|
||||||||||
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЛЕНЬ, 7 страницаМы отдаем себе отчет в том, что в состоянии решить проблему и только лень мешать нам это сделать. Мы загоняем себя в угол, из которого можем выйти, как только выполним запланированную задачу — напишем статью, начнем давно откладываемый ремонт, проведем деловую встречу, подготовим портфолио. Управляемый кризис с предсказуемым результатом — отличный стимул для активизации. Если цейтнот помогает успешно закончить дело, так почему бы не устроить себе запланированный цейтнот? Если вы действуете наиболее эффективно, когда вас подгоняют надсмотрщики, так почему бы не задействовать начальника, жену, приятеля, любого другого человека, который, возможно, не подозревая об этом, станет вашим кнутом?
Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей. Про их пиры, забавы, несчастия и горе И распри их кровавые услышите вы вскоре. «Песнь о Нибелунгах» В десятом классе я решил провести эксперимент. Цель: понять, на что способен человек, если его прижмет к стенке. Я заключил стимулирующее пари с приятелем на то, что мне удастся выучить наизусть десять страниц из эпоса «Песнь о Нибелунгах». Срок — с семи вечера до восьми утра. Одна ночь. Эту книгу я выбрал потому, что, в во-первых, в силу возраста меня привлекало все романтически-героическое, а во-вторых, стихотворный слог был с виду простым и мне казалось, что с заучиванием больших проблем не будет. В случае проигрыша я обязался выплатить двадцать пять рублей. Для школьника это были немалые деньги. Стандартная студенческая стипендия в те времена составляла сорок рублей в месяц. Но увы. Несмотря на все мои старания, к концу бессонной ночи я сумел продекламировать только пять страниц — сорок пять четверостиший. Из проигранного спора я извлек два важных урока. 1. Надо правильно оценивать свои силы. Я назначил себе задание, которое нельзя выполнить за такой короткий срок, не обладая феноменальной памятью. 2. Этот способ стимуляции работает! Ведь пытаясь выиграть пари, я всего за несколько часов смог выучить сорок пять (!) четверостиший. Совсем неплохо. И, значит, этот подход сработает и в следующий раз, в более практических и приземленных ситуациях. Когда во времена моей журналистской молодости от меня требовалась статья, то, исчерпав весь лимит отсрочек, я в пятницу (обязательно в пятницу!) заявлял главному редактору журнала, что статья наконец готова. На вопрос: «И где же она?», я бестрепетно отвечал, что за выходные хотел бы навести на нее последний лоск, но в понедельник утром она будет лежать на его столе. Загнав себя в угол, я со стонами и проклятиями прибивал свое тело к стулу и все выходные писал обещанный материал. Зато к понедельнику он был действительно готов. Обещания и пари как крайняя форма обещания — это жесткий, но многократно опробованный и исключительно эффективный способ принудить себя к действию. Многие тексты на моем личном сайте появлялись только потому, что я размещал на главной странице анонс: «Такого-то числа появится такая-то статья». Это объявление гарантировало, что, невзирая на отсутствие времени или желания, статья действительно появится к обещанному сроку. Конечно, никто из посетителей сайта не бросил бы в меня камень, если бы я не выполнил обещание. Но мне было бы неловко перед самим собой. Хотя я обычный человек с обычным уровнем лености, я стараюсь выполнять свои обещания (самое трудное в таких ситуациях — это дать такое обещание). Именно таким образом я написал и эту книгу — заключив с издательством договор, в котором была поставлена дата сдачи рукописи. Только жесткое обязательство смогло вытащить меня из десятков нескончаемых текущих дел и заставило каждый день писать по несколько страниц текста. А обязательство было по-настоящему жестким. При заключении договора я заявил редактору, что книга готова на 80% и мне требуется полтора месяца на окончательную доводку. Между тем, по самой оптимистической оценке, реальная готовность была не больше 15%. Но, раз вы сейчас читаете эту книгу, мне все же удалось уложиться в срок. Как правильно спорить Ни в коем случае нельзя играть с собой в поддавки. Ставка должны быть значимой, ее должно быть чертовски жаль потерять. Вам не хочется учить стихотворение, но еще больше не хочется терять деньги. Вы подавляете одно нежелание другим — более сильным. Заключать пари надо с теми, кто вас потом не пожалеет и не скажет, улыбаясь: «Да ладно, старик, какие могут быть счеты». Именно поэтому следует отдавать деньги вперед — чтобы не надеяться в глубине души, что вам удастся разжалобить своего знакомого или что он проявит великодушие и вернет ставку. Если результат поставленной задачи может иметь разные толкования, желательно заключать пари в письменной форме (расписка превращает пари из дружеского спора в серьезное испытание без обратного хода). Давайте обещания, которые придется выполнить Давая обещание, вы ставите на кон не только деньги, но также самоуважение, репутацию, дружеские или партнерские отношения. Вам не хочется выполнять обещание, но вы рискуете приобрести репутацию бесчестного человека. Вам не хочется выполнять договор, но вы можете лишиться партнера. Когда наемный дизайнер сегодня говорит мне: «Рекламный модуль? Конечно, уже сделал. Завтра завезу!», — я знаю, что, скорее всего, он и не думал приступать к работе. Но это ничего не значит, потому что не позже чем через 24 часа он действительно все сделает. Теперь у него просто нет другого выхода. Ведь в противном случае он останется без денег и без заказчика. Связать себя обещанием — это хороший способ перевести желательное дело в разряд необходимых и неотложных. Очень важно, чтобы обещания были конкретными и обязательно устанавливали твердый срок выполнения (завтра, через три дня, 5 октября). Есть принципиальная разница между: «Надо бы встретиться и обсудить эту проблему» и «Жду вас завтра в 14.30». В первом случае это ни к чему не обязывающие слова, буквально провоцирующие на проволочки и откладывания, во втором — четкая договоренность, что встреча состоится завтра в 14.30. Но: Устанавливая крайние сроки, надо хорошо представлять, сколько времени объективно необходимо, чтобы выполнить задачу. Предположим, вы пообещали своему начальнику сдать отчет через три дня. Не исключено, что благодаря напряжению всех сил, вам удастся сделать это. Однако из-за спешки и нехватки времени отчет получится сырым и недоделанным. И вместо похвалы вы получите выговор и требование переделать работу. Иллюстрация Как повысить свою профессиональную ценность? Вот объявление (одно из тысяч подобных):
Требуется программист, зарплата от 80000 руб. Требования: — знание РНР5 + MySQL, HTML, CSS, РНР5 + , MySQL, JavaScript + jQuery (mootools — приветствуется) AJAX- технология, Joomla 1.5, NET Framework 3.5, 4.0; — знание HTML5/XHTML, CSS3; — опыт работы с API популярных сервисов (Facebook, VK etc.); — знание *nix систем на уровне опытного пользователя; — хорошее знание и понимание концепций ООП и шаблонов проектирования; — умение пользоваться англоязычной документацией; — знания HTML5/XHTML, CSS3; — опыт использования библиотеки BOOST; — знание как шаблонов, так и антишаблонов разработки; — умение грамотно оформлять исходный код и разбираться в чужом исходном коде.
Вы — программист и вам хотелось бы получать такую зарплату. Однако проблема в том, что из этого списка знаний и умений вы знаете и умеете примерно половину. А следовательно, в настоящий момент можете рассчитывать только на вакансии, где платят не больше половины желаемых денег. С другой стороны, задача предельно ясная: надо изучить и освоить недостающее и ваша зарплата почти автоматически вырастет как минимум в два раза в сравнении с нынешней. Мне, как неспециалисту, трудно сказать, сколько времени на это потребуется, но обычно выполнение подобной задачи облегчается тем, что полный набор знаний требуется не везде. И можно продвигаться к высшей квалификации и высшей зарплате постепенно, шаг за шагом. Итак, вы решили, что надо начать с изучения AJAX- технологии. Когда начать? — Да хоть завтра! Есть учебники, есть знакомые профессионалы, с которыми можно консультироваться, а главное — есть желание! И вот тут в дело вступает лень. Точнее, она препятствует выполнению дела. Утро назначенного дня Как назло, начальство загадало вас срочной работой и в этот день нет никакой возможности выкроить даже полчаса на самообразование. Ладно, это уважительная причина и жизнь пока не закончилась. Послезавтра нет никакого аврала, но зато есть то, что еще хуже — масса текучки, которая накопилась, пока вы были в отпуске. И вам придется не меньше трех дней разбирать завалы. Конечно, можно было бы поработать в выходные, но вы обещали жене отвезти ее в торговый центр, а детям — сводить в парк на аттракционы. Да и вообще, надо отдохнуть. Какая может быть продуктивность у человека, если он устал? Приходит другая неделя, а с нею приходят другие заботы. Желание повысить квалификацию становится слабее, чувство вины постепенно исчезает, мысли о новой работе и зарплате куда-то исчезли. Все это безошибочные симптомы лени. Вам не хочется работать, вам лень осваивать AJAX-технологию. И лень услужливо подбрасывает отличные оправдания вашей инертности. Вы печально разводите руками и говорите себе (другим людям ваши цели и оправдания абсолютно безразличны): «Поверьте, я бы давно начал, я очень хочу начать, но вы же видите, что все складывается так, что начать никак не получается». Рекомендация Подход прежний: надо найти способ превратить желательность в необходимость. Искусственное стимулирование типа пари здесь не подойдет. Слишком неясны критерии, особенно для непрофессионалов, по которым можно оценить, освоили ли вы эту тему или нет. Кроме того, пари подходит только для относительно простых и краткосрочных задач, на выполнение которых нужно не больше трех-четырех недель. Решения могут быть разными и зависят от конкретных условий работы в конкретной компании. Для примера приведу один вариант. Дело в том, что в повышении квалификации сотрудников заинтересованы не только сами сотрудники, но и руководство компаний. Если вы убедите начальство, что без использования AJAX-технологии (HTML5/XHTML, CSS3... — поставьте нужное) дальнейшее развитие бизнеса будет тормозиться, начальство приказом отправит вас на соответствующие курсы. Причем за казенный счет. Сделайте повышение личной квалификации частью своих штатных обязанностей. Объясните руководству, что ваш профессиональный рост выгоден компании. Умные сотрудники так и поступают. Я постоянно получал служебные записки от своих подчиненных, которые просили направить их на семинар, стажировку, тренинг, курсы. Здесь многократная польза: — вы обучаетесь за счет работодателя; — вам некуда деваться, раз уж вы начали ходить на занятия; — вы делаете это в рабочее время, которое в противном случае было бы заполнено обычной текучкой; — начальство одобрительно смотрит на активных сотрудников, желающих повысить свою ценность для организации. Еще один пример. Многие крупные компании организуют для своих сотрудников курсы английского языка — с обязательным посещением. В структуре, где я работал, истинной причиной появления таких курсов было желание трех сотрудниц-подружек заниматься английским языком. Самостоятельно записаться на какие-нибудь курсы они не могли — не было времени, да и не хотелось тратить собственные деньги. Одна из подруг была начальником отдела HR и без труда доказала руководству, что каждый сотрудник сегодня нуждается в знании языка. И целесообразнее всего проводить такие занятия непосредственно в офисе компании. Если вы будете действовать подобным образом, то за два-три года ваше сегодняшнее скромное резюме увеличится в два-три раза. Рассмотрение вопроса, как поступит работодатель, если, повысив за его счет свою квалификацию, вы сообщите ему о своем уходе в другую компанию, не входит в тему этой книги. КАК ДЕЛАТЬ, НЕ ДЕЛАЯ
Встаньте на эскалатор
Большая часть дел, которые мы совершаем в своей жизни, является вынужденной. Мы вынужденно выполняем свои рабочие обязанности, в результате чего поднимаемся по служебной лестнице и получаем прибавку к жалованью; мы вынужденно встречаемся с разными людьми и ведем разговоры, заканчивающиеся обещаниями и договоренностями, которые затем необходимо выполнить. Мы делаем один шаг — и нам не остается ничего другого, как сделать второй, а потом третий и четвертый. И при этом нам обычно не приходится заставлять себя. Все происходит естественным образом, «само собой»: пришли на работу, поехали в командировку, поговорили, договорились, подписали контракт, ударили по рукам. Слово за слово — и вот мы уже связаны обязательствами, вынужденное выполнение которых гарантирует нам регулярную зарплату, развивает наш бизнес, приносит награды и премии, повышает доходы, являет миру новые компании, статьи, книги, кинофильмы, песни, телевизионные шоу, рекламные ролики и слоганы. На каком-то фуршете вас знакомят с председателем правления банка. Узнав, что вы директор рекламного агентства, он вдруг спрашивает: «Мы сейчас как раз планируем смену имиджа. Не хотите взяться за эту работу?». — Почему бы и нет? Я никогда не отказывался от интересной работы, — легко отвечаете вы. И, с бокалом в одной руке и с тарелкой в другой, идете дальше, еще не зная, что встали на первую ступеньку движущегося эскалатора. А утром вам звонят из банка и просят приехать на встречу к вице-президенту по развитию. И, скорее всего, следующие два месяца вы и ваши сотрудники (у которых до этого дня тоже были проблемы с ленью) забудете об отдыхе. Когда-то у меня была фирма, которая, кроме всего прочего, занималась как раз организацией корпоративных мероприятий и фуршетов. Однажды меня спросили: — А вы не могли бы провести презентацию нашей компании? — Конечно! А сколько будет приглашенных гостей? — Человек триста, может быть, триста пятьдесят. Справитесь? — Ничего страшного, бывало и больше. — Отлично. Тогда завтра мы ждем смету и проект договора. Самоуверенная улыбка исчезла с моего лица ровно через минуту. Ведь мне-то было хорошо известно, что с моими ресурсами можно было провести презентацию или фуршет максимум для ста человек. А тут триста! Но отступать было поздно. На следующий день был подписан договор, а через две недели прошла презентация. Опускаю подробности, чего это стоило мне и моим сотрудникам. У каждого из нас есть собственный опыт успешного выполнения дел, которые невозможно было выполнить. Многочисленные цейтноты и долженствования, неожиданные для нас самих обещания и вынужденные действия эффективно нейтрализуют лень. К примеру, открыв свое собственное дело, вы немедленно свяжете себя таким количеством обязательств — перед сотрудниками, клиентами, партнерами, кредиторами, фискальными структурами, — что будете гарантированно активны, энергичны, трудолюбивы, предприимчивы не меньше десяти часов в сутки. К большей части своих дел мы приступаем без всяких волевых усилий. Часто мы даже не подозреваем, что уже начали их выполнять. Необдуманно сказав «да» в телефонном разговоре, взяв аванс, согласившись взглянуть на сценарий, мы создали ситуацию необратимости. Связав себе первым обязательством, мы оказываемся на эскалаторе, который может двигаться только вверх. Начните, не начиная Вы хотите стать предпринимателем. Вам надоела наемная работа, вы давно мечтаете о своем собственном деле. Давно, очень давно. Однако дальше повторяющихся вздохов «Как же мне все это осточертело!» вы пока не продвинулись. Между тем у вас есть перспективная бизнес-идея и общее понимание, как развивать будущий бизнес. Но вы не знаете, с чего конкретно надо начать, и поэтому не начинаете. При этом периодически придумываете стандартные оправдания — вроде сильной загруженности и нехватки времени. Начните с самого простого — с поиска информации. Когда мне нужны некие сведения, но я плохо представляю, где их искать, и даже не совсем понимаю, что именно я хочу найти, я создаю цепочку. Я обращаюсь к человеку, который, по моему мнению, может что-то знать об интересующем меня предмете. Первый важный результат разговора. После того как я впервые попытаюсь словесно сформулировать, что мне нужно, я сам начинаю лучше понимать суть моей задачи. Расплывчатая идея обретает конкретные очертания. В том числе благодаря вопросам собеседника, который тоже хочет понять, зачем я к нему пришел. Второй важный результат: я или сразу получу необходимую начальную информацию, или собеседник назовет имя человека, с которым мне полезно встретиться. Вполне вероятно, что второй собеседник не сможет мне помочь, но он наверняка подскажет, к кому мне надо обратиться. Таким образом образуется цепочка действий. И, переходя от одного звена к другому, я скоро доберусь до цели, т. е. соберу всю необходимую информацию. Совет. Не ищите в интернете информацию об открытии бизнеса. На поисковый запрос о возможных юридических и организационных формах вы получите такое количество ответов, такой избыточный объем сведений, что следующий шаг к собственному бизнесу вы решитесь сделать только через год. Лучше обратитесь к действующему предпринимателю из числа своих знакомых. Кратко опишите свою идею и задайте самый общий вопрос: «Как вы думаете, с чего мне надо начать?» А потом возьмите лист бумаги и записывайте. Люди любят давать советы, так что гарантирую, что за один час вы получите больше полезной информации — о налогах, проверках, бухгалтерии, документации, найме сотрудников, продвижении и рекламировании бизнеса, поиске заказчиков и пр., и пр. — чем если бы целый месяц бродили по сайтам. Подчеркиваю — полезной, ведь вы будете общаться с практиком. А что дальше? А дальше вы будете действовать, уже исходя из полученной информации. Например, ваш знакомый посоветует вам зарегистрироваться в виде индивидуального предпринимателя и скажет, что для этого надо сделать. Если он этого не знает, то, скорее всего, знает того, кто знает. Так или иначе, спустя несколько дней вы получите критический объем информации, который заставит вас сделать первые реальные шаги. А если не заставит? Значит, вы не хотите стать предпринимателем и владельцем собственного дела. Вам просто нравится об этом думать. Коготок увяз, всей птичке пропасть Еще один пример — переезд в другую страну. Для большинства из нас это настолько сложный и болезненный вопрос, что нередко мы начинаем действовать, еще не приняв окончательного решения. Мы колеблемся, мы говорим другим, да и себе, что еще до конца не определились, что неизвестно, как оно все повернется, но одновременно: — понемногу собираем документы; — выясняем стоимость недвижимости или аренды квартир; — посещаем — на всякий случай! — офисы фирм, специализирующихся на иммиграции; — читаем книги и статьи о стране предполагаемого обитания; — переписываемся со знакомыми, которые уже уехали туда; — узнаем стоимость перевозки вещей... А когда вся информация получена, все документы собраны, а пакет с анкетами отправлен в посольство, дело на три четверти сделано. Коготок увяз, путь назад почти отрезан (что бы мы сами об этом ни думали). И, уже двигаясь по инерции, мы вынуждены собирать дополнительные документы, мы вынуждены учить иностранный язык, мы вынуждены искать покупателей на свою квартиру, мы вынуждены собираться в дорогу. Обычно хватает двух-трех шагов, чтобы начатое дело стало необратимым. Мы его доведем до конца просто потому, что уже потратили какие-то деньги, совершили какие-то поступки, в конце концов, рассказали об этом своим знакомым, коллегам или начальству и поэтому как-то неудобно или уже невозможно отступать. Начать дело, не начиная его — один из самых надежных способов обмануть свою лень. К примеру, что требуется для того, чтобы наконец приступить к давно откладываемому ремонту ванной? Ничего или почти ничего. Опять начните с приятного и нетрудного занятия — сбора информации. Можно посмотреть сайты мебельных магазинов. Можно поехать в эти магазины — а почему бы не развеяться в выходной? — и посмотреть все вживую. Можно купить красивый журнал по благоустройству дома и изучить варианты оформления ванных комнат. Кстати, заодно можно полюбопытствовать, какие новые образцы кафельной плитки, смесителей, раковин и ванн появились за время, которое прошло с вашего прошлого ремонта. А если вы не мастер на все руки, можно поинтересоваться у знакомых стоимостью работы профессионалов- укладчиков и — опять на всякий случай! — попросить их порекомендовать надежного человека. И взять телефон — вдруг когда-нибудь пригодится. Ведь все это можно сделать? Можно. И это даже делом не назовешь. Тем не менее такие просмотры, разговоры и посещения магазинов постепенно — без напряжения воли и мужественных усилий — подталкивают вас к началу ремонта. Если точнее — незаметно втягивают в ремонт. Последняя капля — звонок специалисту (дизайнеру, кафелеукладчику, сантехнику). Просто, чтобы узнать его график работы, цену и т. д. И вот где-то на этом этапе произойдет окончательный толчок. Например, специалист спросит, когда вы, собственно, планируете начать работу, а вы возьмете, да вдруг и назовете точную дату, да еще пригласите его завтра приехать. Теперь мяч на его половине поля. Теперь ему надо будет убедить вас, как замечательно будет выглядеть ванная после ремонта. Теперь это его работа. Теперь он ваш Кнут. Неплохо, если в процессе сбора информации будет что-то куплено — скажем, новое зеркало или шкафчик. Покупка зеркала с большой вероятностью потянет за собой покупку раковины. Покупка за покупкой — и однажды вы обнаруживаете, что в вашей квартире появилась новая и красивая ванная комната. Шаг за шагом, поступок за поступком — иногда не подозреваешь, как далеко это может завести. Когда-то я тоже начал с ванной (и собирался этим ограничиться), но очень скоро перестройка и переделка охватила всю квартиру (ведь глупо, если ванная комната отремонтирована, а остальные помещения нет?) и переделка, которая должна была занять максимум две недели, обернулась полугодовым капитальным ремонтом. Люди иногда используют и более радикальные способы заставить себя действовать, например, создают искусственные кризисы. Однажды я пришел в гости к своему знакомому и увидел, что в гостиной, на самом заметном месте, оторван большой кусок обоев. Он сделал это сознательно, чтобы отрезать пути к отступлению и наконец наклеить новые обои. Предупреждение Необратимый дрейф к началу ремонта (да и любого другого дела) чаще всего начинается с простого действия — просмотра газеты, журнала, сайта, посещения магазина, телефонного звонка. Это ведь несложно — сделать один ни к чему не обязывающий звонок? Несложно. Но даже это нам часто не под силу. Лень мгновенно распознает все наши хитрости и мягко шепчет: «Конечно, надо позвонить. Но почему обязательно сегодня? Что, в сущности, изменится, если ты позвонишь завтра?» Мы с готовностью соглашаемся и говорим себе, что позвоним завтра или послезавтра — непременно позвоним! А послезавтра вдруг вспоминаем, что скоро предстоит командировка, а там не за горами отпуск и поездка на курорт. И, выходит, что специалиста надо приглашать не раньше чем через месяц. Или через три. Или никогда. Поэтому, когда вы находите веские, серьезные, разумные и совершенно убедительные причины не делать того, что давно собираетесь сделать, то, скорее всего, эти причины придумывает ваша изобретательная лень. Чудес не бывает. Чтобы превозмочь сопротивление лени, вам все равно придется сделать маленький первый шаг: — раскрыть газету, — дать обещание, — набрать телефонный номер, — договориться о встрече.
Начните с чего угодно Самое сложное в любой работе — это начало. Например, все пишущие люди знают, что лучше иметь очень плохой текст или сырой документ, чем не иметь никакого. Поэтому вместо того, чтобы с тоской смотреть на чистую страницу в редакторе Word и пытаться придумать красивую первую фразу, сделайте заготовку. То есть как можно скорее начинайте писать все, что приходит на ум. На профессиональном сленге — делайте кирпич, рыбу, болванку. В результате у вас получится неказистый текст, переполненный ошибками. Но с этим текстом работать намного легче, потому что уже есть, с чем работать. Уже не надо придумывать что-то с нуля, надо лишь отредактировать, подправить фразы, сократить, дополнить, поменять местами и т. п. Эта работа не требует волевых и интеллектуальных усилий и особого рабочего настроя и может выполняться даже в коротких паузах между очередными отвлечениями.
Мне не нравится работа, которой я занимаюсь. Мало платят, перспектива роста в смысле карьеры и денег нулевая. Но я никак не могу заставить себя сменить эту работу, хотя и понимаю, что со своей квалификацией без особых проблем смогу найти место получше. Ненавижу ее, каждую день иду, как на каторгу, но все равно ничего не предпринимаю. Боюсь, что если уйду, то может оказаться, что новое место окажется еще хуже, а вернуться уже будет нельзя. А может, я просто боюсь резких изменений? Из письма
Резких изменений боится любой нормальный человек. Решение заключается в том, чтобы сделать необходимые изменения менее резкими, а еще лучше — почти незаметными. Есть две тактики увольнения. Для «отчаянных» Вы организуете кризис. Всем и каждому объявляете о своих планах ухода — чтобы загнать себя в угол, чтобы не было пути назад, чтобы страх оказаться в дурацком положении превысил страх перед сменой работы. Плюсы. Отрезаете пути к отступлению, увеличивая тем самым собственную решимость. Подготавливаете начальников и коллег к мысли, что вы уходите. Минусы. Отрезаете пути к отступлению, если вдруг передумаете. Вызываете приступ агрессии у начальства (если во всеуслышание и аргументированно объясняете, почему нормальный человек не может работать там, где вы работаете). Впрочем, сослуживцы, вынужденные пока оставаться в этом отвратительном месте, любви к вам тоже не испытывают. Для «осторожных» Сначала найдите новое место работы. Пока не настал момент ухода — молчите о своих планах. Плюсы. Вы избегаете напряженности в отношениях с начальством. Вы можете изменить решение в любой момент. Минус. Именно потому, что есть возможность в любой момент остановиться, вы можете в итоге так ничего и не предпринять. Выбор из этих сценариев зависит не столько от ваших логических умозаключений, сколько от вашего характера: предпочитаете ли вы шумовые эффекты или склонны действовать тихой сапой. На мой взгляд, «осторожный» вариант предпочтительнее. Особенно для тех, кому есть что терять — должность, положение, приличную зарплату. Принимать решения трудно. Лучший способ — не принимать решения. Не надо решаться на решительные поступки, уговаривать и ломать себя, бесконечно взвешивать «за» и «против», подвергать ненужным испытаниям свою психику. Начните с малого. Например, с переноса потенциально полезных документов на домашний компьютер. Потом очистите ящики служебного стола (заодно избавитесь от многолетнего хлама), посмотрите (на всякий случай) варианты другой работы — почитайте объявления, поговорите со знакомыми, пошлите резюме (на удачу — вдруг откликнутся?), сходите на собеседование (из чистого интереса), составьте (просто так, для развлечения) планы на будущее. При этом вы понимаете, что окончательное решение еще не принято и в любой момент вы можете прекратить сборы. Никаких резких поступков, трудных решений, только ни к чему не обязывающие встречи и разговоры. Но эти разговоры с каждым днем укрепляют в вас мысль о неизбежном уходе. Вы уже встали на эскалатор, вы уже уходите. Незаметно для себя, маленькими шагами, вы движетесь к большим переменам. И когда подготовительные сборы закончатся, вы вдруг осознаете, что все решено и вас здесь ничего не держит. Что и требовалось доказать. ТОТАЛЬНОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ, Царствуй, лежа на боку. А.С. Пушкин. «Золотой петушок» Совершенно не важно, кто именно выполнит задачу, которую надо выполнить, — вы или другой человек. Важно только, чтобы она была выполнена.
|
||||||||||
|