|
|||
Процедура проведения. Интерпретация ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Процедура проведения
После каждого изображения необходимо спросить у ребенка, что он нарисовал и как он понимает произнесенное психологом слово-понятие. Все сказанное ребенком фиксируется вместе с порядковым номером изображения. По завершении процедуры диагностики рисунок откладывается в сторону и психолог переходит к другим диагностическим мероприятиям. К рисунку рекомендуется возвратиться не менее чем через 15 — 20 мин. Инструкция к воспроизведению:А теперь постарайся вспомнить те слова, которые я тебе говорил(а) / диктовал(а). Все воспроизведенные ребенком слова-понятия фиксировать, стимулируя воспоминание наводящими вопросами. Интерпретация Представления об эмоциях интерпретируются на основе изображений и вербальных описаний определенных эмоциональных реакций и отношений, выражающих когнитивное понимание эмоционального процесса и степень его дифференцированности. Объем и структур эмоциональных представлений, форма мыслительной деятельности, вербализация эмоциональных явлений (словарь эмоций)как основные (специфические) показатели данной методики характеризуются способами адекватного кодирования и вербализации эмоций(выделение существенных признаков данного понятия):
Образная форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через эмоциональную ситуацию (сюжет, персонажи). Схематическая форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через экспрессивный эталон — пиктограмму мимических и/или пантомимических признаков. Знаковая форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через буквенное, цифровое обозначение эмоций, а также через различные системы знаков (геометрические фигуры, знаки движения и пр.). Образно-символическая форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через символ эмоции: элемент экспрессии (улыбка, глаза со слезами, открытый рот), предмет-атрибут эмоциогенной ситуации (носовой платок), объект-стимул эмоциогенной ситуации (змея, конфета). В дошкольном возрасте возможно комбинирование способов кодирования понятий: сочетание экспрессивных эталонов (пиктограммы) и эмоциональных ситуаций (сюжеты) с отдельными символическими элементами эмоционального процесса. В этом случае анализируются особенности познавательного развития ребенка, его эмоциональный опыт, структура эмоциональных представлений. Кроме того, понятия эмоционального реагирования концептуально кодируются через экспрессивный эталон, понятия эмоционального отношения — через контекстные ситуации взаимодействия ребенка с объектом эмоционального отношения. В школьном возрасте характерно преимущественное кодирование через экспрессивный эталон с обобщенной вербальной характеристикой эмоционального процесса. Поуровневая дифференциация адекватности кодирования для дошкольного возраста:
• низкий уровень: адекватное кодирование и вербализация 3 — 6 эмоциональных модальностей, недифференцированное эмоций Поуровневая дифференциация адекватности кодирования для школьного возраста:
Уровень опосредованного запоминания (УОЗ)в данной модификации выступает подтверждением продуктивности и адекватности кодирования понятий, но может являться самостоятельным показателем. Воспроизведение определенного количества понятий каждой группы в каждом возрасте свидетельствует об обобщенности и структурированности знаний об эмоциональных проявлениях человека.
Индивидуальный эмоциональный опытребенка (когнитивный и аффективный) определяет содержание и специфику представлений об эмоциональной сфере человека. Знания, полученные посредством обучения и информирования, расширяют, обобщают и структурируют эмоциональные представления. Отрефлексированные знания, полученные посредством собственных переживаний, дифференцируют эмоциональные представления по модальностям. Характеристика знака эмоционального опыта относится только к аффективному его компоненту, а доминирование негативных переживаний в жизни ребенка провоцирует фактор эмоциональной напряженностикак негативный показатель его эмоционального развития. ФЭН (эмоциональная возбудимость, заторможенность и ситуативная реактивность) является неспецифическим показателем данной методики констатируется по совокупности проявлений (поведенческих, вербальных, вегетативных).
|
|||
|