия. В них во всех считается, что появление одного является естественным или необходимым следствием другого. Убеждения о причине-следствии — воплощение прошлого опыта, выражаемого как следствия. Если обобщить идею следствий, то причина-следствие обеспечивает основу для поступательного или возвратного взаимодействия причин и следствий. Так, человек, у которого простуда и который считает, что простуду надо лечить витамином С, расположен к принятию витамина С. Индивид, не желающий неприятных ощущений и убеждений, что боль посторонних может вызвать неприятные ощущения у него самого, на основе такого убеждения постарается избегать тех, кому больно. Человек, желающий быть лучше и считающий, что трудные задачи заставляют его собраться, будет на основе такого убеждения расположен к поиску или созданию трудных задач.

Причинно-следственная убежденность выявляется обращением к использованию индивидом любых из многочисленных лингвистических форм, предполагающих причинно-следственные отношения. Одной из наиболее распространенных форм является "если... то...".

Если ты будешь со мной, то я буду счастлив.

Если мне известно, что я делаю, то и работа спорится.

Его заметят, но только если он хорошо постарается.

Он видит другой путь? Пусть его и попробует.

Форма если-то предполагает, что некое "если" (причина) ведет к какому-то следствию или "то" (следствие). Как показано выше, в третьем и четвертом примерах, слова "если" и "то" не обязательно должны быть явно выражены, чтобы высказывание получило форму если-то.

Кроме этой формы, есть и другие формы, помечающие обусловленность отношений. Наиболее известные из них: "значит", "поэтому", "следовательно”, “потому что" и "когда".

Я все сделал вовремя, значит ему полегчает.

Она завела много новых связей, поэтому скоро дела ее пойдут в гору.

Работу закончил, следовательно был внимателен.

Я счастлива, потому что ты здесь.

Потому что я знал, что делаю, потому и работа спорилась.

Его обязательно заметят. Потому что старается.

Мне хорошо, когда ты здесь.

Когда я знал, что делаю, и работа спорилась.

Его обязательно заметят, но только когда он постарается.

Между тем факт использования "если-то", "значит", "поэтому", "следовательно", "потому что" или "когда" при описании отношений между двумя реалиями вовсе не обязательно означает описание причины-следствия. Еще одной возможностью может быть выражение эквивалента критерия. Говорящий: "Мне нравишься ты, потому что мне приятно быть с тобой", — может иметь в виду либо "мне приятно быть с тобой, поэтому ты мне нравишься" (приятно # нравиться; причина-следствие), либо "мне приятно быть с тобой, поэтому я знаю, что ты мне нравишься" (нравится # приятно быть с тобой, ЭК). Точно так же "если ты улыбаешься, значит ты счастлив" может означать или что улыбка вызывает счастье, или что улыбка счастье.

Высказывается причинно-следственность или эквивалент критерия — часто видно по контексту высказывания, как это говорится, что уже известно. Если вы сомневаетесь, выражает ли субъект эквивалент критерия или причину-следствие, разницу можно выяснить, задав вопрос.

 — Вы говорите, что (улыбка) является причиной (счастья) или что вам известно, что вы (счастливы) потому что (улыбаетесь)?

Существует, однако, такая лингвистическая форма, которая никаких сомнений не вызывает. Она отмечена использованием глаголов, предполагающих причинные отношения. Например, следующее:

Я вижу тебя, и это заставляет меня быть счастливым.

Я вижу тебя, и это делает меня счастливым.

Я вижу тебя, и это приводит к тому, что я счастлив.

Я вижу тебя, и это вызывает мое счастье.

Я вижу тебя, и это порождает во мне счастье.

Высказывание типа "что-то (причинно-следственный глагол) что-то" неизменно показывает убеждение в специфической причинно-следственности.

Кроме содержания причины-следствия (т.е. что является причиной чего), у каждой причины-следствия предполагаются также и причинно-следственные отношения между временными рамками; например, что нечто в настоящем будет иметь следствие в будущем, и что-то в прошлом явится причиной чего-то в настоящем. Подобно остальным переменным, воспринимаемые причинно-следственные отношения между временными рамками организуют восприятия и мышление по определенным направлениям и поэтому сильно сказываются на поведении, проявляемом как результат оперативной формы, где играют свою роль причина и следствие. Например, "Если бы я усердно работал, я добился бы успеха" совсем не равнозначно и не вызовет такой же реакции, как "Если буду усерден, я добьюсь успеха". Выявление предполагаемых причинно-следственных отношений между временными рамками должно основываться на временных формах глаголов, используемых субъектом при определении причины-следствия.

 — Как со мной обращались родители является причиной, какой я сейчас.

обращение —-> какой я сейчас; П # Н

 — Я прилежно работаю и в конце концов добьюсь успеха.

работаю —-> успех; Н # Б.

 — Я всегда буду признателен, потому что ты многому меня научил.

научил —-> признательность; П # Б

Когда причинно-следственные отношения не ясны по сказанному, можно это уточнить, задавая вопросы следующего типа.

Почему (критерий) важно?

Что делает (критерий) важным?

Такие вопросы принуждают субъекта четче обозначить используемые им критерии, которые часто проявляются в форме причины-следствия. Например, рассказывая о планировании самоделки, Алан дает понять, что критерием, используемым им при выборе материала, является "наличие" материала.

МЛ: Что делает использование наличного материала важным?

Алан: Использование наличного материала заставляет меня подходить творчески к созданию самоделки.

(использование того, что есть под рукой # творчество в подходе; Н # Н)

Оправданием использования наличного материала для Алана является его восприятие причинно-следственных отношений между использованием такого материала и качеством его работы.

Следующие примеры демонстрируют разнообразие методов проявления и обнаружения причины-следствия, а также несколько иных типов причины-следствия и их воздействие в рамках оперативной формы. Нашим первым субъектом является Салли, реагирующая, как нам уже известно, на комплименты смущением и самоуничижением.

МЛ: Вы всегда смущаетесь на комплимент?

Салли: Да нет, не всегда. Если мне с человеком комфортно, то к комплиментам я отношусь очень хорошо.

Салли определяет причинно-следственные отношения между комфортностью и хорошим восприятием комплимента (комфортно # комплимент принимается, Н # Н). Здесь причина-следствие выражены формой "если-то".

Мэри в трудных ситуациях, когда сроки ограничены, "замедляется", становится очень осторожной в действиях.

МЛ: Почему вы замедляетесь?

Мэри: Так я могу быть внимательнее. Я знаю, что любая ошибка сделает необходимым опять начать все сначала, а я это ненавижу.

Мэри оперирует причинно-следственными отношениями между допущением ошибки и необходимостью сделать все сызнова (ошибка # повторение; Н # Б). Фраза "сделает необходимым" указывает на причину-следствие.

Раскрывая процесс написания романа Пол определяет критерий, которому старается удовлетворить в работе, — "полное переживание".

МЛ: Что вы имеете в виду под полным переживанием?

Пол: Под этим я понимаю наполненность всех чувств — я вижу, слышу, обоняю, ощущаю вкус, чувствую. Иначе я могу отвлечься.

Причина-следственность здесь между наполненностью всех чувств и полным вниманием (наполнены чувства # полное внимание; Н # Н). "Иначе" — то же самое, что сказать "если нет, то".

Рассказывая о своем подходе к редактированию видеороликов, Морган говорит: "Ну, должно быть понятно. Все должно быть понятно зрителю, если он собирается учиться". Морган выражает убеждение в причинно-следственных отношениях между понятностью и учебой (понятность # учеба; Н # Б). Как и у Салли, причина-следствие здесь в виде "если-то": если собирается учиться, то должно быть понятно.

Морган — создание удачных видеороликов

Редактирование

Н<^>и<D> (Просмотр пленки)

Б (в)

Б

Н<^>л<D><v>н<D> (Глазами новичка)

понятность # звенья разделены и последовательны

Понятность # учеба; Н # Б

Редактирование

В описании поведения регулярного участия в голосовании Сара упоминает референтное переживание, когда она видела, как ужасно переживала мать, что она не проголосовала.

МЛ: Вы считаете, что почувствовали бы то же самое?

Сара: Да. Я всегда голосую, но знаю, если не проголосовала, я буду чувствовать себя ужасно.

Причина-следствие между неучастием в голосовании и ужасным чувством (не голосовать # чувствовать ужасно; Н # Б).

Сара — постоянно голосует

Решение

П<^>л<D> (Мать не голосовала)

П<^>л<D> (Ее голосование)

Б (к)

Б

Б<^>л<D> (Не проголосует)

Ответственный # голосующий

Не голосует # ужасное чувство; Н # Б

Голосовать ли.

Из высказываний Вилли ясно, что он не усматривает причинно-следственные отношения между своим голосованием и критерием "влиянием его голоса" или между тем, кто побеждает на выборах, и "влиянием его голоса". Тогда значит ли это, что у Вилли нет причины-следствия в отношении "влияния его голоса"?

МЛ: Из того, что вы говорили, получается, что отсутствие влияния вашего голоса делает вас пассивным на выборах. Почему же влияние вашего голоса столь для вас важно?

Вилли: Если я могу голосовать и вижу, что мой голос учитывается, то я знаю, что тоже что-то значу.

Вместо причины-следствия Вилли отвечает, описывая, как ему видится пусть хотя бы частичное удовлетворение его эквивалента критерия "я что-то значу" (если... то).

Другими словами, есть по крайней мере один способ для Вилли сознавать свое значение — это видеть, что его голос учитывается. И хотя это интересный эквивалент критерия, но он не является частью оперативной формы для решения голосовать или нет (но вполне подходит для оперативной формы оценки собственной значимости).

МЛ: Исходя из ваших слов, даже если бы вы и увидели, что ваш голос учитывается, вы все равно не пошли бы голосовать, поскольку вам без разницы, кто победит на выборах.

Вилли: Думаю, это так.

МЛ: Тогда в чем смысл выборов?

Вилли: В том, что ни у кого — ни у партий, ни у кандидатов — нет всех ответов.

Но если кто-то попадает туда, кто на самом деле действует иначе, вот тогда каждый задумывается о своем пути и начинает рассматривать новые подходы.

Вилли убежден в причинно-следственных отношениях между иными действиями и катализом новых подходов (иное # катализ новых подходов; Н # Б).

МЛ: Вы также говорили, что учитываете, нравится ли вам кандидат или нет. Верно, за Кеннеди вы проголосовали, потому что он вам нравился. Но что такого особенного должно быть, чтобы кандидат нравился?

Вилли: Если вам человек нравится, то по крайней мере вы способны ощутить, что могли бы положиться на него, даже если вас и не устраивают его поступки.

Вилли выражает причинно-следственные отношения между "нравится" и "можно положиться" (нравится # можно положиться; Н # Б).

Вилли — голосует время от времени

Решение

Н<^>и<D> (Мой голос роли не играет; положение в стране)

Б (в)

П<^>и<D> (Прошлые администрации)

Иной # смена

Н

Н<^>л<D> (Отношение к кандидату)

Н (к)

нравится # эмоциональность

Иной # катализ новых подходов; Н # Б

Нравится # можно положиться; Н # Б

Голосовать ли.

Категория принуждения и Подчинение.

Категория принуждения определяет, какой из тестов, составленных в оперативной форме, выливается в поведение. Значение категории принуждения в том, что хотя возможно осуществить много различных репрезентаций и оценок, но лишь некоторые из них ведут к поведению.

Для определения временной рамки категории принуждения нам необходимо знать лишь тесты, критерии и текущие поведенческие реакции по специфической оперативной форме. Временная рамка категории принуждения будет той же, что и временная рамка теста, в результате которого проявление поведения. Так, например, текущее планирование Рэя в отношении детского праздника являлось функцией тестов прошлого по тому, что доставляло радость ему как ребенку. Значит, принуждающим для него в этом контексте является прошлое.

Рэй — проведение успешного детского праздника

Планирование

П<^>л<D> (Что я хотел)

П<^>л<D> (Праздники собственных детей)

П

П

Нравится # ЭК

Причина-Следствие

Радость # ЭК

Что понравится детям

А у Энн планирование было поведенческим проявлением тестов будущего в отношении радости и "все как надо".

Энн — проведение успешного детского праздника

Планирование

П<^>и<D> (Прошлые праздники)

Б

Н<^>и<D> (Спрашивает дочь)

Б

Б<^>л<D> (Воображаемые действия)

Радость # дети смеются, улыбаются, общаются

Все как надо # хватает времени, денег и усилий

Причина — Следствие

Что понравится детям

Если, как в этих двух предыдущих примерах, делается только один тест, тогда временная рамка категории принуждения является той же, что и тест. Однако часто бывает, что в одной оперативной форме осуществляется более одного теста. Предположим, сейчас 10 часов вечера, а вы еще и не приступили к докладу, который должны написать к утру. Решая, приниматься ли за доклад, вы учитываете и то, что устали и вам хочется спать (тестирование настоящего), и что завтра вас вызовут на ковер, если не подготовите доклад (тестирование будущего). Чтобы принять решение, вам необходимо соподчинить эти тесты.

Вы либо отправитесь спать, и завтра вас ждет ковер (подчинение критериям будущего), либо заварите себе кофейку, и к утру у вас будет доклад (подчинение критериям настоящего).

Описывая свое поведение в отношении выборов, Вилли дает другой пример подчинения. Результатом тестирования будущего в отношении воздействия его голоса и тестирования настоящего о том, нравится ли ему кандидат, является его редкое участие в выборах. Обычно результаты этих двух тестов совместимы друг с другом (т.е. он полагает, что его голос не имеет никакого значения и ему не нравятся кандидаты). Есть, однако, одно исключение, когда он рассказывает, что голосовал за Джона Кеннеди, потому что "он мне нравился".

МЛ: Голосуя за Кеннеди, вы считали, что ваш голос сыграет свою роль?

Вилли: В общем-то нет.

МЛ: Так тогда вы полагали, что что-то изменит Кеннеди?

Вилли: Сказать по правде, нет. Многие были против него, но мне он был по душе, так что, черт возьми, я и голосовал за него.

Вилли пришлось подчинить один из конкурирующих тестов. Для Вилли в данном контексте то, что кандидат нравится, — более принуждающе, чем размышления о действенности своего голоса, поэтому он подчиняет будущее настоящему. И голосует он время от времени по большей части лишь оттого, что редко ему нравится кто-нибудь из кандидатов.

Вилли — голосует время от времени

Решение

Н<^>и<D> (влияние моего голоса, положение в стране)

Б (в) Воздействие # изменение

П<^>и<D> (Прошлые администрации)

Н<^>л<D> (Реакция на кандидата)

Н (к) Нравится # внутреннее состояние

Н

Другой # новые подходы; Н # Б

Нравится # можно реагировать; Н # Б

Голосовать ли.

Во время выявления оперативной формы, задействующей более одного теста, субъект может не дать добровольно примера подчинения. В этом случае вы не сможете определить, какой из тестов более подчиняющий. Примером тому служит случай, когда считали, что можете достать вещь по очень хорошей цене, но за счет потери хороших отношений с дилером. Что вы сделали?". Или же можно заставить его реагировать на воображаемую ситуацию: "Предположим, что вы смогли бы достать вещь по действительно очень хорошей цене, но это привело бы к ущербу для ваших отношений с дилером. Что бы вы сделали?". Любой из этих подходов создает ситуацию конфликтующих тестов, и ответ подскажет нам, какой из них более принуждающ.

МЛ: Что если бы вы оказались ай, когда считали, что можете достать вещь по очень хорошей цене, но за счет потери хороших отношений с дилером. Что вы сделали?". Или же можно заставить его реагировать на воображаемую ситуацию: "Предположим, что вы смогли бы достать вещь по действительно очень хорошей цене, но это привело бы к ущербу для ваших отношений с дилером. Что бы вы сделали?". Любой из этих подходов создает ситуацию конфликтующих тестов, и ответ подскажет нам, какой из них более принуждающ.

МЛ: Что если бы вы оказались в ситуации, когда смогли бы убедить дилера продать вам вещь по чрезвычайно хорошей для вас цене, но это нанесло бы вред вашим с ним долгосрочным отношениям?

Билл: Я бы это ни за что не сделал, не важно, насколько хороша цена.

МЛ: А вы бывали в подобной ситуации?

Билл: Бывал, но никогда это не стоило сложившихся отношений, когда тебя и принимают хорошо, и показывают что-нибудь новенькое и т.д.

Таким образом, Билл, по необходимости, подчиняет настоящее будущему. Для него будущие возможности хороших взаимоотношений более принуждающи, чем неплохая сделка в настоящем.

Билл — покупка произведений искусства

Торг

П<^>и<D> (цена на такого художника)

Н Относительная стоимость # сравнение с другими работами

Б

Н<^>и<D> (Реакции дилера)

Б Добрые отношения # я ему нужен, он оказывает мне предпочтение

Жестко, но справедливо # предпочтение; Н # Б

Что заплатить

И последнее о категории принуждения и подчинении: необходимость подчинения теста и сопутствующие ему критерии обычно порождают внутренний конфликт. Выявляя признаки внутреннего конфликта при описании субъектом своих тестов, критериев и поведенческих реакций, мы удостоверяемся, не оценивает ли он еще что-нибудь в рамках оперативной формы, о чем он нам еще не сообщил.

Выводы по процедурам выявления и определения.

Для Эмпринт-метода процедура выявления начинается с определения желаемого результата, с решения, нужен ли вам кто-нибудь в качестве модели, для кого результат свойственен или нарочит, затем идет выбор субъекта, сбор информации у субъекта в отношении количества и типов действий и оперативных форм, лежащих в основе способности личности к проявлению результата.

Результат — есть спецификация того, что вам хотелось бы уметь делать и что по крайней мере умеет делать хотя бы еще один человек на земле. Результат включает в себя не только внешнее поведение, но также и эмоциональные реакции и познавательные процессы. Результат необходимо устанавливать для себя в позитиве ("спать хорошо", а не "не спать беспокойно") и четко определять по отношению к контексту, в котором вы хотите его проявить.

Свойственное поведение — поведение как естественный результат опыта; поведение нарочитое — поведение приобретенное и усвоенное. Основная разница между ними в том, что приобретению нарочитого почти всегда предшествует набор предварительных действий, включающих в себя такие понятия, как мотивация, обязательство, планирование и т.д. Оперативные формы, лежащие в основе свойственных или нарочитых поведений, будут, вероятно, бесполезны в отсутствие предварительных реагирований, конгруэнтных привлечению и использованию этих оперативных форм.

Выбор объекта для моделирования означает нахождение кого-либо, кто поступает так, как этого хотелось бы вам, в контексте, в котором вы хотели бы обладать такой способностью. Более того, если вам необходимы предварительные реагирования, вашему объекту также необходимо иметь результирующее поведение как результат нарочитого (а не свойственного) приобретения. Если это вообще возможно, пронаблюдайте или инициируйте проявление способности вашего объекта на поведение, которому вы хотите следовать. Также, по возможности, смоделируйте по крайней мере трех человек, обладающих результирующим поведением, чтобы отсортировать важные образцы оперативных форм.

Действия — это поведения, скомбинированные, чтобы сделать возможным проявление результативного поведения. Каждое действие является результатом одной или нескольких оперативных форм. Выявление последовательности действий и оперативных форм начинается с задавания субъекту вопросов для описания того, как он действует по достижению результата. Определение действий и оперативных форм зависит от различения лингвистических ключей в описании субъекта, которые определяют различные поведения. Каждое определенное действие или оперативная форма обычно отмечена фразой и (или) использованием таких союзов, как "тогда" и "затем". Дополнительные или пропущенные места выявляют, спрашивая: "Есть ли что-нибудь, что вы должны сделать до того, как...?" и "Закончив с..., вы затем готовы сделать следующий шаг?"

Оперативная форма является набором из семи переменных, которые можно определить посредством комбинации навыков определения и выявления. Наиболее эффективная и полезная последовательность по выявлению этих переменных начинается с тестов и критериев, затем следуют эквиваленты критериев, референции, причины-следствия и подчинение. Помните, однако, что большая часть информации, определяющий эти переменные одновременно присутствует в описании субъектом своих переживаний, поэтому информация доступна тем, кто умеет определять переменные без обязательного обращения к рекомендуемой последовательности.

Временная рамка теста и критериев в основном определяется и выявляется вместе, поскольку тест является применением критериев к определенной временной рамке. Критерии — это любые стандарты, которые применяются или используются в рамках определенного контекста; а тест временной рамки определяется по глагольным формам, используемым для спецификации этих критериев ("Я буду счастлив?" критерий "счастливый"; тест будущего). Выявление критериев осуществляется посредством вопросов к субъекту для определения используемых им в частном контексте стандартов ("Что для вас главное, когда вы (поведение)?"; "Когда вы (поведение), что вы оцениваете?"). Временная рамка теста выявляется вопросами, направляющими субъекта на особое внимание к его оценкам по отношению к прошлому, настоящему и будущему ("Вы оцениваете прошлое, настоящее или будущее?" "Вы обращены к (критерий) в прошлом, (критерий) в настоящем или (критерий) в будущем?").

# # # Схема на стр. 258

Общая последовательность выявления.

Эквивалент критериев определяется, когда субъект выраженно или невыраженно поясняет, что видит, слышит и (или) чувствует, когда знает, что критерий удовлетворяется. Выраженные описания эквивалентов критериев можно обычно определить по использованию субъектом лингвистических форм, таких, как: "(критерий) означает (эквивалент критерия)", "когда (эквивалент критерия) я знаю, что (критерий)". Выявление эквивалента критерия включает в себя обращение к субъекту с просьбой определить, как он узнает, когда специфический критерий удовлетворяется ( "Что (критерий) означает для вас?", "Как вы узнаете, когда вы (критерий)?").

Референции обычно требуют выявления. Их выявляют, задавая вопросы, типа: "На чем вы основываете свой (тест)?". Каждая референция будет характеризована по одной из временных рамок; ее аутентичностью (чем-то на самом деле происшедшем или сконструированным); и эмоциональным участием (личностным или информативным). Временная рамка референции определяется по времени глагола, используемого субъектом к определенной референции. Истинность или надуманность референции определяется по контексту и по описанию субъектом своих переживаний. Если определение не ясно, его можно прояснить, задав вопрос: "Вы на самом деле пережили это, а может быть вообразили или прочли и услышали где-то об этом и примерили это к себе?". Все референции будущего сконструированы. Личностные и информативные референции можно определить, обратив внимание на наличие (личностная) или отсутствие (информативная) слов, несущих эмоциональную нагрузку при описании субъектом референции. Выяснить это можно и непосредственно задавая вопросы: "Вспоминая об этом, есть у вас такое же ощущение что и тогда, или вы просто вспоминаете о факте?"

Причина-следствие определяется по лингвистическим формам, указывающим на предполагаемую обусловленность отношений между двумя факторами (где "факторы" — это любые переживания, поведения, восприятия, ситуации и т.д.) Такие лингвистические формы включают в себя конструкции "если-то", "тогда", "поэтому", "потому что", "когда" и целый класс глаголов, определяющих причинные отношения ( "причинять, заставлять, вести" и т.д.).

Спецификация причины-следствия включает не только содержание отношений, но также и временные рамки (например, Н # Б). Временные рамки отношений причины-следствия определяются на основе времен глаголов, используемых для каждой из "сторон" причины-следствия ( "Если я побегу сейчас, то я устану"; Н # Б). Причина-следствие релевантны к такой-то оперативной форме, когда обеспечивают опытное подтверждение критериям. Причина-следствия выявляются, когда субъекта просят подтвердить свой критерий в смысле его последствий, используя для этого вопрос: "Что делает (критерий) важным?" Временная рамка категории принуждения в оперативной форме та же, что и в тесте, по которому выражается поведение. Когда имеется два или несколько противоречивых теста, принуждающим тестом является тот, который не в подчинении (и поэтому выражены в поведении). Принуждающий тест может быть выявлен, если заставить субъект вспомнить ситуацию, где его тесты были противоречивы, или заставить его представить такую ситуацию.

Такая процедура выявления в Эмпринт-методе позволяет превратить сложное поведение человека в код, которым можно воспользоваться в качестве основы для понимания, предсказания и передачи способностей другим или моделирования их в себе. Этот процесс кодирования строг. Легкость в выявлении и определении придет с практикой. С каждой новой попыткой вы будете делать еще один шаг к достижению сокровищницы умений и способностей.

12. Воспроизведение способности.

Определившись с результирующим поведением, стоящим моделирования и подходящим для выявления, отыщите по крайней мере одного индивида, у кого это хорошо получается, выясните лежащие в основе действия и оперативные формы, выявите переменные для каждой оперативной формы — и вы готовы к переносу этих оперативных форм на другого индивида или к принятию их непосредственно вами. Эта заключительная стадия соединяет промежуток между пониманием навыка или умения посредством осознания его фундаментальной структуры и способностью к воспроизводству навыка или умения в себе или в других. Сведения и примеры данной главы предназначены для заполнения этого промежутка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.