Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I. Учебные предметы



 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

Р.С. Сидоренко

26 августа 2016 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Кодексом Республики об образовании (далее – Кодекс об образовании) интегрированное обучение и воспитание – это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Организационными формами интегрированного обучения и воспитания являются специальная группа, группа интегрированного обучения и воспитания, специальный класс, класс интегрированного обучения и воспитания.

Необходимым условием организации интегрированного обучения и воспитания является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

Цель настоящих Методических рекомендаций по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания – обеспечение единого подхода в учреждениях дошкольного и общего среднего образования к организации интегрированного обучения и воспитания, повышение качества образовательного процесса для детей с ОПФР.

 

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

При осуществлении интегрированного обучения и воспитаниянеобходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60 «Об утверждении образовательного стандарта специального образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыi»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 132 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе-iнтэрнаце) i прызнаннi страцiўшымi сiлу некаторых пастаноў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 94 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб дапаможнай школе (дапаможнай школе-iнтэрнаце) i прызнаннi страцiўшымi сiлу некаторых пастаноў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2016 № 77 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на 2016/2017 навучальны год»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.04.2016 № 24 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2016/2017 навучальны год»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»; с учетом особенностей, установленных в ст. 276 Кодекса об образовании;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 93 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

    постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.07.2014 № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2013 № 130«Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2011 № 247 «Об утверждении Инструкции о порядке организации подвоза обучающихся»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.06.2011 № 33 «Аб устанаўленнi формы даведкi аб засваеннi зместу адукацыйнай праграмы спецыяльнай адукацыi на ўзроўнi агульнай сярэдняй адукацыi»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2012 № 197 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № 176»;

инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.06.2016).

 

III. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУПП ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КЛАССОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Порядок создания специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них определен Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07. 2011 № 136 (далее – Инструкция).

Решение о создании специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания принимает учредитель учреждения образования, иной организации, индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

        Наполняемостьспециальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с пунктами 10-14 ст. 268 Кодекса об образовании. По решению учредителя, индивидуального предпринимателя в соответствии с п.17 ст. 268 Кодекса об образовании может быть установлена меньшая наполняемость специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания.

При комплектовании специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания обращаем внимание на следующее.

Не рекомендуется зачислять в один специальный класс учащихся, имеющих разную структуру и (или) степень тяжести физических и (или) психических нарушений (например, учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и учащихся с интеллектуальной недостаточностью), учащихся, обучающихся по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования разных классов (например, І и ІІ классов, ІІ и ІІІ классов и др.

В учреждениях общего среднего образования рекомендуется открывать классы интегрированного обучения и воспитания с количеством учащихся с ОПФР, указанным в п.23 Инструкции (далее – классы интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости).

В соответствии с п.23 Инструкции образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классе интегрированного обучения и воспитания осуществляют учитель и учитель-дефектолог при наличии следующего количества учащихся с ОПФР:

3 учащихся с нарушениями однородного характера: интеллектуальная недостаточность, неслышащие, незрячие, нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

или 5-6 учащихся с нарушениями однородного характера: слабослышащие, слабовидящие, тяжелые нарушения речи, нарушения психического развития (трудности в обучении);

 

или 3-4 учащихся с разными (не более двух) нарушениями развития. Варианты комплектования класса интегрированного обучения и воспитания в этом случае представлены в Приложении 1. Наиболее целесообразно создание данного варианта класса интегрированного обучения и воспитания на І ступени общего среднего образования.

Классы интегрированного обучения и воспитания с наполняемостью детьми с ОПФР меньше указанной в п. 23 Инструкции (далее – классы интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости) в основном могут открываться в учреждениях образования, расположенных в сельской местности,в случае невозможности организации подвоза детей с ОПФР в опорные учреждения образованияпо интегрированному обучению и воспитанию.

При комплектовании класса интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости необходимо учитывать, что образовательный процесс в нем может быть организован не более чем по двум учебным планам учреждений образования разных типов (например: типовой учебный план общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и учебный план первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью). В исключительных случаях может быть открыт класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости, образовательный процесс в котором будет организован по типовому учебному плану общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и двум учебным планам специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) в следующих сочетаниях:

учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи и учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи и учебный план первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха и т.п.

Необходимо продолжить работу по созданию групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования и не допускать случаев зачисления детей с тяжелыми нарушениями речи в пункты коррекционно-педагогической помощи.

 

IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью носит коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (ст. 268 Кодекса об образовании) и образовательных программ общего среднего образования (ст. 158 Кодекса об образовании).

Вспециальных классахобразовательный процессосуществляется:

    при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования – на основе учебного плана соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната)*; учебных программ по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ; учебных программ по учебным предметам для учреждений общего среднего образования; учебных программ факультативных занятий; программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования. Обучение и воспитание учащихся специальных классов на І ступени общего среднего образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования рекомендуется осуществлять педагогическому работнику, имеющему высшее  образование по      профилю   «Педагогика.

________________________

* учебные планы первого и второго отделений специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха; специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения; специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи; специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); специальной общеобразовательной школы-интерната (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата)

Профессиональное образование», направление «Специальное образование», или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовку по направлению «Специальное образование».     Обучение учащихся этих специальных классов на ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования

по учебным предметам учебных планов соответствующего вида специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) осуществляют учителя,которые проводят учебные занятия по соответствующим учебным предметам типового учебного плана общего среднего образования с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития учащихся.

    при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью–на основе учебного плана первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы

интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью; учебных   программ по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы; учебных программ факультативных занятий; программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования. При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностьюобучение и воспитание учащихся в І-Х специальных классах, за исключением учебных предметов «Трудовое обучение» (V-Х), «Физическое воспитание и здоровье», «Музыка», рекомендуется осуществлять учителю, имеющему высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование», направление «Специальное образование», специальность «Олигофренопедагогика», или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовку по направлению «Специальное образование».

    Коррекционные занятия в специальных классах при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью проводит педагогический работник, имеющий высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование» направление «Специальное образование», или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовку по направлению «Специальное образование».

В учреждении образования проводится работа по созданию необходимой образовательной среды, большое внимание следует уделять организации взаимодействия учащихся специальных классов со сверстниками.

В классах интегрированного обучения и воспитанияпри организации образовательного процесса для детей с ОПФР используется учебный план класса интегрированного обучения и воспитания. В соответствии с п. 13 ст. 279 Кодекса об образовании учебный план класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год разрабатывается учреждением образования, на базе которого открыт этот класс, на основе типового учебного плана средней школы, а также соответствующего учебного плана специального образования и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с государственным центром коррекционно-развивающего обучения и воспитания (далее – ЦКРОиР), координирующим деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

При организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости необходимо учитывать следующее.

    При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в I и II классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости учебные занятия по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуется проводить учителю со всем составом класса. Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия и учебные занятия с детьми с ОПФР по остальным учебным предметам учебного плана соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната).

    В III-V классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования рекомендуется проведение учебных занятий со всем составом класса. При этом учебное занятие по учебному предмету проводят учитель и учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости (за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье»,      «Музыка»,  «Искусство      (отечественная  и      мировая

художественная культура)», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Трудовое обучение», «Иностранный язык», которые проводят учителя). В случае, если количество учебных часов, отведенных на изучение отдельных учебных предметов типовым учебным планом общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и учебным планом соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) не совпадает, или отдельные учебные предметы включены только в учебный план соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), учебные занятия по этим учебным предметам проводит учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости. Перечень коррекционных занятий и учебных предметов, по которым учебные занятия проводит учитель-дефектолог, определяется учреждением образования по согласованию с государственным ЦКРОиР.

    При организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования необходимо учитывать, что на учебных занятиях по учебным предметам реализуются в основном учебные программы учреждения общего среднего образования.

При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости учитель-дефектолог, как правило, на протяжении всех лет обучения проводит учебные занятия по всем учебным предметам, за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности», которые проводят учителя, преподающие названные учебные предметы. В I-IV классах интегрированного обучения и воспитания учителю-дефектологу распределяется в педагогическую нагрузку разница учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в типовом учебном плане общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) и учебном плане первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). Проведение учебных занятий по учебному предмету «Элементы компьютерной грамоты» возможно как учителем-дефектологом, так и учителем информатики.

 

 

При распределении учебных часов по учебному предмету «Трудовое обучение» в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости рекомендуется, начиная с V класса, использовать тот же принцип, что и в классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости.

Обращаем внимание, что в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью рекомендуется выделять учителю-дефектологу учебные часы на проведение коррекционных занятий из расчета один учебный час на одного ребенка, но не более общего количества учебных часов на проведение коррекционных занятий, предусмотренных в учебном плане специального образования. Приводим примеры.

В I классе интегрированного обучения и воспитания по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются 6 человек. На проведение коррекционных занятий в учебном плане специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено 12 учебных часов. Учителю-дефектологу данного класса интегрированного обучения и воспитания может быть выделено на проведение коррекционных занятий 6 учебных часов.

В I классе интегрированного обучения и воспитания по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) обучаются 6 человек. На проведение коррекционных занятий в учебном плане специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) предусмотрено 4 учебных часа. Учителю-дефектологу в этом классе интегрированного обучения и воспитания может быть выделено на проведение коррекционных занятий не более 4 учебных часов.

Решение о количестве учебных часов, выделяемых на проведение коррекционных занятий, учебных занятий по учебным предметам, принимается учреждением образования совместно с ЦКРОиР.

Образцы учебных планов классов интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости представлены в Приложении 2.

В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости учебные занятия по учебным предметам с учащимися с ОПФР при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью проводят в основном учитель начальных классов или учителя-предметники в составе класса. Кроме того, организуются коррекционные занятия и учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана специального образования на уровне общего среднего образования.

На проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам в классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости в соответствии с примечаниями к учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования выделяются учебные часы из расчета:

4 учебных часа в учебную неделю на одного учащегося: слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

8 учебных часов в учебную неделю на одного учащегося с интеллектуальной недостаточностью, неслышащего, незрячего, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием).

Из выделяемых учебных часов не менее одного учебного часа на одного ребенка в учебную неделю отводится на проведение коррекционных занятий. В случае, если на проведение коррекционных занятий выделяется больше учебных часов, их число не должно превышать количество, указанное в соответствующем учебном плане специального образования.

Оставшиеся учебные часы распределяются, как правило, на учебные занятия по учебным предметам соответствующего учебного плана специального образования, которые отсутствуют в типовом учебном плане общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) или не совпадают с ним по количеству учебных часов, а также на изучение учебных предметов, вызывающих у учащегося наибольшие затруднения. Из 8 учебных часов, выделяемых на одного учащегося с легкой интеллектуальной недостаточностью, необходимо выделить учебные часы (не менее двух) для проведения учебных занятий учителем трудового обучении с ребенком, обучающимся по учебной программе первого отделения вспомогательной школы, отдельно от общей группы (общих групп) класса (начиная с V класса). Остальные учебные часы по учебному предмету «Трудовое обучение» реализуются при посещении учащимся с ОПФР уроков по трудовому обучению в составе общей группы своего класса, а также в составе учебных групп других классов (не ниже V класса). При изучении учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся разных классов интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости могут объединяться в одну учебную группу.

Обращаем внимание, что количество учебных часов, отводимых на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам, определяется ЦКРОиР в зависимости от количества обучающихся с ОПФР, структуры и степени тяжести нарушений. Приводим пример.

В классе обучаются 2 учащихся с ОПФР: один – по учебному плану специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи; один – по учебному плану специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). На проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам в таком классе может быть выделено от 5 до 8 учебных часов. Количество учебных часов (5, 6, 7 или 8) определяется учреждением общего среднего образования совместно с ЦКРОиР с учетом степени тяжести нарушений, возможности проведения групповых коррекционных занятий и (или) уроков по отдельным учебным предметам учебного плана соответствующего вида специальной общеобразовательной школы.

Образцы учебных планов классов интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости представлены в Приложении 3.

Обращаем внимание, что вопросы изучения учащимися с ОПФР языков урегулированы постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13.07.2011 № 69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымi катэгорыямi асоб з асаблiвасцямi псiхафiзiчнага развiцця».

Учащиеся с ОПФР I классов интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости, обучающиеся по учебному плану I класса специальной школы, в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) изучают курс «Введение в школьную жизнь» в составе класса. Учитель-дефектолог в соответствии с его педагогической нагрузкой проводит учебное занятие вместе с учителем.

Учащиеся с ОПФР I классов интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости курс «Введение в школьную жизнь» изучают в составе класса и на первом и на втором году обучения.

При организации образовательного процесса для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно использовать Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях (утверждены Министерством образования Республики Беларусь 16.09.2010) (при создании безбарьерной, адаптивной образовательной среды, организации проведения коррекционных занятий).

Распределение часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в специальном классе и классе интегрированного обучения и воспитания производится согласно Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70.

При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования используются «Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі», утвержденные 06.06.2016 (с учетом требований учебных программ по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ). При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью используются рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи учащихся, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, изложенные в Инструктивно-методическом письме «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, в 2012/2013 учебном году».

Образовательный процесс в специальной группе, группе интегрированного обучения и воспитания имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (ст. 268 Кодекса об образовании) и образовательной программы дошкольного образования (ст. 147 Кодекса об образовании).

В группах интегрированного обучения и воспитания при организации образовательного процесса для детей с ОПФР используется учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением образования, утверждается руководителем учреждения образования и согласовывается с государственным ЦКРОиР.

На проведение коррекционных занятий на одного воспитанника с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или их отсутствием), на одного неслышащего, незрячего выделяется 3,5 учебных часа в учебную неделю; на одного слабовидящего, слабослышащего воспитанника, воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 учебных часа в неделю. Указанное количество учебных часов проводится учителем-дефектологом.

При разработке учебного плана группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год особое внимание следует уделить определению оптимальной формы совмещения образовательных областей и программных требований учебной программы дошкольного образования и программ специального образования на уровне дошкольного образования. Обращаем внимание, что выбор направлений коррекционных занятий, их количества и формы проведения осуществляет учитель-дефектолог с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с ОПФР. Образец учебного плана группы интегрированного обучения и воспитания представлен в Приложении 4.

В случае отсутствия в учреждении образования ребенка с ОПФР, зачисленного в специальную группу, специальный класс, класс интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости, индивидуальные занятия, предусмотренные с ним в соответствии расписанием, проводятся с другим ребенком.

Если в классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости, группе интегрированного обучения и воспитания обучается один ребенок с ОПФР, и он отсутствует на занятии, учитель-дефектолог на основании приказа руководителя учреждения образования выполняет иную работу в соотве



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.