Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕОРИЯ. ИНФОРМАЦИЯ



ТЕОРИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк, Orff Schulwerk)– это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Он воспроизводит этапы развития человеческой культуры в целом, начиная от самых древних, традиционных форм и кончая современными, эстетическими. Эти этапы (филогенез) соответствуют этапам развития одного человека (онтогенез).

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Хорошая вещь компьютер! Кто только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также Орф-подход. Это просто инструмент. Мощный и сложный, как компьютер. Им пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу, третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые занимаются терапией и т.д.

В том виде, как он сложился в 50-60-е годы, Орф-подход был направлен на работу с маленькими детьми. Таков был социальный заказ на тот момент. Однако разрабатывал его Орф за несколько десятилетий до этого, занимаясь с молодыми девушками. Именно тогда, в Гюнтершуле, было отработано все главное – и принципы, и элементы, и музыкальные инструменты.

Итак, Орф-подход может быть использован для работы с однородной группой людей любого возраста в целях воспитания, обучения, оздоровления, развлечения (очень даже!) и гармонизации социальных контактов.

 

 

ПРИНЦИПЫ

От практики к теории.

От целого к детали.

От простого к сложному.

От спонтанности к заданности.

От произвольного к контрольно-волевому.

От центра к периферии. Развитие активности рук – 1) плечо (барабан), 2) локоть (ксилофон) 3) кисть (ф-но или другой мелодический инструмент).

 

 

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец - это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.

Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке  2) на языках других культур 3) на выдуманном языке

Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

 

ИНСТРУМЕНТЫ

Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко

Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты (body percussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.

 

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-урок - магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.

 

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 

Это система песен, танцев, игр, сказок, текстов (считалки, заклички, дразнилки, заклинания и т.д.), созданная в древности в каждом сообществе. Орф-подход воссоздает традиционную культуру на уроке. Она представлена в нескольких видах:

1) Традиция той страны, где проходит урок, ее язык и специфика (немецкая в Германии, испанская в Испании, русская в России)

2) Образцы традиции народов мира на аутентичном языке (песни и танцы народов Европы, Латинской Америки, Африки, Азии и т.д.)

3) Детская традиционная культура – игры, песни, тексты, и по сей день бытующие среди детей разных народов.

4) Творчество учителя или участников группы – песни и танцы в фольклорном стиле, созданные на уроке или для урока.

 

Чем же тогда Орф-класс отличается от фольклорной студии? Задачи прямо противоположные. Фольклорная студия или ансамбль (этнографический подход) стремится погрузиться вовнутрь одной данной культуры, воспроизвести все ее детали, отразить ее уникальную специфику. Орф-подход, наоборот, стремится наружу, к синтезу культур, к выявлению общего в них. Этнографический подход стремится аутентично воспроизвести данный стиль в его первозданном варианте, со всеми деталями. Орф-подход отбирает только наиболее простые и архетипические образцы данного стиля (например, африканского), упрощает и искажает их, выводит из изначального внутрикультурного контекста и делает совместимыми с образцами фольклора других культур. В результате возникает новый культурно-творческий феномен – Универсальный Фольклор, Единая Мировая Традиция в самых главных, архетипических образцах.

Так называемая угандийская, мексиканская или австралийская песня, теряя свою аутентичность, становится для Орф-учителя средством импровизации, варьирования, игры, обучения, организации деятельности группы. Однако таким образом она в большей степени выполняет собственно фольклорную задачу, чем будучи исполнена аутентичным коллективом на сцене. Ибо настоящий фольклор ориентирован на реальную групповую деятельность участников, он прагматичен по своей природе, его задача – обслуживать общение, обучение и живой контакт.

В условиях утраты детской и традиционной культур в больших городах Орф-подход возвращает их детям и взрослым через активную деятельность и творчество. 

 

КЛИШЕ

«Орф – это сплошные ксилофоны». Нет, совсем не обязательно. Можно и без них.

«Орф – это непременно игра, все – сплошная игра, развлечение». Нет, в занятиях с юношеским возрастом много упорного тренажа, игры и вовсе может не быть.

«Обязательно чтоб движение, пение, танец и речь на одном уроке все присутствовали». Да нет, могут быть отдельные занятия по этим предметам.

Также как психоанализ Фрейда мы не можем свести к одной тупой установке типа «все проблемы от секса», так и Орф-подход не стоит привязывать к грубым формальным клише. Как и всякое живое целое, он разнообразен, многолик, непредсказуем и парадоксален.

 

ИНФОРМАЦИЯ  

 

СЕЙЧАС

По нынешний день центр Орф-движения находится в Орф-Институте (Зальцбург, Австрия). Там каждое лето проходит недельный англоязычный курс, где можно получить полное представление из первоисточника.

В настоящее время Орф-общества существуют в десятках стран мира, от Хорватии до Новой Зеландии. Некоторые из них насчитывают несколько тысяч членов (США), некоторые – несколько человек (Исландия). Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары (от трех дней до недели) или многоуровневые курсы из нескольких ступеней. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс (Special Course) в Орф-Институте.

 

ОРФ В РОССИИ (автор раздела Вячеслав Жилин)

 1988 – создание общества Карла Орфа при Челябинском областном музыкальном обществе (Владимир Кочеков, Вячеслав Жилин, Илиза Сафарова, Тамара Патюкова, Татьяна Печенкина) и первые семинары. В настоящее время имеются отделения в Екатеринбурге, Великом Новгороде, Кургане, Тюмени, Томске, Новосибирске, Москве, Челябинске, Санкт-Петербурге. Председатель общества (президент) Вячеслав Жилин, сопредседатель (вице-президент) Илиза Сафарова (Екатеринбург). Общество издает информационный журнал «Вестник педагогического общества Карла Орфа». Редактор журнала Галина Хохрякова (Башкирия). В настоящее время общество насчитывает 200 членов.

- С 1992 г. - организация международных летних курсов в селе Варна с преподавателями из Западной Европы и участниками со всей России, а также Украины, Белоруссии, Эстонии, Казахстана, Узбекистана, Турции. Иностранные преподаватели на этих курсах: 1992 г.- Мануэла и Михель Видмеры (Австрия); 1994 г. – Сойли Перкио (Финляндия) и Ориетта Маттио (Италия); 1996 г. – Кристиана и Эрнст Виблицы (Австрия); 1998 г. - Мануэла и Михель Видмеры (Австрия); 2000 г.- Сойли Перкио (Финляндия) и Ориетта Маттио (Италия); 2002 г. – Райнхольд Виршинг (Австрия) и Хольгер Мауте (Финляндия), 2009 – Андреа Остертаг (Австрия).

- Кроме села Варны в разное время были организованы семинары в Санкт-Петербурге: Сойли Перкио, Хольгер Мауте (Финляндия), Ориетта Маттио (Италия), Ульрике Юнгмайр (Австрия); в Екатеринбурге: Хольгер Мауте (Финляндия), Даг Гудкин (США), Йос Вуйтак (Бельгия); в Челябинске: Хольгер Мауте (Финляндия), Роб Эмчин (США); в Великом Новгороде: Даг Гудкин (США); в Омске: Андреа Санджорджио (Италия); в Томске: Андреа Санджорджио (Италия); в Москве: Верена Машат (Испания)

- 1992 г. – организация в селе Варна Челябинской области общеобразовательной школы им. Карла Орфа (В.М.Юсупова, В.А.Жилин), которая включает в расписание и в аттестат музыкальные предметы: «Блокфлейта»; «Оркестр русских народных инструментов», «Орф-урок».

- 1998 г. - организация Орф-Центра в Санкт-Петербурге (Ирина Величко, Людмила Зайцева, В.Жилин).

- 2002 г. - в г. Щербинка Московской области организован первый Левел курс в России (Илья Подкаминский) с преподавателями: Барбара Хазельбах, Ульрике Юнгмайр, Леонардо Хольгадо (Австрия).

- 2008 г. – издана русская версия первого тома Шульверка.

- Учились в Орф-институте: Special Course: Вадим Каневский (Москва), Ирина Шестопалова (Новосибирск); годичная стажировка: Вячеслав Жилин.

- Исследователи творчества Орфа в России: Оксана Леонтьева (Москва), Татьяна Тютюнникова (Москва)

 

 

САЙТЫ

www.orff-schulwerk-narod.ru – Педагогическое общества Карла Орфа, где можно прочесть о главных Орф-событиях по всей стране

www.orff.ru – Орф в Москве

www.orff.de – музей и фонд Орфа

www.orff-schulwerk-forum-salzburg.org – Орф-Шульверк Форум – международная организация, координирующая Орф-движения во всем мире

 

сайты национальных Орф-ассоциаций на английском языке:

www.aosa.org             США

www.orff.org.uk         Великобритания

www.jasesoi.org         Финляндия

 

ЛИТЕРАТУРА

Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сб. статей под ред. Л. Баренбойма. - М., 1978

Леонтьева О. Карл Орф. - М.. 1984.

Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000.

 

Frazee J. Discovering Orff. А Сurriculum for Music Teachers. - Schott, New York, 1987.

Goudkin Doug. Play, sing and dance. – Schott, 2004

 

 

КУРСЫ

Обо всех курсах, проходящих на территории России можно узнать на вышеприведенных сайтах. Чтобы узнать о курсах за рубежом – например в Зальцбурге, –можно набрать в поисковой системе Summer Orff Course Salzburg. Стоимость такого курса – оргвзнос (около двухсот с половиной евро) + проезд + проживание. При подаче заявки заранее (например, осенью) есть шанс получить стипендию – покрытие оргвзноса или даже проживания.

 


[1] Говорят, что родилось слово «чайник» в этом значении у альпинистов: начинающий альпинист гордо фотографируется на первой покорённой вершине в позе, напоминающей чайник: одна рука упёрта в

бок (ручка), другая поднята вверх (носик).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.