Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура анкеты.



Структура анкеты.

Анкета должна иметь определенную структуру и состоять из трех частей:

· вводной

· основной

· заключительной (“паспортички”)

Вводная часть. Здесь обычно указываются сведения о сборщике информации, о причинах и целях опроса и некоторые пояснения по содержательной части анкеты. В самом начале должно быть прописано название анкеты, которое отражает тему опроса. За этим следует дата и место выпуска анкеты, название организации, составившей ее.

 

главная часть анкеты (опросный лист) –здесь фиксируются все основные вопросы по теме исследования, требующие размышления, анализа, активизации памяти. Это часть, содержащая сами вопросы и варианты ответов на них. Вопросы должны быть структурно-организованными, иметь определенную последовательность и обязательную связь с темой. Для получения максимально честных ответов, вопросы должны быть составлены правильно, иметь четкую формулировку и очередность. Также следует учитывать, чтобы в опроснике было такое количество вопросов, чтобы участник потратил на них не более 40 минут, иначе ответы могут быть неточными, в связи с переутомлением и потерей интереса респондента к анкете.

 

Заключительная часть “Паспортичка” обычно находится в конце опроса и служит для сбора социально-демографической информации о респонденте, такой как пол, возраст, деятельность, национальность и др. Это нужно для того, чтобы создать полную и точную социальную картину, сопоставив ответы из основной части с личностью участника опроса. В заключительной части также обычно присутствует благодарность за участие в опросе.

Требования к вопросам анкеты

1.Формулировка вопроса не должна содержать трудных для восприятия слов (в том числе иностранных). Если можно предположить, что смысл какого-то слова, содержащегося в вопросе, респонденту неизвестен, то его нужно заменить, найти другое слово, сформулировать вопрос иначе, или исключить.

2.Вопрос не должен содержать заключенных в самом себе противоречий. Иначе однозначного ответа не получить. «Считаете ли Вы, что новый закон может улучшить, а может и ухудшить положение …?» – не годится.

3.Вопрос должен быть свободен от подсказок, намеков, выдающих пристрастие спрашивающего – составителя. « Вы считаете, что концепция модернизации образования в очередной раз не принесет никаких существенных улучшений?» – не годится.

4.Недопустимо такое расположение вопросов, когда ответы на предыдущие вопросы могут повлиять на ответы последующих. Например, а) Вы считаете, что преступность в нашем городе за последние три года: возросла, снизилась, осталась на прежнем уровне; б) Вы считаете, что рост преступности связан с приходом к власти демократов: да, нет, затрудняюсь ответить.

5.Нельзя задавать вопросы, которые затрагивают престиж респондента. «Вы считаете, что можете занимать эту должность?».

6.Вопрос должен быть вежливым по отношению к респонденту. В противном случае он может воспринять его как оскорбление и отказаться отвечать. «Как часто Вы позволяете себе опаздывать на работу?».

7.Не следует задавать вопросов о сугубо личном.

8.Не следует задавать вопросов, касающихся экономической безопасности респондента.

9.Не следует задавать вопросов, способных повлиять на карьеру, семейные отношения и др.

10. Вопросы не должны быть сформулированы абстрактно. Респонденту может не хватить фантазии или воображения, чтобы ответить на вопрос. «Как по-Вашему будет развиваться наша страна после ухода В.В. Путина с поста президента?».

11. Вопросы не должны основываться на эрудиции респондента или его внимании к каким-то фактам, явлениям. «Считаете ли Вы, что фундаментальной науке пришел конец в России?».

12. Содержание вопросов не должно содержать слишком высоких требований к эрудиции, наблюдательности респондентов. «Как Вы оцениваете активность молодежи в общественной жизни в 1999 году?».

13. Не следует делать формулировку вопроса слишком многословной. Респондент может ее не понять или не дочитать до конца. 11 слов – это допустимо.

14. Формулировка вопроса должна полностью исключать желание респондента угадать, что хочет анкетер, угодить ему, выбрать нужный ему ответ.

 

 

Основные виды вопросов в анкете

По содержанию (или направленности)вопросов выделяют три вида:

  1. о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анке­тирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различ­ных подгрупп;
  2. о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отве­чающих;
  3. о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответавопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытыйвопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противополож­ные, взаимоисключающие ответы (типа "да - нет", "верно -неверно", "согласен — не согласен" и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. "меню ответов", где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например: "Какие лекции вы посетили на этой неделе?

  • социологию
  • религиоведение
  • философию

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, пе­реживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом: полностью согласен, согласен, но бывают исключения, не знаю…

В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

Прямойвопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Косвенныйвопрос, связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: "Не секрет, что часть студентов ва­шего курса крайне редко посещает лекции". Как Вы думаете, почему?" или "Иногда можно услышать мнение, что некото­рые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объяс­няется подобное отношение к работе?"

По функциивопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основныевопросы.

Вопросы-фильтрыиспользуют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная "анкета в анкете". Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например: "Следующие три вопроса только для студентов-психологов. Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ... Каково качество практических занятий но психологии об­щения?... Внимание! Вопросы для всех". Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильт­ром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

Контрольныевопросы дают возможность уточнить правиль­ность сообщенных респондентами сведений, а также исклю­чить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.