|
|||
Показ презентации. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Показ презентации.
- В каких ещё видах искусств можно встретить этюд? - Действительно в живописи распространены этюды. Это подготовительный набросок для будущего картины.
- Музыканты, художники, актёры на этюдах оттачивали своё мастерство.
- Итак, этюд это упражнение для развития техники, а может ли этюд превратиться в концертное произведение? (Ответы.) - Будет ли нам интересно на концерте слушать, как музыкант тренируется, работает? - Каким образом должен измениться этюд, что бы стать концертным? (Необходимо добавить настроение, чувства, образы.) - А что можно взять от технического этюда? (Виртуозность.) - И были такие композиторы-новаторы, которые изменили жанр этюда. Одного из них вы уже знаете. Попытайтесь по трём опорным словам догадаться, о ком идёт речь. ПОЛЬША-ФОРТЕПИАНО-СЕРДЦЕ. Дети узнают польского композитора Фредерика Шопена, Учитель предлагает детям подробнее узнать о жизни и творчестве композитора. Выдаётся текст - таблица, где нужно напротив каждого предложения поставить знаки: +знаю, -не знаю, !-удивило. Работа с текстом. В детские годы, подобно Моцарту, поражал окружающих музыкальностью. К 5 годам уверенно исполнял пьесы.
Шопен в отчаянии. Он пишет в своем дневнике: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостинных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».
1 выступление состоялось, когда ему было 7 лет. В это же время было издано одно из его 1 сочинений.
К 12 годам Шопен не уступал великим польским пианистам.
В Париже он прожил до конца своей жизни. Очень мало сочинял, давал концерты, но очень тосковал по родине.
В 16 лет был принят в консерваторию, по окончании которой, ее директор сделал запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».
Письмо Шопена к родине: "… Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался..."
В 20 лет он отправляется на гастроли в Европу. Осенью 1831 года Шопен прибывает в Париж.
- Что удивило, что узнали? - Какие чувства Шопен передавал в своей музыке? - Фраза «бушует на фортепиано» - как понимаете слова? - Какая музыка по характеру может передавать такие чувства?
- Обратите внимание, как исполняется этюд, какие движения делает пианист. Какие образы рождались у вас в душе при просмотре и слушании этого произведения? Какие музыкально-выразительные средства использовал Шопен, чтобы передать гнев, крик, волнение?
- Пятнадцатилетним юношей Лист задумал создать цикл из сорока восьми этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, из которых написал и опубликовал двенадцать (1826). Это были еще технические упражнения для развития беглости пальцев, напоминавшие этюды его учителя Черни. Спустя двенадцать лет Лист вновь вернулся к своему замыслу и, коренным образом переработав упражнения, превратил их в «Большие этюды» (1838). Но и эта редакция не удовлетворила его: в 1851 году была создана третья редакция — «Этюды высшего исполнительского мастерства»; в них десять пьес из двенадцати получили программные названия. Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. В них, согласно классификации Листа, представлены четыре вида фортепианной техники: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Вместе с тем пейзажные зарисовки соседствуют с фантастическими сценами, а лирические настроения — с героическими. Завершает цикл «Метель» (№ 12, b-moll) — вновь пейзажная зарисовка вихревого движения.
- Что общего между ними? Какие чувства вызвали у вас эти пьесы? Какие музыкально-выразительные средства использовал Ф. Лист? Какой музыкальный образ создан в каждом из этих сочинений?
- Музыкальные иллюстрации Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре.
- Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? Какими средствами пользовался Г. Свиридов?
- Что роднит произведение Ф. Листа и Г. Свиридова? Что их различает?
Творческое задание: - Нарисуйте этюд к одному из полюбившихся музыкальных сочинений.
- В заключение урока вспомним определение «этюд»? Чем же отличается этюд от концертного этюда?
Рефлексия: Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. «Для меня сегодняшний урок…»
Домашнее задание. Подумать над высказыванием А. Рубинштейна “Шопен – душа фортепиано». - Наш урок закончен.
|
|||
|