|
|||||
общие (глобальные). частные (локальные) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 общие (глобальные) |
частные (локальные) | ||||
самоуверенность – неуверенность | общительность – замкнутость | ||||
согласие, дружелюбие – враждебность | доминантность (лидерство) – подчиненность | ||||
сознательность – импульсивность | оптимизм – пессимизм | ||||
эмоциональная стабильность – тревожность | совестливость – бессовестность | ||||
интеллектуальная гибкость – ригидность | смелость – осторожность | ||||
экстраверсия – интроверсия | впечатлительность – «толстокожесть» | ||||
доверчивость – подозрительность | |||||
мечтательность – практицизм | |||||
тревожная ранимость – спокойная безмятежность | |||||
деликатность – грубость | |||||
самостоятельность – конформизм (зависимость от группы) | |||||
самоконтроль – импульсивность | |||||
страстная увлеченность – апатичная вялость | |||||
| миролюбивость – агрессивность | ||||
| деятельная активность – пассивность | ||||
| гибкость – ригидность | ||||
| демонстративность – скромность | ||||
| честолюбие – непритязательность | ||||
| оригинальность – стереотипность | ||||
ГРУППЫ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ | |||
к другим людям | к своему делу | к самому себе | к вещам |
общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр. | трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр. | скромность, тщеславие, самокритичность | аккуратность, бережливость |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА | |
Гиперактивный (гипертимность) | очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания; отсутствует самокритичность, необоснованно оптимистичен, переоценивает свои возможности, хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением (организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр), часто меняет профессии и места работы. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм. Для окружающих людей в нём не нравится: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. |
Дистимичный (дистимичность) | постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пассивность, пессимистичность, тяготится шумными обществами, с сослуживцами близко не сходится, ценит тех людей, которые дружат с ним и склонен им подчиняться, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», смена привычного образа жизни оказывает отрицательное влияние. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной. Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. Окружающим нравится в нём серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ним. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще у лиц меланхолического темперамента. |
Циклоидный тип (циклотимность) | настроение быстро меняется (в период подъема – проявляет себя как человек с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической, легко воспринимает неприятности, вплоть до самоубийства). Эти частые смены душевных состояний утомляют его, делают поведение малопредсказуемым, противоречивым; склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента. |
Эмотивный (эмоциональность) | чрезмерно чувствителен к замечаниям, неудачам (настроение чаще всего печальное), раним и глубоко переживает малейшие неприятности, предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова, очень исполнителен и имеет высокое чувство долга, хороший семьянин. Крайняя чувственность, слезливость отталкивают от него окружающих людей. Окружающим нравится его альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА | |
не выплескивает наружу, а держит их при себе. Конфликты с близким человеком, смерть или болезни родных он воспринимает трагически. Наиболее значительных результатов он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями. | |
Демонстративный (демонстративность) | стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь, легко забывает о своих неблаговидных поступках, высокая приспособляемость к людям, угнетает замкнутый круг общения, однообразная работа. Может проявить себя в работе с постоянно меняющимися кратковременными контактами. Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Черты, которые отталкивают от него людей, и они способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции. |
Возбудимый (возбудимость) | повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка), склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе, активно и часто конфликтует, не избегает ссор с начальством, неуживчив в коллективе, в семье деспотичен и жесток, вне приступов гнева добросовестен, аккуратен и проявляет любовь к детям, на него хорошо воздействуют физический труд, атлетические виды спорта. Ему необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости часто меняет место работы. Окружающим не нравится его раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. |
Застревающий (застревание) | «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид и «сводит счеты» со своими обидчиками, наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, властолюбив — «занудливый нравоучитель», хорошо проявляет в работе, дающей ему ощущение независимости и возможности проявить себя. В конфликте чаще всего бывает активной стороной и четко определяет для себя круг врагов и друзей. Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей. Собеседникам нравится его стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Отталкивают от него окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости. |
Педантичный (педантичность) | выражена занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашней чрезмерной аккуратностью, склонен к навязчивостям, психостении. Для окружающих привлекателен добросовестностью, |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА | |
аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и в чувствах. Отталкивающие черты: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие важного решения на других. Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке его заслуг. Для него предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Он не склонен к перемене места работы. | |
Тревожный (тревожность) | отличается пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе, постоянно опасается за себя, своих близких, долго переживает неудачу и сомневается в правильности своих действий. Конфликты возможны при ситуациях страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений. В конфликты вступает редко и играет пассивную роль. Окружающим нравится его дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток, часто они являются «козлами отпущения». Ему нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, так как свойственно бесконечное переживание, взвешивание. |
Экзальтированный (экзальтированность) | имеет очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события, его эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими его чертами. Неудачи и горестные события воспринимает трагически, имеет склонность к невротической депрессии. Его среда существования — это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе. |
Интровертированный | характеризуется малой общительностью, замкнутостью, находится в стороне от всех и вступает в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего погружен в себя, свои мысли, повышенная ранимость, ничего о себе не рассказывает и не делится своими переживаниями, к своим близким людям он относится холодно и сдержанно, его поведение и логику часто не понимают окружающие, любит одиночество и предпочитает находиться в уединении, чем в шумной компании, переборчив в выборе супруга (супруги) и занят поисками своего идеала; сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким, склонен к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке. В конфликты вступает редко, только при попытке вторгнуться в его внутренний мир. Окружающим людям он нравятся за сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от него людей. Одиночество, навязчивость, бесцере- |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА | |
монность и грубость окружающих усиливают замкнутость. Ему предпочтительна работа, не требующая широкого круга общения. | |
Конформный (конформность) | обладает высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости, не имеет своего мнения и очень несамостоятелен, стремится быть как все и не выделяться из толпы, неорганизован и предпочитает подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступает лидерство другим, обладает легкой приспособляемостью и справляется со своими должностными обязанностями лишь тогда, когда четко определены задачи и правила поведения. Окружающим в этих людях нравится его готовность выслушать «исповедь» другого, исполнительность. Но в то же время этот человек «без царя в голове», подвержен чужому влиянию. Он не обдумывают свои поступки и имеет большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности. |
МЕЛАНХОЛИК: РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ НЕ ЛЮБИТ ПЕРЕМЕНЫ
Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям.
Младенец практически всегда напряжен и не может уснуть. В лучшем случае он дремлет. Даже кормление не доставляет ему удовольствия. Вполне вероятно, что его трудно накормить досыта, потому что он медленно сосет. Когда кормление, наконец, закончено, он не засыпает, но и желания играть и общаться с родителями у него нет. Кажется, что он почти не реагирует, когда с ним заговаривают, но если вы захотите положить его в кроватку – выражает недовольство. Такой ребенок часто просыпается ночью.
Малыши-меланхолики позже, чем другие дети начинают улыбаться и играть собственными руками. Часто он выглядит несчастным.
Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.
Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.
«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет.
Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).
Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.
НЕПОСЕДЛИВЫЙ ХОЛЕРИК: КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ?
Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.
Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.
Естественные реакции малыша выражены очень сильно: они просто таки бледнеют от испуга и орут даже при слабых раздражителях. Можно подумать, что они пугаются буквально всего на свете. Малыш-холерик напрягается от малейшего прикосновения, чувство голода способно довести младенца до отчаянного крика в кратчайшие сроки.
Никогда не спешите и делайте все как можно аккуратнее, даже беря на руки и укладывая спать. Старайтесь не слишком часто беспокоить его, в том числе и купанием – такие младенцы, как правило, терпеть не могут купаться. Достаточно содержать в чистоте «верх» и «низ», пока ребенок не станет спокойнее.
Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.
Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.
Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50–100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.
В остальном — побольше свободы. Прыгунки для младенца и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15–20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.
Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.
А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу!
Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.
Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30–35 минут, слушая преподавателя.
САНГВИНИК: НЕ ТОЛЬКО РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Третий тип — сангвиник — сильный, уравновешенный, спокойный, с хорошей подвижностью и большой мощностью нервных процессов.
Младенцы, предпочитающие сну бодрствование, спят не больше 12 часов в сутки (при норме 16 часов). Их сон редко когда длится больше 2 часов подряд. После кормления ребенок сразу крепко засыпает, но уже через час-два он снова просыпается. Однако вовсе не потому, что снова хочет кушать,- просто не имеет желания спать. Такой ребенок может быстрее развиваться, поскольку у него больше времени на разглядывание и изучение окружающих предметов.
Сколько времени вы сможете уделить ему, зависит от вашей занятости, но будьте готовы к бессонным ночам.
Идеально, чтобы вы в любой момент могли подойти к малышу, чтобы поговорить. Лучше, чтобы в коляске была съемная люлька, которую вы сможете брать с собой в любую комнату квартиры.
Придумывайте ребенку новые задания. Например, давайте ему разглядывать интересные предметы. Подвесьте яркие игрушки над кроваткой и к верху коляски и меняйте их почаще - чтобы кроха видел перед собой все время что-то новое.
Такой ребенок, как правило, радует родителей: он любознателен, непоседлив, но одновременно и достаточно «вменяем» — его можно остановить, переключить на другое занятие, не чувствуя при этом, что разгружаешь вагон картошки. Такие дети — желанные гости на любых развивающих занятиях для малышей и на детских площадках.
Единственное: не забывать, что это дети, и не перегружать малышей взрослыми занятиями. Если малыш стал капризным, драчливым или, наоборот, вялым, начал часто болеть — значит, сейчас ему нужны не развивающие занятия, а спокойные и веселые игры с родителями и товарищами.
И еще: не стесняйтесь просить о помощи. Жить с ребенком-сангвиником 24 часа в сутки и семь дней в неделю — большое испытание, если только вы сами не ребенок-сангвиник. Сангвиники очень контактны и любят поболтать как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому пусть у вашего малыша будет много собеседников и товарищей по играм.
ФЛЕГМАТИК: НЕ ТОРОПИТЕ И ПРЕДЛАГАЙТЕ БОЛЬШЕ ЗАНЯТИЙ
Флегматик — сильный, уравновешенный, спокойный, с малой подвижностью нервных процессов; он всегда испытывает трудности, когда внешние условия требуют быстрого реагирования.
Младенец-флегматик хорошо спит и хорошо ест (если он хорошо спит, но плохо ест — вызывайте педиатра). Обычно он немного задерживается в развитии, балансируя где-то на нижней границе нормы (но если задержка составляет месяц и более, необходима консультация невропатолога). Это те дети, которых можно спокойно оставить в комнате в одиночестве, — они будут тихо играть на полу со своими кубиками и даже не подумают сделать какую-нибудь шалость.
Кормите малыша-флегматика по графику. Даже если он спит, будите его. Иначе он проведет слишком много времени без воды, не говоря уже о питательных веществах.
Говорите с ним и носите на руках. Вызывайте постепенно у него интерес к окружающему миру, к себе и другим родственникам. Дайте ему постепенно почувствовать, что бодрствовать приятно.
Флегматику требуется много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, но зато выучит он это хорошо, на совесть. При этом, в отличие от меланхолика, бóльшую часть времени будет пребывать в благодушном настроении. В песочнице он с удовольствием раздаст всем свои игрушки, но не догадается попросить чужую.
Жить с флегматиком удобно и приятно (если вы сами не холерик), но... тот, кто мало просит, мало получает. Если сангвиник или холерик заинтересовались чем-то — будьте спокойны: об этом узнаете не только вы, но и все окружающие в радиусе полкилометра. Даже меланхолик «выканючит» то, что ему нужно. «Сферу интересов» флегматика вам придется определять по выражению его глаз.
Предлагайте ребенку-флегматику побольше самых разнообразных занятий (в разумных пределах), но не торопите с выбором. Демонстрируйте свой энтузиазм. Возьмите 2–3 баночки гуаши ярких цветов, несколько приятных на ощупь кисточек, большой (но не слишком) лист бумаги, устройтесь за столом или прямо на полу и начните рисовать картину, при этом не скупитесь на эмоциональные комментарии. Вполне вероятно, что скоро ваш ребенок поймет, о чем идет речь, и захочет присоединиться. (Этот же трюк может сработать с холериком, правда, холерик, скорее всего, отберет у вас кисть и закончит картину по своему разумению.) Задавайте ребенку вопросы, интересуйтесь его мнением.
Часто из флегматиков получаются очень хозяйственные и рассудительные мамины помощники. Им можно доверить и посуду, и ведро с водой. Если ребенок ходит в садик, попросите воспитателей по возможности не торопить его. Когда флегматика начинают понукать, он теряет уверенность в себе и часто заболевает. На детской площадке будьте готовы поддержать ребенка, если он растерялся. Не мешайте ему делиться игрушками, но попросите пару игрушек в обмен. Через несколько месяцев он научится проделывать этот трюк сам.
Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|