Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Процедура проведения. Интерпретация



Процедура проведения

 

После каждого изображения необходимо спросить у ребенка, что он нарисовал и как он понимает произнесенное психологом слово-понятие. Все сказанное ребенком фиксируется вместе с по­рядковым номером изображения. По завершении процедуры диа­гностики рисунок откладывается в сторону и психолог переходит к другим диагностическим мероприятиям. К рисунку рекоменду­ется возвратиться не менее чем через 15 — 20 мин.

Инструкция к воспроизведению:А теперь постарайся вспомнить те слова, которые я тебе говорил(а) / диктовал(а).

Все воспроизведенные ребенком слова-понятия фиксировать, стимулируя воспоминание наводящими вопросами.

Интерпретация

Представления об эмоциях интерпретируются на основе изоб­ражений и вербальных описаний определенных эмоциональных реакций и отношений, выражающих когнитивное понимание эмо­ционального процесса и степень его дифференцированности.

Объем и структур эмоциональных представлений, форма мыс­лительной деятельности, вербализация эмоциональных явлений (словарь эмоций)как основные (специфические) показатели данной методики характеризуются способами адекватного кодирования и вербализации эмоций(выделение существенных признаков данно­го понятия):

  • изображение эмоций, чувств через экспрессивный эталон
    (мимика и пантомимика) и через контекстные ситуации (сюжет);
  • вербализация эмоций через отдельные экспрессивные про­
    явления (мимика, пантомимика), схему возникновения эмоцио­нального явления (цепочка действий), обобщенные характери­стики эмоциональных явлений (структурированное знание- пред­ставление).

Образная форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через эмоциональную ситуацию (сюжет, персонажи).

Схематическая форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через экспрессивный эталон — пик­тограмму мимических и/или пантомимических признаков.

Знаковая форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через буквенное, цифровое обозначение эмоций, а также через различные системы знаков (геометриче­ские фигуры, знаки движения и пр.).

Образно-символическая форма мыслительной деятельности харак­теризуется кодированием понятий через символ эмоции: элемент экспрессии (улыбка, глаза со слезами, открытый рот), предмет-атрибут эмоциогенной ситуации (носовой платок), объект-сти­мул эмоциогенной ситуации (змея, конфета).

В дошкольном возрасте возможно комбинирование способов кодирования понятий: сочетание экспрессивных эталонов (пик­тограммы) и эмоциональных ситуаций (сюжеты) с отдельными символическими элементами эмоционального процесса. В этом случае анализируются особенности познавательного развития ре­бенка, его эмоциональный опыт, структура эмоциональных пред­ставлений. Кроме того, понятия эмоционального реагирования концептуально кодируются через экспрессивный эталон, поня­тия эмоционального отношения — через контекстные ситуации взаимодействия ребенка с объектом эмоционального отношения.

В школьном возрасте характерно преимущественное кодирова­ние через экспрессивный эталон с обобщенной вербальной ха­рактеристикой эмоционального процесса.

Поуровневая дифференциация адекватности кодирования для дошкольного возраста:

  • высокий уровень: адекватное кодирование и вербализация 9 -10 эмоциональных модальностей;
  • средний уровень: адекватное кодирование и вербализация 6 – 8 эмоциональных модальностей, незначительные затруднения некоторых эмоциях;

низкий уровень: адекватное кодирование и вербализация 3 — 6 эмоциональных модальностей, недифференцированное эмоций
по содержанию и проявлению (удивление — страх — гнев).

Поуровневая дифференциация адекватности кодирования для школьного возраста:

  • высокий уровень: адекватное кодирование и вербализация 10 —12 эмоциональных модальностей;
  • средний уровень: адекватное кодирование и вербализация 8 —10 эмоциональных модальностей, незначительные затруднения в
    некоторых эмоциях (презрение);
  • низкий уровень: адекватное кодирование и вербализация 4 — 6 эмоциональных модальностей.

Уровень опосредованного запоминания (УОЗ)в данной моди­фикации выступает подтверждением продуктивности и адекват­ности кодирования понятий, но может являться самостоятель­ным показателем. Воспроизведение определенного количества понятий каждой группы в каждом возрасте свидетельствует об обобщенности и структурированности знаний об эмоциональных проявлениях человека.

  • Возрастная норма дошкольного возраста (С/У): адекватное
    воспроизведение от 5 до 10 понятий с доминированием значений эмоционального реагирования. Допускаются искажения синони­мического (злость-гнев, грусть-печаль, радость-удовольствие и пр.) и грамматического характера (злость- злой- злюка, обида- обиженный- обидели и пр.) при условии удержания модальностного и содержательного значений понятия.
  • Возрастная норма школьного возраста (С/У): адекватное вос­произведение от 6 до 12 понятий с доминированием значений
    эмоционального отношения.

Индивидуальный эмоциональный опытребенка (когнитивный и аффективный) определяет содержание и специфику представле­ний об эмоциональной сфере человека. Знания, полученные по­средством обучения и информирования, расширяют, обобщают и структурируют эмоциональные представления. Отрефлексированные знания, полученные посредством собственных пережива­ний, дифференцируют эмоциональные представления по модаль­ностям.

Характеристика знака эмоционального опыта относится толь­ко к аффективному его компоненту, а доминирование негатив­ных переживаний в жизни ребенка провоцирует фактор эмоцио­нальной напряженностикак негативный показатель его эмоцио­нального развития.

ФЭН (эмоциональная возбудимость, заторможенность и ситуа­тивная реактивность) является неспецифическим показателем данной методики констатируется по совокупности проявлений (поведенческих, вербальных, вегетативных).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.