Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





_В_ 5 страница



ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высший уровень развития способностей — и общих, интеллектуальных, и специальных. О ее наличии можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, кои составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, Личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.

ГЕНИТАЛИИ — половые, детородные органы. Согласно З. Фрейду, они не проделали вместе со всем телом развития в сторону эстетического совершенствования и остались животными, а потому и любовь в основе своей осталась настолько же животной, как была испокон веков.

ГЕНОТИП — генетическая конституция, совокупность генов данного организма, полученная от родителей. Каждый вид микроорганизмов, растений и животных имеет характерный для него генотип. Вместе с тем внутри каждого вида организмы отличаются своими генотипами. У людей идентичные генотипы имеют только монозиготные (однояйцевые) близнецы (-> метод психогенетический). Согласно И. П. Павлову — прирожденный тип системы нервной. Это понятие связано с понятием темперамента.

ГЕРМАФРОДИТИЗМ — Двуполость — наличие признаков мужского и женского пола у одного и того же организма.

ГЕРМАФРОДИТИЗМ ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЙ -> поведение инвертированное; инвертация амфигенная.

ГЕРМЕНЕВТИКА — 1. Искусство, теория, традиция и способы толкования текстов многозначных или не поддающихся уточнению. 2. Искусство понимания, толкования, интерпретации иносказаний, многозначных символов и пр.

ГЕРМЕНЕВТИКА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ — одно из психоаналитически ориентированных течений современной философии — определенная совокупность модифицированных идей З. Фрейда и философской герменевтики. Создатель течения — немецкий исследователь Альфред Лоренцер, который стремился развить герменевтические функции психоанализа. По его мнению, формирование символов происходит не в бессознательном, а в сознании. При этом следует четко различать символы, соотносящиеся с сознательными представлениями, и стереотипы, соотносящиеся с бессознательными представлениями. В герменевтике психоаналитической также исследуются проблемы лингвистической коммуникации и процессы социализации, в коих, как предполагается, формируется символика.

ГЕРОИН — одно из производных морфина, белый кристаллический порошок. Название ему дали в надежде, что он будет менее опасен, чем морфин; но он оказался еще токсичнее.

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ — психология пожилого возраста и старости (=> психология возрастная).

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ — свойство выборки статистической, данные коей в значительной степени разбросаны по шкале распределения, что проявляется большим отклонением стандартным и свидетельствует о сильном отличии данных друг от друга.

ГЕТЕРОГИПНОЗ — гипноз, вызванный воздействием другого человека. Противоположное понятие — автогипноз.

ГЕТЕРОСУГГЕСТИЯ — внушение, воздействие ер стороны — в отличие от автосуггестии. Объектом гетеросуггестии — суггерендом — может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и прочее (феномен массового внушения); источником внушения — суггестором — индивид, группа, средства массовой информации.

ГЕТЕРОХРОМОФИЛИЯ — отклонение сексуальное — влечение к человеку с другим цветом кожи.

ГЕШТАЛЬТ — функциональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Термин предложен гештальт-психологией и стоит в ряду ее основных понятий. Первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонент (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движение кажущееся, озарение, восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены:

1) тяготение частей к образованию симметричного целого;

2) группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия;

3) прегнантность — тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму.

ГЕШТАЛЬТ-ГРУППА — группы, образуемые с целью психотерапевтического воздействия при гештальт-терапии.

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из них — по законам ассоциации или творческого синтеза — сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям о создании образа через синтез отдельных элементов была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов; в связи с этим часто подчеркивается роль гештальт-психологии в становлении системного подхода — не только в психологии, но и науке в целом. По мнению ее теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, кои должны интегрироваться либо сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обусловливания, как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно: воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения — это предположение подтверждается наблюдениями. Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Изучение деятельности мозга головного и самонаблюдение феноменологическое, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в мозге головном. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальт-психологии понимается как динамическое целое — поле, в коем каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для исследования экспериментального этого поля вводится единица анализа, в качестве коей выступает гештальт. Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов постулируется закон прегнантности — как стремления психологического поля к образованию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, — такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор судьбы общей. Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия — преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры — от его окружения — фона, и пр. Понятия фигуры и фона (-> фигура фон) — важнейшие в гештальт-психологии. Психологи пытались обнаружить законы, по коим фигура выделяется из фона — как структурированная целостность менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относятся такие, как закон близости элементов, Симметричность, сходство, замкнутость и пр. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольно меняются местами — происходит внезапное «реструктурирование». Понятия фигуры и фона и явление реструктурирования — внезапного усмотрения новых отношений между элементами — распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нового способа решения задачи. В гештальт-психологии это явление названо ага-решением, применяется также термин «озарение» («инсайт»). Оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных. Усмотрение новых, отношений — центральный момент мышления творческого. При этом появление некоего решения в продуктивном мышлении животных и человека трактуется как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В области психологии мышления в гештальт-психологи применялся метод экспериментального исследования мышления — метод рассуждения вслух. При этом было внесено понятие ситуации проблемной (М. Вертхаймер, К. Дункер). При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации реакций двигательных. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения были противопоставлены бихевиоризму, объяснявшему поведение в ситуации проблемной перебором двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов мышления основной упор делался на преобразование структур познавательных, благодаря коему эти процессы становятся продуктивными, что отличает их от формально-логических операций, алгоритмов и пр. В 20-х гг. XX в. К. Левин расширил сферу применения гештальт-психологии путем введения личностного измерения. Хотя гештальт-психология как таковая уступила место другим направлениям, ее вкладом не стоит пренебрегать. Многие концепции, выдвинутые в ней, вошли в различные разделы психологии — от изучения восприятия до динамики групп. Она оказала существенное влияние на необихевиоризм, психологию когнитивную, школу «Нового Взгляда» (New Look). Ее идеи оказались весьма эвристичными — по сути, был открыт новый способ психологического мышления. Хотя в «чистом» виде это направление ныне практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего значением в культуре и практике конкретного человека), многие идеи оказали глубокое влияние на появление и развитие ряда психологических направлений. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в гештальт-психологии во многом определили идею обучения проблемного. Однако свойственная гештальт-психологии методология, восходящая к феноменологии, препятствовала детерминистскому анализу этих процессов психических. Психические гештальты и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость коего от предметного мира и деятельности системы нервной представлялась организованной по типу изоморфизма — структурного подобия, варианта параллелизма психофизического. Выделенные как законы гештальта положения отразили общую методологическую ориентацию, порой придавшую характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, и склонную толковать само восприятие как чистый феномен сознания, а не как психический образ реальности. Наиболее известные гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучные позиции занимали: 1) К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения; 2) К. Гольдштейн — сторонник холизма в патопсихологии; 3) Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ — Как подход к коррекции психологической — одно из самых влиятельных направлений современной психологии. Его создатель — германско-американский психолог Ф. Перлз (Перле). Он наследовал ряд идей гештальт-психологии, психоанализа и других направлений. Хотя он был противником создания теорий, однако сформулировал ряд положений, дабы не допустить превращения гештальт-терапии в простой набор приемов. Принцип целостности им распространяется на проблему соотношения между психической и физической действительностью. Любой аспект поведения — проявление целостного бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида как части более широкого поля, включающего также среду. Но в этом единстве обозначается контактная граница между индивидом и средой: у здорового она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход от нее. Контакт — это формирование гештальта, уход — завершение. Проблема невротика сострит в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов — незаконченных, неотреагированных проблем, что заставляет его жить не здесь-и-сейчас, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное — это осознание того, что и как происходит, а не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста — незавершенность, неотреагированность ситуаций прошлого, а также — боязнь пустоты, возникающей, когда человек лишается привычных поведенческих клише и игр (ролей), где он притворяется таким, каким хотел бы быть. Эта пустота означается как тупик; его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если он способен поддерживать сознание в пустоте, это приводит к «внутреннему взрыву», переживаемому как страх смерти иди смерть, а затем — к внешнему взрыву — вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование ранее сдерживаемого, отвлекавшего на себя часть энергии и возможность жить в настоящем.

ГИДРОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью воды (=> фобия).

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ — отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами ее появления могут быть:

1) органические поражения системы нервной центральной — нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы;

2) генетические факторы — приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга головного и к нарушениям регуляции внимания, активационного и тормозного контроля.

ГИПЕРМНЕЗИЯ — гипертрофированная способность — как правило, врожденная — запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительное время. Необычное, иногда болезненное и патологическое усиление возможностей вспоминания непроизвольного. В патологических и пограничных случаях характерна удержанием в памяти обилия малосущественных деталей — расписания поездов, дат, телефонных номеров и пр. Не зависит от уровня интеллекта и встречается даже у слабоумных. Случаи гипермнезии отмечались при повышении температуры, мозговых травмах, электрическом раздражении определенных участков коры полушарий больших мозга головного (-> мозг головной: кора). При этом воспоминания носят характер непроизвольных, как бы навязанных вспышек пережитого. Гипермнезия возникает также под гипнозом и в обычных сновидениях. Ее демонстрируют лица с феноменальной памятью — мнемонисты.

ГИПЕРПАТИЯ — повышение чувствительности, характерное появлением боли или других неприятных ощущений (зуд, тяжесть) в ответ на обычно безвредные раздражители.

ГИПЕРЭСТЕЗИЯ — повышение чувствительности к действующим на органы чувств физическим стимулам, проявляемое в появлении излишне сильных субъективных ощущений без изменения их модальности.

ГИПНОАНАЛИЗ — диагностическая процедура, в коей составление анамнеза или выявление содержания эмоциональных переживаний в жизни клиента производится при его погружении в гипнотическое состояние (-> гипноз). В процедуре гипноанализа значительно облегчается процесс воспоминаний, к тому же появляется возможность катартического отреагирования событий, вытесненных из сознания клиента. Эта процедура особенно эффективна, когда есть признаки актуального конфликта, а психотерапия рациональная встречает непроизвольное сопротивление клиента.

ГИПНОЗ — 1. Техника, воздействия на индивида путем фокализации (концентрации) его внимания с целью сузить поле сознания и подчинить его влиянию, контролю внешнего агента — гипнотизера, внушения коего гипнотизируемый будет выполнять. 2. Процесс и временное сноподобное состояние психики, характерное резким сужением и снятием объема сознания и самосознания и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Возникает в результате специальных воздействий гипнотизера (-> гипнотизация) или целенаправленного самовнушения (-> автогипноз). Нужно различать спонтанно проявляемые особенности состояния гипноза и внушенные гипнотизером. К специфическим характеристикам состояния гипноза относятся гипервнушаемость и наличие амнезии постгипнотической. В состоянии гипноза у субъекта могут возникать физиологические и психические реакции, не свойственные ему при обычном состоянии сознания. Они могут затрагивать:.

1) сферу восприятия — позитивные и негативные иллюзии;

2) сферу памяти — забывание или припоминание событий и фактов предшествующей жизни, активизация запоминания нового материала;

3) сферу внимания — повышение концентраций и распределения внимания;

4) сферу мышления — нарушение нормальной логики или возрастание творческого характера мышления;

5) сферу личности — изменение мотивации, привычек, настроения, отдельных личностных характеристик, внушение образа другого человека, манипулирование временем субъективным. Наличие данных изменений подтверждается специальными физиологическими пробами и психологическими тестами. Физиологические теории рассматривают гипноз как специфическое состояние системы нервной центральной — частичный сон. Психологические теории рассматривают его как измененное функционирование нормального сознания субъекта в необычных условиях: внушения мотивации, внимания, ожиданий, отношений межличностных. Гипноз применяется в медицине для лечения алкоголизма хронического, наркомании, курения; как средство обезболивания — в хирургии, акушерстве, стоматологии. В психотерапии применяется специальный метод гипноанализа конфликтов и установок личности. Применение техники гипноза позволяет экспериментально изучать поведение при различных уровнях функционирования сознания. Согласно З. Фрейду, гипноз — специфическая форма отношений между Я и объектом, основанная исключительно на заторможенных в смысле цели сексуальных стремлениях и ставящая объект на место Сверх-Я. Сущность гипноза — в бессознательной фиксации либидо на личности гипнотизера посредством мазохистической компоненты влечения сексуального.

ГИПНОЗ АБЛЯЦИОННЫЙ — гипнотический метод, характерный тем, что клиент вводится в состояние гипноза без непосредственного присутствия психотерапевта, сеанс коего записан на аудиокассету или видеокассету. При этом клиент может быть у себя дома. Метод детально разработан в 1952 г. Г. Клумбисом — прежде всего для устранения боли и успокоения. Он не нашел широкого применения из-за трудностей контроля и возможности негативных автосуггестивных воздействий.

ГИПНОЗ СТУПЕНЧАТЫЙ АКТИВНЫЙ — гипнотический метод, разработанный Э. Кречмером и основанный на сознательном управлении расслаблением. Как теоретическая модель было использовано положение о том, что гипноз можно достаточно полно описать как проявление факторов расслабления, концентрации и сонливости. В программе «гипноза ступенчатого активного» клиенты сначала научаются полному расслаблению за счёт представления ощущений тяжести и тепла в теле (как в тренировке автогенной И. Г. Шульца), а затем отрабатывается собственно гипнотическое погружение путем фиксации взгляда на световой точке. На заключительных этапах работы клиенты достигают умения произвольно генерировать яркие мысленные (эйдетические) образы, содержание коих ставится в соответствие определенным терапевтическим целям.

ГИПНОПЕДИЯ — явление ввода и закрепления в памяти информации во время естественного сна, а также метод обучения и воспитания во время сна, основанный на этом явлении. Особенно эффективен для закрепления однородной информации: иностранные слова, формулы, азбука Морзе и пр. Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. В наше время первая попытка практического применения гипнопедии осуществлена в США в 1923 г. В последующие годы гипнопедия использовалась и изучалась в разных странах. Ее самые распространенные теоретические концепции, как правило, ориентированы психоаналитически. Исследование, проведенные с применением энцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна.

ГИПНОТИЗАЦИЯ — возбуждение гипнотического состояния, выполняемое гипнотизером или самим субъектом (-> автогипноз) с помощью вербальных и невербальных воздействий. При «классической» вербальной технике испытуемому однократно или многократно приказывают закрыть глаза, ощущать тяжесть век, расслабиться и заснуть, а затем переходят к другим необходимым внушениям, вызывающим соответственные движения, действия и пр. Невербальная техника предполагает использование либо чрезмерных по силе раздражителей внешних, либо очень слабых, монотонных и ритмических — звуковых, зрительных, тактильных, тепловых и прочих; часто применяется фиксация взора на блестящем объекте, звук метронома, сосредоточение внимания на словах и пассах гипнотизера. Различаются два варианта гипнотизации:

1) императивный, основанный на жестких директивных инструкциях и сильных невербальных стимулах;

2) кооперативный, предполагающий мягкие формы гипнотизации с использованием слабых, «повторяющихся» стимулов и «уговаривающих» словесных внушений. Ритуальные танцы, ритмические звуки музыкальных инструментов и монотонное хоровое пение в ряде культур тоже выполняют роль гипнотизации. Степень гипнотизации субъекта проверяется с помощью специальных тестов — «сцепленных рук», «падения вперед и назад» и пр. Выбор конкретных процедур гипнотизации определяется индивидуальными особенностями гипнотизируемого и гипнотизера, а также целями, кои преследует гипнотический сеанс. Эффект гипнотизации зависит:

1) от податливости, гипнабельности субъекта;

2) от согласования использованных приемов с психофизической организацией гипнотизируемого — преимущественное воздействие на зрение, слух;

3) от отсутствия гипнофобии — боязни быть загипнотизированным.

ГИПНОТИЗМ — общее обозначение совокупности явлений, возникающих при гипнозе. Иногда — синоним понятия гипноз.

ГИПОМНЕЗИЯ — ослабление памяти — врожденное либо приобретенное в результате различных заболеваний.

ГИПОТАЛАМУС — структура мозга промежуточного, расположенная под таламусом. Содержит 12 пар ядер — важнейших центров вегетативных функций. Сверх того, он тесно связан с гипофизом, активность коего регулирует.

ГИПОТЕЗА — научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. В психологии — предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. В ситуациях неизвестности вначале формируются весьма общие гипотезы, за счет проверки коих выбирается более определенное направление Поиска. В качестве общих гипотез не обязательно должны предлагаться теоретические понятия: процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез могут быть интуитивными, без рефлексирования их научно-логических оснований.

ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ — гипотеза, согласно коей различия между выборками статистическими являются значимыми — отражают соответственное различие внутри популяции или между популяциями, откуда взяты эти выборки. Обычно она соответствует рабочей гипотезе исследователя.

ГИПОТЕЗА ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ЗАПОМИНАНИЯ (гипотеза интерференции запоминаемого материла) — объяснительная модель, предложенная Г. Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г., согласно коей процесс забывания обусловлен тем, что вновь поступающий материал как бы накладывается на уже существующий, приводя к разрушению его ассоциативных связей.

ГИПОТЕЗА КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ — предположение, сформулированное в концепции ассоциативной памяти — о том, что в памяти долговременной хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, но некие интерпретации событий, формируемые в виде концептов и высказываний, или пропозиций.

ГИПОТЕЗА НАУЧНАЯ — предположение, выдвигаемое как временное на основе наличных наблюдений и уточняемое последующими экспериментами. Касается связей, закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, наиболее вероятных с позиций теории, коей придерживаются ученые-исследователи, ответ на поставленный вопрос-проблему. Может формулироваться на различных уровнях обобщения, но формулировка должна быть конкретной, соотносясь с конкретными явлениями. Основное требование к гипотезе — ее проверяемость. Возможна постановка нескольких равновозможных гипотез одновременно — тогда они проверяются последовательно. Когда гипотеза сформулирована, переходят к ее проверке на опытном материале. Здесь тоже можно выделить несколько этапов. Так, нужно определить общую стратегию и тактику исследования — те общие принципы, по коим оно будет строиться. Этот этап можно назвать организационным; здесь применяются соответственные методы организационные, и как основной — метод сравнительный. Гипотеза, проверяемая экспериментально, формулируется как предполагаемая связь между переменными независимыми и переменными зависимыми. Для ее проверки нужно ввести переменную независимую и выяснить, что будет происходить с переменной зависимой.

ГИПОТЕЗА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ — гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности восприятия и мышления этноспецифическими структурами языка. Согласно ей, языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы, «картины» мира, присущие носителям конкретного языка. Языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, присущей носителям данного языка и выступающей в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов внешней действительности. Различие между этими образами действительности тем более, чем далее отстоят языки друг от друга, ибо грамматический строй языка навязывает способ членения и описания действительности. Эта гипотеза послужила толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания и поставила ряд важных лингвистических и психологических проблем. Но в ней формирующая роль языка в процессах познания преувеличивается, что ведет к представлению о некоей отгороженности познания, реализуемого посредством структур языка, от реального мира, к отдалению значений от общественной практики и даже может привести к тезису о тождестве языка и мышления.

Дальнейшие исследования показали, что в процессе познавательном участвуют не только значения в языковой форме, но и в форме перцептивных символов, сенсорно-перцептивных эталонов; значения могут выражаться и в форме символических действий. Отсутствие слов для выражения ряда понятий не означает невозможности присутствия их в сознании. Наряду с разговорным языком существуют языки науки, использующие формулы, схемы, чертежи и пр. Существуют «языки» действия — например, трудовых навыков. Этим отчасти снимается специфика членения, вызванная особенностями языка: некий ряд значений может не представляться в словесной форме, но все же присутствовать в сознании и влиять на поведение.

ГИПОТЕЗА СТЕРЕОХИМИЧЕСКАЯ (стереохимическая гипотеза обоняния) — концепция Дж. Эймура (1964 г.), согласно коей обоняние зависит от взаимодействия молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки, зависимого и от формы молекул, и от наличия в ней определенных функциональных групп. Молекула обонятельного пигмента обонятельной клетки приходит в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества, попадающей в определенную рецепторную лунку на мембране обонятельной клетки. В этой теории выделяется семь первичных запахов: камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый. Все остальные запахи являются сложными и складываются из нескольких первичных. Предполагается, что молекулы, приводящие к восприятию одного из первичных запахов, имеют вполне определенную форму: например, молекулы камфароподобного запаха имеют форму шара, цветочного запаха — диска с «ручкой».

ГИППОКАМП — структура, расположенная в глубинных слоях доли височной мозга головного. В разрезе формой напоминает морского конька, откуда и возникло название. Принадлежит к системе лимбической и, видимо, играет важную роль в запоминании и воспроизведении информации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.