Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конрад Валленрод»



 

12. Особенности польского романтизма. Творчество А. Мицкевича.

Общие характерные черты романтизма: исключительный герой в исключительных обстоятельствах, двоемирие, обращение к фольклорным произведениям.

Романтизм в целом охватывает вторую половину 18 века – 19 век.

Польские романтики: Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий

Польская модель: до 1-й трети 18 века Польша была независимой страной. Все эпохи успели друг друга сменить.

Развитие польского романтизма, исторические границы которого определяются 1822-1863 гг (напрямую связано с творчеством Мицкевича)., происходило в условиях отсутствия польской государственности (в конце 18 века, в 1795 г. Пруссия, Австрия и Россия произвели третий раздел Речи Посполитой), политического гнета, гонений на польский язык и культуру. Романтизм становился мироощущением передовых национальных сил, выражением антифеодального движения.

Романтические произведения создавались на фоне бурных общественно-политических событий, конспиративной деятельности патриотов, национально-освободительных восстаний, антикрепостнической борьбы крестьян, революционно-демократических устремлений. Большое влияние на развитие польского романтизма оказала шляхта т.к. освободительное движение в Польше было преимущественно шляхетским. Однако романтики выступали против классовой ограниченности, классового эгоизма, связывали национальную самобытность литературы с духовной жизнью народа, подобно Мицкевичу, стремились смотреть на жизнь глазами социально порабощенного большинства. В предисловии к своему сборнику "Поэзия" (1822) Адам Мицкевич, выступая против классицизма, он отрицает мысль о романтизме как привнесенной из-за рубежа моде; обосновывает право этого направления на существование в Польше; считает романтическую поэзию выразительницей духа времени и национальных чувств, идей политического обновления.

В то же время романтическая литература сама оказывала влияние на ход исторического развития. Так, национальное восстание 1830-1831 гг., начавшееся нападением на Бельведер, резиденцию великого князя Константина в Варшаве, воспринималось многими романтиками как результат их поэтической деятельности.

С самого начала полемика вокруг романтизма в Польше носила не только эстетический, но и политический характер. Эпигонский классицизм был выражением национального оппортунизма, соглашательства с существующим порядком. Романтизм стал знаменем революционно-шляхетской оппозиции, патриотической молодежи, недовольной чужеземным господством и польской действительностью. Не случайно этапы развития романтизма в польской литературе связаны с революционным движением в стране.

  • Первый этап охватывал 1822-1830 гг. (от первого поэтического выступления Мицкевича до ноябрьского восстания 1830-1831 гг.). Центром литературной жизни являлись Королевство Польское и Виленщина. В русле романтического направления развивалось творчество Мицкевича, Мальчевского, Гощиньского, а также представителей "поэзии восстания" (Ю. Словацкий, С. Гарчиньский, М. Гославский и др.).
  • Второй этап романтизма в Польше, начавшийся после поражения восстания 1830-1831 гг., продолжался до революций 1848-1849 гг. Центр духовной и литературной мысли переместился за пределы Польши. В эмиграции создавали свои лучшие произведения Мицкевич, Словацкий, Красиньский, Шопен. Это годы активной политической и научной деятельности выдающегося историка И. Лелевеля, сблизившегося в эмиграции с Марксом и Герценом. В самой стране лидировала публицистика революционных демократов Э. Дембовского, Г. Каменьского и других, а в поэзии революционно-демократические настроения получили наиболее яркое выражение в стихах Г. Эренберга.
  • Последний, третий, этап - 1849-1863 гг.- завершился польским восстанием 1863 г. В это время, время угасания романтической поэзии, много и плодотворно трудится в эмиграции Ц. К. Норвид. Несмотря на определенные успехи поэтов, живших в самой Польше (К. Уейский, В. Сырокомля), здесь тоже наблюдается упадок романтизма. Поэзия уступает место прозаическим жанрам - повести и роману.

Адам Мицкевич -самый выдающийся (наряду с Юлиушем Словацким и Зигмунтом Красиньским) польский поэт-романтик, мистик, публицист, политический деятель.

Мицкевич родился, когда Польша уже перестаёт существовать как государство. Родился 24 декабря 1778 г., умер 26 ноября 1855 г.

Мицкевич родился в г. Новогрудек на территории Литвы и всегда считал Литву своей родиной, поэтому Литва в его произведениях не реже, чем Польша выступает в качестве иллюстрации Родины. Он закончил Виленский университет (г. Вильна, ныне Вильнюс), а затем работал учителем в школе г. Ковно (ныне Каунас). Мицкевич был одним из основателей и активным деятелем тайного патриотического Общества филоматов, за что вместе с группой единомышленников был арестован и заключен в виленскую тюрьму, располагавшуюся в помещении бывшего базилианского монастыря (1823-1824). Годы 1824-1829 Мицкевич провел в России – в Одессе, Москве и Петербурге, где был принят в круг прогрессивной русской интеллигенции. В 1826 году состоялась его первая встреча с Пушкиным. В 1829 г. он отправился в путешествие по Европе – побывал в Германии, Швейцарии и Италии, в Берлине посетил лекции Гегеля. Он также завязал многочисленные знакомства в международной творческой среде. После Ноябрьского восстания в 1830 г. Мицкевич безуспешно пытался вернуться в Польшу. С 1932 г. жил в Париже, с небольшими перерывами – в 1838 г. он находился в Лозанне, где преподавал латинскую литературу, а в 1848 г. – в Риме, куда приехал, пытаясь заручиться поддержкой папы Пия IX в пользу освободительного движения т.н. Весны народов.

Основные произведения: «Крымские сонеты», «Пан Тадеуш», «Конрад Валленрод», «Дзяды», «Гражина».

 

 

«Конрад Валленрод»

Вышедшая в 1828 г. поэма «Конрад Валленрод. Историческая повесть из литовской и прусской истории» представляет собой образец исторической романтической поэмы: действие происходит в XIV в., местный колорит тщательно выписан, герой поставлен перед сложным выбором из двух систем ценностей. Рассказ о Великом магистре ордена крестоносцев, который обнаруживает свое литовское происхождение и, движимый патриотическими чувствами, приводит орден к поражению, предавая свою честь и рыцарский кодекс, был воспринят как метафора морального конфликта, который переживали в то время участники патриотических заговоров. Фрагменты поэмы – «Повесть Вайделота» и «Альпухара» – приобрели автономию и функционируют в поэтической традиции отдельно от контекста (это одни из излюбленных произведений на конкурсах чтецов).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.