Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Принцип действия.



 

Лабораторная работа №1

 

           Воспринимающие элементы (датчики) и измерительные схемы  

                                          автоматических систем  

 

1.1.  Цель работы.

Изучение основ метрологии, принципа действия датчиков и измерительных схем.

1.2.  Основы метрологии.

1.2.1. Основные понятия. Измерение - это познавательный процесс, заключающийся в сравнении измеряемой величины Х с некоторым её значением Хе , принятым за единицу. Основное уравнение измерения

                                       А = Х / Хе                                               (1.1)

где A- численное значение отношения.

Совокупность технических средств, служащих для воспроизведения единицы измерения с определённой, наперёд заданной точностью, называется мерой. Устройства, с помощью которых может быть выполнен процесс измерения, называют измерительной аппаратурой.

1.2.2. Погрешности измерения. Результат любого измерения неизбежно отличается от истинного значения. Это различие обусловлено несовершенством измерительной аппаратуры, влиянием внешних факторов (изменение температуры, давления и т.п.), опытом работы оператора. Разность ∆Х между измеренным значением X контролируемого параметра и его действительным ХД (истинным) значением, называется абсолютной погрешностью

                                           ∆ Х = Х - ХД .                                                  (1.2)

Величина С, равная по значению абсолютной погрешности и обратная по знаку, называется абсолютной поправкой

                                       С = - ∆Х .                                                    (1.3)

Значение абсолютной погрешности или поправки необходимо для определения истинного значения измеряемой величины:

                     ХД    = Х - ∆Х  , ХД = Х + С.                                     (1.4)

Для оценки точности измерений, сопоставления результатов измерений определяются значения относительной погрешности , приведённой относительной погрешности  или поправочного коэффициента К :

 

       γ = 100 ∆Х / ХД ,     δ = 100 ∆ Х / Хш , К = ХД / Х ,                   (1.5)

 

где -диапазон шкалы прибора.

Наибольшая приведённая относительная погрешность, допускаемая техническими условиями на данный прибор, определяет класс точности прибора.

По характеру действия определяют погрешности:

- систематические, подчиняютсяопределенному закону. Эти пог­решности исключаются введением поправок ;

                                                                                                                                                                                                                                                                    - случайные, которые зависят от внешних фак­торов и могут быть выявлены при математической обработкерезульта­тов измерений;

- промахи – это те погрешности, которые явно искажают результаты измерений.

К важным характеристикам измерительной аппаратуры относятся чувствительность приборов и цена деления шкала. Под чувствительнос­тью S прибора принято понимать отношение ∆n перемещения указателя (стрелки) к изменению значения  ∆ХИ  измеряемой величины:

                                           S = ∆n / ∆ ХИ  .                                       (1.6)

Ценой деления шкалы прибора называется значение измеряемой ве­личины, вызывающее отклонение указателя на одно деление.

1.2.3. Методы измерений. Под методом намерений понимается сово­купность приёмов, обеспечивающих процесс измерения. Существуют два основных метода измерений: метод непосредственной оценки контроли­руемого параметра и метод сравнения.

Метод непосредственной оценки. В процессе измерения мера непосредственного участия не принимает. Соотношение между значениями измеряемой величины и меры задаётся предварительной градуировкой шкалы измерительного прибора по образцовым мерам, эталонам, приборам. Метод наиболее простой. Получил широкое применение в быту и инженерной практике (измерение линейных и угловых величин с помощью линеек, штангенциркулей, рейсмусов, угломеров и т.д.; измерение напряжения, силы тока, сопротивлений спомощью вольтметров, амперметров, омметров). Точность измерения определяется чувствительностью  прибора.

Метод сравнения. Метод сравнения реализуется различными способами. В зависимости от способа измерения принято различать дифферен­циальный (разностный) метод, метод нулевого отсчёта, метод совпадения и метод замещения. В отличие от метода непосредственной оценки, в методах сравнения непосредственно участвует мера.

Дифференциальный метод измерений реализуется в основном с по­мощью мостовых неравновесных измерительных схем. Номинальное значе­ние А   контролируемого параметра (мера) задаётся величиной сопро­тивлений резисторов измерительной схемы. Отклонения ∆а  измеряемо­го параметра X от номинального значения А сопровождается появле­нием напряжения на выходе измерительной схемы. Оценке подлежит разность ∆а   измеряемой величины Х и меры А.

Х – А = а  .

Метод нулевого отсчёта реализуется с помощью мостовых равновесных измерительных схем статического и астатического уравновешивания. При этом методе измерений производится оценка разности ∆а  измеряемой величины Х и меры А. Но величина меры А в процессе каждого измерения автоматически приближается к величине Х с погрешностью, определяемой ошибками (погрешностями) следящей системы. То есть

Х – А = а  ,

Метод совпадения получил широкое применения в дискретных системах автоматического управления и контроля, логических и цифровых автоматах. Измеряемая величина Х сравнивается с рядом мер . Результат измерения характеризуется совпадением измеряемой величины Х с одной из мер. Погрешность измерения постоянна и определяется половиной разности величин смежных мер:

                    Х – Аi = а  , а  = (Ак + 1 – Ак) /2

 

Метод замещения (метод лабораторный). Применяется для особо точных измерений. Каждому значению измеряемой величины Х сопоставляется соответствующая мера. Метод позволяет исключить погрешности измерительной аппаратуры, соединительных приборов и контактных соединений, температурные погрешности. При реализации этого метода вначале производится измерение параметра технического объекта. Показания приборов фиксируются. Затем вместо технического объекта теми же элементами подключается набор образцовых мер. Меняя величины набора мер устанавливаются те же фиксированные значения. По величине набора мер дают заключение о величине контролируемого параметра.
1.2.4. Сравнение методов измерения. Сравнительная оценка методов измерений может быть получена в результате сопоставления относительных погрешностей измерения одной величины различными методами.

Пусть требуется измерить напряжение, задаваемое эталонным источником питания . Применяем метод непосредственной оценки контролируемого параметра. Для измерений применим вольтметр 4-го класса точности со шкалой 0…150 В. Приведённая погрешность . Абсолютная погрешность измерения . Относительная погрешность измерения

Применим дифференциальный метод измерения. Зададим величину меры А=100В. Измерение разности  проведём с помощью вольтметра 4-го класса точности со шкалой 0…10 В. Получим , ,

Применем метод нулевого отсчёта. Пусть абсолютная погрешность следящей системы . Тогда

Из сравнения относительных погрешностей  следует, что метод нулевого отсчета обеспечивает наибольшую точность измерений.

 

 1.3. Датчики.

                   1.3.1. Датчики контрольных приборов

Эти датчики являются элементами информационно-измерительной системы, обеспечивающего человека информацией о режиме движения, ра­ботоспособности или о состоянии агрегатов и обьекта (например, автомобиля) в целом. Датчик вместе с указателем (приемником) и элементами электрической связи между ними составляют контрольно-измерительный прибор (КИП). Датчик устанавливается в месте измерения и преоб­разует измеряемую физическую величину в пропорциональный электричес­кий сигнал. В приемнике этот сигнал испытывает обратное преобразование.

В зависимости от назначения контрольных приборов используются раз­личные типы датчиков: ТЕМПЕРАТУРЫ, ДАВЛЕНИЯ, УРОВНЯ, СКОРОСТИ  (например, в автомобиле - датчик спидометра) и др.

В дальнейшем будут рассмотрены датчики, которые нашли наиболее широкое применение в современных легковых автомобилях.

 

            Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Принцип действия.

В этих датчиках используются свойства металлов и полупроводников менять свое сопротивление при изменении температуры окружающей среды. Датчики представляют собой п/п резисторы с отрицательным температурным коэффи­циентом сопротивления (ТКС) - их сопротивление уменьшается с увеличением температуры. Их называют ТЕРМИСТОРАМИ. По сравнению с металлически­ми терморезисторами их ТКС примерно в 10 раз больше.

Датчик включается в электрическую цепь контрольного прибора (рис.1.1). При изменении температуры ток, проходящий через датчик, изменяется, что вызывает отклонение стрелки указателя контрольного прибора. Сопротивление терморезистора нелинейно зависит от температуры (рис.1.2).

  В всех отечественных автомобилях применяются указатели температуры охлаждающей жидкости ЛОГОМЕТРИЧЕСКОГО типа (рис.1.3), принцип действия которых основан на взаимо­действии поля постоянного магнита 6, соединенного со стрелкой 2, с резуль­тирующим магнитным полем трех измерительных обмоток (1,3,4), по которым протекает ток, причем вели­чина тока

в обмотке 1 зависит от сопротивления датчика. При низкой температуре охлажда­ющей жидкости сопротивление датчика велико, поэтому ток в обмотке 1 и ее магнитный поток будут малы. Вследствие действия результирующего магнитного потока всех трех обмоток постоянный магнит и вместе с ним стрелка 2 повернуты в левую часть шкалы указателя. С увеличением температуры сопро­тивление терморезистора уменьшается, увеличивается ток в обмотке 1 и созда­ваемый ею магнитный поток.

Результирующий магнитный поток также изме­нится и стрелка 2 поворачивается в правую часть шкалы указателя. Пределы измерения датчиков типа ТМ-106 (45-140 ° С), ТМ-100А (40-120 ° С).

                                

Рис. 1.1 Схема включения датчика темпе­ратуры в цепь контрольного прибора:

Д- датчик; У - указатель; UБС - напряжение бортовой сети; IД - ток, протекающий через датчик

 

Рис. 1. 2 Датчики температуры охлаждающей жидкости:

 

I- датчик ТМ100А; II - датчик ТМ106: а- устройство; б- зависимость сопротивления от температу­ры; 1 - полупроводниковый терморезистор; 2 - токоведущая пружина; 3 - баллон (корпус); 4 – вывод

 

Рис. 1.3. Логометрический термометр:

 

1, 3, 4- обмотки указателя термометра; 2 - стрелка; 5 – термокомпенсационный рези­стор; 6 - постоянный магнит; 7 - датчик; 8 - терморезистор; 9 - токоведущая пружина

 

 

                               Датчик давления масла.

 

  Принцип действия.

В основе работы этих датчиков в системе смазки двигателя (манометров) лежит свойство упругих элементов деформироваться под действием давления жидкости. В качестве упругих элементов используются гофрированные метал­лические мембраны, жестко закрепленные по краю (рис. 1.4). Перемещение центра мем­браны при ее деформации, вызванное изменением давления масла, передается на ползунок реостата (рис.1.5)). Сопротивление  в цепи логометрического указателя давления изменяется, что приводит к отклонению стрелки манометра. Конструкция датчика представлена на рис. 1.6.

 

 

 


 


Рис 1.4. Гофрированная мембрана:

Р- давление жидкости

Рис. 1.5. Схема включения датчика давле­ния масла в цепь контрольного прибора:

UБС- напряжение бортовой сети; У- указатель, Д - датчик; RД - реостат датчика;

П - ползунок реостата; М – мембрана

 

Обмотка реостата выполнена из нихромовой проволоки. В зависимости от величины давления масла изменяется прогиб мембраны, а вместе с этим изменя­ется положение ползунка на обмотке реостата датчика.


 

 

Рис. 1.6 Датчики давления масла ММ393А.

 а- устройство; б- зависимость сопротивления реостата датчика от давления; 1 -пружина; 2- ось ползунка; 3 – передаточный рычажок; 4 - основание со штуцером;5 - мембрана; 6 - проволочный стер­жень; 7 - толкатель; 8 - ползунки рео­стата; 9 - реостат; 10 - штекер датчика

 

 

 Указатель логометрического манометра по принципам построения и дей­ствия аналогичен указателю логометрического термометра. При включении за­жигания и отсутствии давления в масляной магистрали ползунки реостата RД под действием пружины находятся в крайнем нижнем положении, что означает включение максимального сопротивления датчика в цепь указателя. При этом результирующий магнитный поток обмоток 1,3,4 указателя поворачивает посто­янный магнит 2 со стрелкой в левую часть шкалы указателя. При возрастании давления мембрана прогибается, сопротивление датчика уменьшается, стрелка поворачивается в правую часть шкалы. Максимальное давление для датчика типа ММ393А - 8 кг/см. (ВАЗ), ММ358 - 6 кг/см?1 (ГАЗ).

 

                             Датчики уровня топлива.

 

Принцип действия.

В современных датчиках чувствительный элемент представляет собой по­лый металлический поплавок цилиндрической формы, который всегда находит­ся на поверхности топлива (рис.1.7). При изменении уровня топлива положение поплав­ка изменяется, одновременно перемещается ползунок реостата, сопротивление в цепи электромагнитного или логометрического указателя уровня топлива из­меняется и приводит к отклонению стрелки указателя уровня топлива. Имеется неподвижный контакт  включения контрольной лампы резерва топлива.

 


Рис 1.7 Схема включения датчика уровня топлива в цепь контрольного прибора:

 

У- указатель, Д - датчик; RД - реостат датчи­ка; П - ползунок реостата; Пл - поплавок дат­чика

 

                                    

 

 

                               Датчики электронных спидометров.

Принцип действия.

В этих датчиках используется «эффект Холла», названный в честь амери­канского физика Э. Холла, открывшего это явление в 1879 г. Если к проводнику или к полупроводнику приложено напряжение Un (рис. 1.8) и его пронизывает под прямым углом магнитное поле, обладающее индукцией В, то возникает «напряжение Холла» UH , перпендикулярное направлению тока от источника питания IП и направлению магнитного поля:

 

                                           UН = КН IП В / h                                         

 

где КН - постоянная Холла, I П - ток от источника питания, В - магнитная индук­ция, h - толщина проводника (полупроводника).

 


 

Рис.1.8 Эффект Холла:

Uп, Iп- напряжение и ток источника питания; В - магнитная индукция; h - толщина провод­ника (полупроводника); UH - выходное напря­жение

 

 

Рис. 1.9. Принцип работы датчика спидометра:

а- прохождение между магнитом и датчиком сегмента экрана; б- прохождение между магнитом и датчиком прорези экрана; в - изменение выходного напряжения датчика при вращении экрана; 1 - экран; 2 - сегмент экрана; 3 - прорезь экрана; 4 - магнит;

5 - датчик Холла с элементами уси­ления и преобразования выходного напряжения; Uп - напряжение источника питания; UH - выход­ное напряжение; Т - период следования импульсов датчика Холла; f - частота следования импуль­сов; Va - скорость автомобиля

 

 

Из этого выражения следует, что величина напряжения UH пропорциональ­на индукции В. Если магнитное поле В изменять с частотой, пропорциональ­ной скорости движения автомобиля, то и частота изменения выходного напря­жения UH тоже будет пропорциональна скорости автомобиля. На практике маг­нитное поле создается неподвижным магнитом, а его изменение - специальным вращающимся экраном 1с прорезями 3 (рис.1.9). При вращении экрана его сег­менты 2 и прорези 3 поочередно проходят между магнитом 4 и датчиком Холла 5. Когда между магнитом и датчиком проходит сегмент экрана магнитное поле перекрывается и на выходе датчика напряжение минимально UHmin При прохождении между магнитом и датчиком прорези экрана на датчик поступает максимальный магнитный поток и на выходе напряжение становится максимальным (UH max). Таким образом, при вращении экрана со скоростью, про­порциональной скорости движения автомобиля, на выходе датчика Холла появ­ляются импульсы напряжения, частота следования которых пропорциональна скорости автомобиля.

Автомобили последних моделей оснащены электронными спидометрами типа 45.3802 (ВАЗ) и 563802 (ГАЗ), принцип действия которых основан на измерении частоты импульсов от датчика скорости, расположенного на ко­робке передач. На выходе датчика при движении автомобиля появляются пря­моугольные импульсы , нижний уровень которых должен быть не более 1В, а верхний уровень - не менее 5 В. В соответствии с международными стандар­тами датчик вырабатывает 6000 прямоугольных импульсов за 1 км пути. Эти импульсы преобразуются электронной схемой спидометра в электрический ток, измеряемый магнитоэлектрическим прибором, причем величина тока зависит от числа поступающих импульсов в единицу времени, т.е. будет пропорциональна скорости автомобиля. Кроме того, электронная схема путем подсчета поступаю­щих импульсов обеспечивает работу шагового электродвигателя, который вра­щает барабанчики счетчиков пройденного пути: итогового и суточного.

 

                        1.3.2. Датчики аварийных режимов.

 

Датчики аварийных режимов сигнализируют водителю о выходе парамет­ров агрегатов автомобиля за допустимые пределы (датчики перегрева охлажда­ющей жидкости, аварийного давления масла, аварийного падения уровня тор­мозной жидкости, износа тормозных колодок), либо о включении исполнитель­ных устройств, устраняющих аварийный режим (датчик включения электровен­тилятора системы охлаждения двигателя).

  В отличие от датчиков контрольных приборов, выходные сигналы которых пропорциональны изменению измеряемых величин, датчики аварийных режимов реагируют лишь на пороговое (максимальное или минимально допус­тимое) значение физической величины. При этом замыкаются контакты дат­чика, включая сигнализатор или исполнительное устройство, устраняющее ава­рийный режим (рис.1.10).

 

Рис. 1.10. Функциональная схема работы датчиков аварийных режимов:

ФВ - физическая величина; ЭВ - электриче­ская величина; ФВпор- пороговое значение физической величины; Д - датчик; С - сигнали­затор; ИУ - исполнительное устройство, устра­няющее аварийный режим

 

К этому типу также относятся датчики: снижения давления в одном из контуров раздельного привода тормозов; уровня охлаждающей жидкости; уровня омывающей жидкости; уровня масла в двигателе.

 

 

                          Датчики перегрева охлаждающей жидкости.

Принцип действия.

В этих датчиках используются свойства термобиметаллической пластины изгибаться при нагреве (такая пластина состоит из двух слоев металла, имею­щих различные значения температурного коэффициента линейного расшире­ния). Один слой пластины выполнен из инвара (сплав железа с никелем 36%) и имеет очень малый коэффициент линейного расширения, а второй (стальной)  слой пластины имеет большой коэффициент. В корпусе датчика такая пластина может быть неподвижно закреплена либо одним концом, либо двумя (рис. 1.11). В первом случае подвижный контакт размещен на свободном конце пластины, во втором - при прогибе пластины перемещается толкатель, закрепленный в центре плас­тины, который перемещает подвижный контакт. Прогиб пластины при нагреве зависит от разности коэффициентов  и  линейного расширения стали и ин­вара, толщины их слоев h1 и h2, длины    нагреваемого участка и температуры  перегрева пластины. Для консольного закрепленной пластины величина изги­ба пластины X при перегреве охлаждающей жидкости определяется формулой:

 

 

Температура замыкания контактов = 102 - 109 ° С. (ГАЗ). Датчик включения электровентилятора системы охлаждения двигателя типа ТМ 108 состоит из биметаллической пластины и толкателя, который переме­щает подвижный контакт при превышении температуры охлаждающей жидкос­ти предельно допустимого значения. Температура включения вентилятора равна (92 - 98 )° С. (ВАЗ). 

 

Рис 1.11. Принцип действия датчика перегрева охлаждающей жидкости:

а- с консольным креплением термобиметаллической пластины; б - с жестким креплением обоих кон­цов термобиметаллической пластины; 1 - термобиметаллическая пластина; 2 - подвижный контакт; 3 - неподвижный контакт; 4 - толкатель; X - величина изгиба пластины при перегреве охлаждающей жидкости; , - линейные коэффициенты температурного расширения пассивного (инвар) и актив­ного (сталь) слоев термобиметаллической пластины;  и - толщины активного и пассивного слоев термобиметаллической пластины;  - длина нагреваемого участка термобиметаллической пластины; - пороговое (максимально допустимое) значение температуры охлаждающей жидкости

 

 

Конструкции датчиков представлены на рис. 1.12 и 1.13.

 

 

Рис 1.12. Устройство датчика сигнализа­тора перегрева охлаждающей жидкости:

1- вывод; 2 - корпус; 3 - основание; 4 - тер­мобиметаллическая пластина;

 5 - неподвиж­ный контакт

Рис 1.13. Устройство датчика ТМ108 вклю­чения электровентилятора системы охлаж­дения двигателя:

 

1-корпус; 2-термобиметаллическаяпластина; 3 - толкатель; 4 - направляющая толкателя; 5 - подвижный контакт; 6 - неподвижный контакт

 

 

                        Датчик аварийного давления масла.

Принцип действия.

В основе работы этого датчика лежит свойство упругих элементов дефор­мироваться под действием давления окружающей среды. В качестве упругого элемента используются мембраны, но в отличие от датчиков манометров они не гофрированные, а плоские. Хотя они менее чувствительны, чем гофрирован­ные, но проще в изготовлении. При работе двигателя Р > Рпор мембрана проги­бается , толкатель удерживает контакты в разомкнутом состоянии. При сниже­нии давления контакты замыкаются, сигнализатор аварийного давления масла загорается. Мембрана изготавливается из полиэфирной пленки. Тип датчика ММ 120, давление замыкания контактов 0,2 - 0,6 кг/см.

 

 

Рис  1.14. Принцип действия датчика аварийного давления масла:

1- подвижный контакт; 2 - толкатель; 3 - мембрана; 4 - корпус; 5 - неподвижные контакты; 6 - сиг­нальная лампа; Рпор - пороговое (минимально допустимое) значение давления масла

 

 

Рис 1.15. Устройство датчика аварийного да­вления масла:

1- толкатель; 2 - подвижный контакт; 3 - изо­лирующий колпачок; 4 - пружина; 5 - пробка-фильтр; 6 - контактная втулка 7 - штекер; 8 - не­подвижный контакт; 9 - мембрана; 10 – корпус

 

 

                                 Датчики уровня жидкостей.

     Принцип действия.

В отечественных легковых автомобилях применяются два типа датчиков уровня жидкостей: с обычными контактами (датчик уровня тормозной жидкос­ти) и магнитоуправляемыми (геркон) контактами (датчики уровня масла, охлаж­дающей и омывающей жидкостей), Чувствительным элементом в обоих случаях служит поплавок (рис. 1.16). Конструкция датчика представлена на рис. 1.17.

В контактных датчиках поплавок 3 через толкатель 2 удерживает контакты 1 и 4 датчика в разомкнутом состоянии, пока уровень жидкости находится в пределах нормы. При снижении уровня до минимально допустимой величины поплавок опускается и контакты датчика замыкаются, включая сигнализатор. С этой целью в герконовых датчиках на внутреннем диаметре поплавка размещен небольшой магнит 6.

Типы датчиков: 3505-100 - 3505-110.

 


 

 


Рис. 1.16.  Принцип действия датчиков уровня жидкостей:

а- контактного; б - герконового; 1 - подвижный контакт; 2 - толкатель; 3 - поплавок; 4 - непод­вижные контакты; 5 - сигнальная лампа; 6 - магнит; 7 - геркон (магнитоуправляемые контакты); 8 - корпус датчика


 

 

Рис 1.17. Устройство датчика аварийного уровня тормозной жидкости:

1- защитный колпачок; 2 - корпус; 3 - основание; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - зажимное
кольцо; 6 - отражатель; 7 - толкатель; 8 - втул­ка; 9 - поплавок; 10 - неподвижный контакт;

11 подвижный контакт

 

                                        Датчики системы зажигания.

В легковых автомобилях с бензиновыми двигателями применяют различ­ные по конструкции и схемному исполнению системы искрового зажигания: контактные, контактно-транзисторные (имеют ограниченное применение), бес­контактные (электронные) и микропроцессорные. Применение последних поз­волило повысить топливную экономичность двигателя, уменьшить нагарообразование в цилиндрах и токсичность отработавших газов, облегчить пуск холод­ного двигателя зимой.                          

Микропроцессорные системы имеют дополнительные преимущества: во-первых, в них отсутствует механический высоковольтный распределитель, а во-вторых, специальные датчики этих систем учитывают большое количество факторов, влияющих на эффективность искрового разряда.

 

Датчики бесконтактных систем зажигания (БСЗ).

В этих системах для управления моментом искрообразования используется совокупность датчиковых систем, образующих единый конструктивный узел, называемый датчиком-распределителем или датчиком момента зажигания.    Совокупность датчиковых систем содержит три устройства:

 

- датчик момента искрообразования (зажигания);

- датчик - регулятор (центробежный) угла опережения зажигания в зави­симости от частоты вращения коленчатого вала двигателя;

- датчик - регулятор (вакуумный) угла опережения зажигания в зависи­мости от нагрузки двигателя.

Принцип действия датчиков начального момента искрообразования.

В качестве таких датчиков применяются магнитоэлектрические датчики гене­раторного типа и датчики Холла.

Принцип действия датчика генераторного типа основан на явлении электромагнитной индукции, открытом в 1831 г. Сущность явления в том, что при всяком относительном перемещении проводника и магнитного поля, при котором происходит пересечение магнитных линий проводника, в проводнике инду­цируется ЭДС. Относительное перемещение проводника и магнитного поля обеспечивается вращением постоянного магнита ротора 1 относительно обмот­ки 2, размещенной на неподвижном статоре 3. При этом в обмотке статора 2 индуцируется переменная ЭДС, частота которой пропорциональна частоте вра­щения ротора (рис.1.18):

 

Рис. 1.18.  Принцип действия магнитоэлект­рического датчика генераторного типа:

а- схема датчика; б - зависимость магнитного потока Ф и напряжения обмотки Uвых в зависи­мости от угла поворота α; 1 - ротор с постоян­ным магнитом; 2 - обмотка статора; 3 - статор

Рис 1.19. Форма выходного сигнала магнитоэлектрического датчика генера­торного типа:

1- начало искрообразования при малой часто­те п, вращения ротора Р1; 2 - начало искрооб­разования при большой частоте пг вращения ротор

              Uвых = K w n (d Ф / d α )

 

где К - коэффициент, зависящий от характеристик магнитной цепи; w- число витков обмотки статора; n - частота вращения ротора; dФ/d  - скорость изменения маг­нитного потока Ф в зависимости от угла  поворота ротора. Работа датчика характерна знако­переменным магнитным потоком и симметричной формой выходного сигнала Uвых. (рис.1.19). В реальных датчиках выходной сигнал Uвых имеет синусоидальную форму. При этом моменту искро­образования соответствует начало положительной волны синусоиды. Амплитуда сигнала датчика про­порциональна частоте вращения ротора, поэтому при низких часто­тах вращения ротора происходит смещение момента искрообразо­вания, что требует схемной ком­пенсации этого явления в реальных конструкциях бесконтактных систем зажигания.

Принцип действия датчика «Холла» рассмотрен выше. Величина ЭДС датчика Холла очень мала, поэтому ее усиливают с помощью преобразователь­ной схемы, содержащей усилитель, пороговый элемент (релейный усилитель), транзистор и стабилизатор напряжения (рис. 1.20). Все это представлено в виде микро­схемы. Выходной сигнал датчика имеет два уровня «высокий», когда около магнита датчика проходит экран, и «низкий», когда около магнита датчика проходит прорезь, т.е. сигнал об угловом положении коленчатого вала двига­теля формируется в датчике Холла в виде прямоугольных импульсов (рис.1.21). Образова­ние искры происходит в момент, когда задняя кромка экрана ротора достигает середины датчика. Фронт сигнала практически не зависит от частоты вращения ротора и, следовательно, задержка искрообразования незначительна по сравне­нию с задержкой искрообразования магнитоэлектрического датчика генератор­ного типа.


Рис 1.20. Схема датчика Холла:

                     1- постоянный магнит; 2 - магнитомягкий экран с прорезями (ротор); 3 - микросхема; ЭХ - элемент Холла (чувствительный элемент датчика); У - усилитель; St - пороговый элемент (ре­лейный    усилитель); VT - выходной транзистор; СТ - стабилизатор напряжения; 4 - нагрузка (коммутатор бесконтактной системы зажигания)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.