Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СКУЛЬПТУРА. Высокая классика. АРХИТЕКТУРА



СКУЛЬПТУРА

Уходят в прошлое архаическая улыбка, изящество, грация. Образы становятся более строгими. Образ гражданина - атлета и воина – становится центральным в искусстве классики. Поиск пропорций тела и многообразие формы движения становятся главными в искусстве. Постепенно исчезает застылость, но характер человека, его индивидуальность еще не привлекает художника, создается типический образ.

Скульптура этого периода создает ощущение замкнутости, ухода человека в мир своих мыслей. Строгому стилю как нельзя лучше соответствовала суровая темная бронза.

Идеал гармонично развитого, прекрасного человека раскрывается в образе «Дельфийского возничего»(2). Юноша был частью скульптуры, изображающей возницу перед началом состязания. Возница исполнен сурового спокойствия и сосредоточенности воли и энергии. На нем длинный хитон с вертикально ниспадающими складками. Прекрасное лицо и босые ноги очень тщательно проработаны. Большие инкрустированные глаза опушены бронзовыми ресницами.

Героический идеал ярко воплотился в бронзовой статуе Посейдона(3), готовящегося метнуть копье. Взгляд очень выразителен благодаря инкрустированным смальтой глазам.

 

Высокая классика

Время расцвета всех видов искусства, достигших полной свободы и духовности. Ведущее место среди полисов Греции занимают Афины, которые в период правления Перикла переживают золотой век экономического, политического и культурного развития.

АРХИТЕКТУРА       

4 Афинский Акрополь(4)

Самый замечательный ансамбль эпохи, вызывающий восхищение не только эллинов, но и соседних народов. Холм, на котором он расположен очень высокий и крутой, на верхнюю площадку можно попасть только с запада. Акрополь был укреплением, святилищем и общественным центром. Здесь хранилась казна, располагались библиотека и пинакотека (хранилище живописи). Ежегодно в честь богини Афины устраивались празднества (Малые Панафинеи), а раз в 4 года пышная церемония с торжественным шествием к храму (Великие Панафинеи), где богине меняли облачение.

· Парадный вход – Пропилеи архитектор Мнесикл. Пропилеи состояли из 5 ворот в дорическом ордере. 4 боковых прохода служили для пеших афинян, по среднему проходу широкому и без ступеней ехали всадники и колесницы.

· Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки.

· На правом выступе скалы стоял небольшой храм Ники Аптерос, постороенный Калликратом. Небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм выполнен в изящном ордере по типу амфипростиля. На одном из барельефов изображена Ника, завязывающая сандалию.

5    6

· Парфенон(5) – главный храм Акрополя, посвященный богине Афине Парфёнес зодчие Иктин и Калликрат. Они четко рассчитали гармонию пропорций и конструкцию сооружения. Размер храма 70х31м, дорический периптер с 8-ю колоннами на коротких и 17-ю на длинных сторонах выстроен из пентелийского мрамора. Включаются элементы ионического ордера: вытянутые колонны, легкий антаблемент. Геометрическая правильность сопровождается некоторыми отклонениями, что создает ощущение естественности.

        В главном зале храма стояла 12метровая статуя Афины Парфёнос, покрытая слоновой костью и золотом, держащая в одной руке 2-хм статую Ники, другой опирающуюся на щит с рельефом амазономахии. Всю скульптуру для этого храма выполнял Фидий. На наружных метопах (92) представлены сцены кентавромахии (юг), амазономахии (запад), Троянской войны (север), гигантомахии (восток). На западном фронтоне изображена сцена спора Афины с Посейдоном за обладание Аттикой. На восточном фронтоне – сцена рождения Афины из головы Зевса. Все фигуры храма могучие, одухотворенные. Фидий обожествлял героев, а богов наделял высокими душевными качествами.

· Эрехтейон – второй по значению храм Акрополя, посвященный Афине, Посейдону и Эрехтею, мифическому царю Афин, располагался у северной стены Акрополя. Изящный и свободный, асимметричный по композиции, живописен и наряден со всех сторон.Планировка учитывает неровность ландшафта. Храм имеет три разных фасада, в том числе портик кариатид (6)(6 скульптур) на южной стене (портик – открытая с одной стороны галерея с колоннами). Праздничность и стройность придает ионический ордер.

· Статуя Афины Промахос, отлитая из бронзы Фидиемвысотой 8м являлась центром ансамбля Акрополя. Блеск её копья, отражавшего солнечные лучи, был виден издалека.

СКУЛЬПТУРА  

 Мирон

Среди выдающихся ваятелей классики выделяется скульптор Мирон, родившийся в Элевтерах. Его работы реконструированы по римским копиям и описаниям античных авторов (его произведения были отлиты в бронзе). Мирон был автором необыкновенных сюжетов. Ему даже удалось изобразить бегущего Лада, умершего в момент достижения победы.

Скульптура Мирона «Дискобол»(7) передает напряжение мускулов атлета в самый кульминационный момент перед броском: секунда - и диск полетит. Поза свидетельствует об огромной внутренней энергии. В совершенстве передав анатомию тело молодого сильного мужчины, скульптор избегает резко выраженной индивидуальности.

Другая работа Мирона – группа «Афина и Марсий», стоявшая на афинском Акрополе, - не менее выразительна. Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силы страсти – суть этого произведения.

В мифе рассказывается, что Афина, изобретательница флейты бросила инструмент, потому что её исказившееся при игре лицо рассмешило Афродиту и Геру. Она прокляла того, кто поднимет флейту, однако лесной божок Марсий поднял её и научился виртуозно играть. Афина, глядя на флейту, собирается уходить, а Марсия переполняют эмоции: он морщит лоб в некрасивой гримасе, откидывает руки и подпрыгивает, взмахивая конским хвостом. Тело его стройно и атлетично. Мирон ярко противопоставляет два характера: сдержанность Афины и неукрощенный, страстный нрав Марсия.

7  8           



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.