Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





общие (глобальные). частные (локальные)



общие (глобальные)

частные (локальные)

самоуверенность – неуверенность

общительность – замкнутость

согласие, дружелюбие – враждебность

доминантность (лидерство) – подчиненность

сознательность – импульсивность

оптимизм – пессимизм

эмоциональная стабильность – тревожность

совестливость – бессовестность

интеллектуальная гибкость – ригидность

смелость – осторожность

экстраверсия – интроверсия

впечатлительность – «толстокожесть»

доверчивость – подозрительность

мечтательность – практицизм

тревожная ранимость – спокойная безмятежность

деликатность – грубость

самостоятельность – конформизм (зависимость от группы)

самоконтроль – импульсивность

страстная увлеченность – апатичная вялость

 

миролюбивость – агрессивность

 

деятельная активность – пассивность

 

гибкость – ригидность

 

демонстративность – скромность

 

честолюбие – непритязательность

 

оригинальность – стереотипность

           

 

 

ГРУППЫ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ

к другим людям к своему делу к самому себе к вещам
общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр. трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр. скромность, тщеславие, самокритичность аккуратность, бережливость

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Гиперактивный (гипертимность) очень энерги­чен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания; отсутствует самокритичность, необоснованно оптимистичен, переоценивает свои возможности, хорошо себя проявляет в работе, связан­ной с постоянным общением (организаторская дея­тельность, служба быта, спорт, театр), часто меняет профессии и места работы. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм. Для окружающих людей в нём не нравится: легкомыслие, склонность к аморальным по­ступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Конфликт возможен при монотонной рабо­те, одиночестве, в условиях жес­ткой дисциплины, постоянных нравоучений.
Дистимичный (дистимичность) постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пассивность, пессимистич­ность, тяготится шум­ными обществами, с сослужив­цами близко не сходится, ценит тех людей, которые дружат с ним и склонен им подчиняться, замедленность мыш­ления, «отрыв от коллектива», смена привычного об­раза жизни оказывает отрицательное влияние. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной. Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. Окру­жающим нравится в нём серьезность, высокая нравствен­ность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мыш­ления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ним. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще у лиц меланхолического темперамента.
Циклоидный тип (циклотимность) настроение быстро меняется (в период подъема – проявляет себя как человек с гипертимичес­кой акцентуацией, в период спа­да — с дистимической, легко воспринимает неприятности, вплоть до самоубийства). Эти частые смены душевных состояний утомляют его, делают поведение малопредсказуемым, противоречивым; склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического тем­перамента.
Эмотивный (эмоциональ­ность) чрезмерно чувствителен к замечаниям, неудачам (настроение чаще всего печальное), раним и глубоко переживает малейшие неприятности, предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова, очень исполните­лен и имеет высокое чувство долга, хороший семьянин. Крайняя чувственность, слезливость отталкивают от него окружающих людей. Окружаю­щим нравится его альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

не выплескивает наружу, а держит их при себе. Конфликты с близким человеком, смерть или болезни родных он воспринимает трагически. Наиболее значительных результатов он дос­тигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, ухо­де за животными и растениями.
Демонстративный (демонстративность) стре­мится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, сканда­лы, болезни, хвастовство, наря­ды, необычные увлечения, ложь, легко забывает о своих небла­говидных поступках, высокая приспособляе­мость к людям, угнетает замкнутый круг общения, од­нообразная работа. Может проявить себя в работе с по­стоянно меняющимися кратков­ременными контактами. Этот человек привлекателен для окружающих обходительнос­тью, упорством, целенаправлен­ностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарнос­тью. Черты, которые отталкивают от него лю­дей, и они способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недо­оценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.
Возбудимый (возбудимость) повышенная раздражительность, несдержан­ность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услуж­ливость (как маскировка), склонность к хамству и нецен­зурной брани или молчаливости, замедленность в беседе, ак­тивно и часто конфликтует, не избегает ссор с начальством, неуживчив в коллективе, в семье деспотичен и жесток, вне приступов гнева добросовестен, аккуратен и про­являет любовь к детям, на него хорошо воздействуют физичес­кий труд, атлетические виды спорта. Ему необходимо раз­вивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости часто меняет место работы. Окружающим не нравится его раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с ру­коприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением.
Застревающий (застрева­ние)  «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид и «сводит счеты» со своими обидчиками, на­блюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, властолюбив — «занудливый нравоучитель», хорошо проявляет в работе, дающей ему ощущение независимости и возможности проявить себя. В конфликте чаще всего бывает активной сто­роной и четко определяет для себя круг врагов и друзей. Конфликт возможен при задетом самолюбии, неспра­ведливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей. Собеседникам нравится его стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Отталкивают от него окружающих: обид­чивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, са­монадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
Педантичный (педантичность) выраже­на занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашней чрезмерной аккуратно­стью, склонен к навязчивостям, психостении. Для окружающих привле­кателен добросовестностью,

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и в чув­ствах. Отталкивающие черты: форма­лизм, «крючкотворство», «занудливость», стремление перело­жить принятие важного решения на других. Конфликты возможны в ситу­ации личной ответственности за важное дело, при недооценке его заслуг. Для него предпочтительны профессии, не связан­ные с большой ответственностью, «бумажная работа». Он не склонен к перемене места ра­боты.
Тревожный (тревожность) отличается пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе, постоянно опасается за себя, своих близких, долго переживает не­удачу и сомневается в правиль­ности своих действий. Конфликты возможны при ситуациях страха, угрозы, на­казания, насмешек, несправедливых обвинений. В конфликты вступает редко и играет пассивную роль. Окружающим нравится его дружелюбие, самокритич­ность и исполнительность. Но боязливость, мнительность вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток, часто они являются «козлами отпущения». Ему нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, так как свойственно бесконеч­ное переживание, взвешивание.
Экзальтированный (экзальтированность) имеет очень изменчивое настрое­ние, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события, его эмоции ярко выражены и находят свое отра­жение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, чувство сострадания, художе­ственный вкус, артистическое да­рование, яркость чувств и привя­занность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность от­чаянию являются не лучшими его чертами. Неудачи и горестные со­бытия воспринимает трагически, имеет склонность к невротической депрессии. Его среда существования — это сфера искусств, художе­ственные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.
Интровертированный характе­ризуется малой общительнос­тью, замкнутостью, находит­ся в стороне от всех и вступает в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего по­гружен в себя, свои мысли, повышенная рани­мость, ничего о себе не рассказывает и не делится свои­ми переживаниями, к сво­им близким людям он относит­ся холодно и сдержанно, его поведение и логику часто не понимают окружающие, любит одиночество и предпочитает находить­ся в уединении, чем в шумной компании, переборчив в выборе супруга (супруги) и занят поисками своего идеала; сильно выражена эмоциональная хо­лодность и слабая привязанность к близким, склонен к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционирова­нию, шахматам, фантастике, музыке. В конфликты вступает редко, только при попытке вторгнуться в его внут­ренний мир. Окружающим людям он нравятся за сдержанность, сте­пенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от него людей. Одиночество, навязчивость, бесцере-

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

монность и грубость окружающих усиливают замкну­тость. Ему предпочтительна работа, не требующая широкого круга общения.
Конформный (конформ­ность) облада­ет высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости, не имеет своего мнения и очень несамо­стоятелен, стремится быть как все и не выделяться из толпы, неорганизован и предпочитает подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступает лидерство другим, обладает легкой приспособляемостью и справляется со своими должностными обязанностями лишь тогда, когда четко определены задачи и правила по­ведения. Ок­ружающим в этих людях нравится его готовность выслушать «исповедь» другого, исполнительность. Но в то же время этот человек «без царя в голове», подвержен чужому влиянию. Он не обдумывают свои поступки и имеет большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности.

 

МЕЛАНХОЛИК: РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ НЕ ЛЮБИТ ПЕРЕМЕНЫ

 

Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям.

Младенец практически всегда напряжен и не может уснуть. В лучшем случае он дремлет. Даже кормление не доставляет ему удовольствия. Вполне вероятно, что его трудно накормить досыта, потому что он медленно сосет. Когда кормление, наконец, закончено, он не засыпает, но и желания играть и общаться с родителями у него нет. Кажется, что он почти не реагирует, когда с ним заговаривают, но если вы захотите положить его в кроватку – выражает недовольство. Такой ребенок часто просыпается ночью.
    Малыши-меланхолики позже, чем другие дети начинают улыбаться и играть собственными руками. Часто он выглядит несчастным.

Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

    «Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет.

    Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).

    Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

 

НЕПОСЕДЛИВЫЙ ХОЛЕРИК: КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ?

 

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.

    Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.

Естественные реакции малыша выражены очень сильно: они просто таки бледнеют от испуга и орут даже при слабых раздражителях. Можно подумать, что они пугаются буквально всего на свете. Малыш-холерик напрягается от малейшего прикосновения, чувство голода способно довести младенца до отчаянного крика в кратчайшие сроки.
    Никогда не спешите и делайте все как можно аккуратнее, даже беря на руки и укладывая спать. Старайтесь не слишком часто беспокоить его, в том числе и купанием – такие младенцы, как правило, терпеть не могут купаться. Достаточно содержать в чистоте «верх» и «низ», пока ребенок не станет спокойнее.

    Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.

Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50–100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.

    В остальном — побольше свободы. Прыгунки для младенца и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15–20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.

    Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.

    А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу!

Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.

    Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30–35 минут, слушая преподавателя.

 

САНГВИНИК: НЕ ТОЛЬКО РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

 

    Третий тип — сангвиник — сильный, уравновешенный, спокойный, с хорошей подвижностью и большой мощностью нервных процессов.

    Младенцы, предпочитающие сну бодрствование, спят не больше 12 часов в сутки (при норме 16 часов). Их сон редко когда длится больше 2 часов подряд. После кормления ребенок сразу крепко засыпает, но уже через час-два он снова просыпается. Однако вовсе не потому, что снова хочет кушать,- просто не имеет желания спать. Такой ребенок может быстрее развиваться, поскольку у него больше времени на разглядывание и изучение окружающих предметов.
    Сколько времени вы сможете уделить ему, зависит от вашей занятости, но будьте готовы к бессонным ночам.

  Идеально, чтобы вы в любой момент могли подойти к малышу, чтобы поговорить. Лучше, чтобы в коляске была съемная люлька, которую вы сможете брать с собой в любую комнату квартиры.

    Придумывайте ребенку новые задания. Например, давайте ему разглядывать интересные предметы. Подвесьте яркие игрушки над кроваткой и к верху коляски и меняйте их почаще - чтобы кроха видел перед собой все время что-то новое.

    Такой ребенок, как правило, радует родителей: он любознателен, непоседлив, но одновременно и достаточно «вменяем» — его можно остановить, переключить на другое занятие, не чувствуя при этом, что разгружаешь вагон картошки. Такие дети — желанные гости на любых развивающих занятиях для малышей и на детских площадках.

    Единственное: не забывать, что это дети, и не перегружать малышей взрослыми занятиями. Если малыш стал капризным, драчливым или, наоборот, вялым, начал часто болеть — значит, сейчас ему нужны не развивающие занятия, а спокойные и веселые игры с родителями и товарищами.

    И еще: не стесняйтесь просить о помощи. Жить с ребенком-сангвиником 24 часа в сутки и семь дней в неделю — большое испытание, если только вы сами не ребенок-сангвиник. Сангвиники очень контактны и любят поболтать как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому пусть у вашего малыша будет много собеседников и товарищей по играм.

 

ФЛЕГМАТИК: НЕ ТОРОПИТЕ И ПРЕДЛАГАЙТЕ БОЛЬШЕ ЗАНЯТИЙ

 

Флегматик — сильный, уравновешенный, спокойный, с малой подвижностью нервных процессов; он всегда испытывает трудности, когда внешние условия требуют быстрого реагирования.

    Младенец-флегматик хорошо спит и хорошо ест (если он хорошо спит, но плохо ест — вызывайте педиатра). Обычно он немного задерживается в развитии, балансируя где-то на нижней границе нормы (но если задержка составляет месяц и более, необходима консультация невропатолога). Это те дети, которых можно спокойно оставить в комнате в одиночестве, — они будут тихо играть на полу со своими кубиками и даже не подумают сделать какую-нибудь шалость.

    Кормите малыша-флегматика по графику. Даже если он спит, будите его. Иначе он проведет слишком много времени без воды, не говоря уже о питательных веществах.


    Говорите с ним и носите на руках. Вызывайте постепенно у него интерес к окружающему миру, к себе и другим родственникам. Дайте ему постепенно почувствовать, что бодрствовать приятно.

    Флегматику требуется много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, но зато выучит он это хорошо, на совесть. При этом, в отличие от меланхолика, бóльшую часть времени будет пребывать в благодушном настроении. В песочнице он с удовольствием раздаст всем свои игрушки, но не догадается попросить чужую.

    Жить с флегматиком удобно и приятно (если вы сами не холерик), но... тот, кто мало просит, мало получает. Если сангвиник или холерик заинтересовались чем-то — будьте спокойны: об этом узнаете не только вы, но и все окружающие в радиусе полкилометра. Даже меланхолик «выканючит» то, что ему нужно. «Сферу интересов» флегматика вам придется определять по выражению его глаз.

    Предлагайте ребенку-флегматику побольше самых разнообразных занятий (в разумных пределах), но не торопите с выбором. Демонстрируйте свой энтузиазм. Возьмите 2–3 баночки гуаши ярких цветов, несколько приятных на ощупь кисточек, большой (но не слишком) лист бумаги, устройтесь за столом или прямо на полу и начните рисовать картину, при этом не скупитесь на эмоциональные комментарии. Вполне вероятно, что скоро ваш ребенок поймет, о чем идет речь, и захочет присоединиться. (Этот же трюк может сработать с холериком, правда, холерик, скорее всего, отберет у вас кисть и закончит картину по своему разумению.) Задавайте ребенку вопросы, интересуйтесь его мнением.

    Часто из флегматиков получаются очень хозяйственные и рассудительные мамины помощники. Им можно доверить и посуду, и ведро с водой. Если ребенок ходит в садик, попросите воспитателей по возможности не торопить его. Когда флегматика начинают понукать, он теряет уверенность в себе и часто заболевает.  На детской площадке будьте готовы поддержать ребенка, если он растерялся. Не мешайте ему делиться игрушками, но попросите пару игрушек в обмен. Через несколько месяцев он научится проделывать этот трюк сам.

 

Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.