Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Показ презентации.



Показ презентации.

 

 

- В каких ещё видах искусств можно встретить этюд?

- Действительно в живописи распространены этюды.

Это подготовительный набросок для будущего картины.

 

- Музыканты, художники, актёры на этюдах оттачивали своё мастерство.

 

- Итак, этюд это упражнение для развития техники, а может ли этюд превратиться в концертное произведение? (Ответы.)

- Будет ли нам интересно на концерте слушать, как музыкант тренируется, работает?

- Каким образом должен измениться этюд, что бы стать концертным?

(Необходимо добавить настроение, чувства, образы.)

- А что можно взять от технического этюда? (Виртуозность.)

- И были такие композиторы-новаторы, которые изменили жанр этюда. Одного из них вы уже знаете. Попытайтесь по трём опорным словам догадаться, о ком идёт речь. ПОЛЬША-ФОРТЕПИАНО-СЕРДЦЕ.

Дети узнают польского композитора Фредерика Шопена, Учитель предлагает детям подробнее узнать о жизни и творчестве композитора. Выдаётся текст - таблица, где нужно напротив каждого предложения поставить знаки: +знаю, -не знаю, !-удивило.

Работа с текстом.

В детские годы, подобно Моцарту, поражал окружающих музыкальностью.

К 5 годам уверенно исполнял пьесы.

 

Шопен в отчаянии. Он пишет в своем дневнике: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостинных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

 

1 выступление состоялось, когда ему было 7 лет. В это же время было издано одно из его

1 сочинений.

 

К 12 годам Шопен не уступал великим польским пианистам.

 

В Париже он прожил до конца своей жизни. Очень мало сочинял, давал концерты, но очень тосковал по родине.

 

В 16 лет был принят в консерваторию, по окончании которой, ее директор сделал запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».

 

Письмо Шопена к родине: "… Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался..."

 

В 20 лет он отправляется на гастроли в Европу. Осенью 1831 года Шопен прибывает в Париж.

 

- Что удивило, что узнали?

- Какие чувства Шопен передавал в своей музыке?

- Фраза «бушует на фортепиано» - как понимаете слова?

- Какая музыка по характеру может передавать такие чувства?

 

  1. Прослушивание музыки: Этюд №12 Ф.Шопена «Революционный» (Просмотр видеосюжета «С.Рихтер этюд «Революционный».)

 

- Обратите внимание, как исполняется этюд, какие движения делает пианист. Какие образы рождались у вас в душе при просмотре и слушании этого произведения? Какие музыкально-выразительные средства использовал Шопен, чтобы передать гнев, крик, волнение?

 

- Пятнадцатилетним юношей Лист задумал создать цикл из сорока восьми этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, из которых написал и опубликовал двенадцать (1826). Это были еще технические упражнения для развития беглости пальцев, напоминавшие этюды его учителя Черни. Спустя двенадцать лет Лист вновь вернулся к своему замыслу и, коренным образом переработав упражнения, превратил их в «Большие этюды» (1838). Но и эта редакция не удовлетворила его: в 1851 году была создана третья редакция — «Этюды высшего исполнительского мастерства»; в них десять пьес из двенадцати получили программные названия. Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. В них, согласно классификации Листа, представлены четыре вида фортепианной техники:

а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио.

Вместе с тем пейзажные зарисовки соседствуют с фантастическими сценами, а лирические настроения — с героическими.

Завершает цикл «Метель» (№ 12, b-moll) — вновь пейзажная зарисовка вихревого движения.

 

  1. Прослушивание музыки: Этюд «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства» Ф. Лист.

 

- Что общего между ними? Какие чувства вызвали у вас эти пьесы? Какие музыкально-выразительные средства использовал Ф. Лист? Какой музыкальный образ создан в каждом из этих сочинений?

 

- Музыкальные иллюстрации Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре.

 

  1. Прослушивание музыки: Пьес а «Тройка» Георгия Свиридова из «Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

- Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? Какими средствами пользовался Г. Свиридов?

 

- Что роднит произведение Ф. Листа и Г. Свиридова? Что их различает?

 

Творческое задание:

- Нарисуйте этюд к одному из полюбившихся музыкальных сочинений.

 

- В заключение урока вспомним определение «этюд»? Чем же отличается этюд от концертного этюда?

 

Рефлексия:

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

«Для меня сегодняшний урок…»

 

Домашнее задание. Подумать над высказыванием А. Рубинштейна “Шопен – душа фортепиано».

- Наш урок закончен.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.