Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОРФ для «чайников»[1]. ИСТОРИЯ



 ОРФ для «чайников»[1]

В. Каневский

 

В древности не было отдельно музыки, отдельно пения и отдельно танца. Все искусства были частями синкретического целого. Так что идея интеграции искусств не нова. Ей как минимум три тысячи лет, со времен Древней Греции. Поскольку весь 20 век был проникнут стремлением возродить утраченные корни, вернуться к древней мудрости и к мышлению иных культур, эта идея так или иначе была отражена во всех сколько-нибудь значимых современных педагогических течениях. Уже в начале века ее последовательно развивал и применял Эмиль Жак Далькроз.

Поэтому нельзя сказать, что Карл Орф придумал что-то сногсшибательно новое. Он также не оставил, подобно Фрейду, Юнгу или Перлзу, внушительных теоретических трудов, переполненных новыми терминами.

Что же он собственно сделал? Почему его именем озаглавлены разработки, сделанные уже после его смерти и весьма далеко ушедшие от изначальных посылок?  

Он просто воплотил эту идею на практике. Он создал педагогическую систему. Систему в обоих смыслах – и дидактическом и социальном. Систему людей, которые продолжают работать в этом направлении, постоянно развивая и обогащая ее.

Эта система не есть методика в нашем понимании этого слова – прописанная инструкция, в которой все предписано для каждого случая. Она не отвечает на все возникающие вопросы.

 

                                                                                     

ИСТОРИЯ

 

ДИКИЙ ЦВЕТОК

Что такое Шульверк? Зачем он и для чего? Чтобы понять это, стоит посмотреть, как он возник. Вспоминая это, я бы назвал его диким цветком. Сам я страстный садовник, поэтому такая метафора кажется мне вполне подходящей. В природе растения вырастают сами, там, где они нужны и где условия позволяют. Так и Шульверк – вырос из идей, которые вовремя созрели и нашли подходящие условия в моей работе. Шульверк не был результатом выполнения специального плана – да я бы и не мог себе такой план представить! Я просто почувствовал, что Шульверк нужен. Часто дикие цветы прекрасно растут там, где культивированные прививаются с большим трудом.

                                             Карл Орф

 

НАЧАЛО

Карл Орф (1895 – 1982) - баварец. Бавария – удивительный горный край с красивейшей природой, богатой мифологией и развитой фольклорной традицией. По ландшафту, культуре и национальному характеру Бавария ближе Австрии, чем Германии, к которой она номинально относится.

Орф родился в Мюнхене в 1895 г. Он научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже сочинял музыку для своего собственного кукольного театра.

В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1916 он работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 во время Первой мировой войны он отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр в Мангейме под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.

В 1924 году начал работать в школе гимнастики, музыки и танца Доротеи Гюнтер («Гюнтершуле») в Мюнхене.

 

ТВОРЧЕСТВО

Орф наиболее известен по «Carmina Burana» (1937), «сценической кантате». Это первая часть трилогии, которая также включает «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite» (Триумф Афродиты). «Carmina Burana» написана на латинские стихи из средневековой рукописи. Несмотря на элементы модерна в некоторых композиционных техниках, Орф был способен выразить дух средневекового периода в этой трилогии с заразительным ритмом и простыми тональностями. Орф сопротивлялся тому, чтобы какую-либо из его работ просто называли оперой в традиционном смысле слова. Его работы «Der Mond» («Луна») (1939) и «Die Kluge» («Умница») (1943) он называл «сказочные оперы». О его опере «Антигона» (1949), Орф специально сказал, что это была не опера, а «переложение на музыку» древней трагедии. Его последняя работа «De Temporum Fine Comoedia» («Комедия на конец времен») - мистическая пьеса на греческом, немецком и латинском языках.

 

 

РОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА

Итак, это началось в двадцатые годы. Жажда движения, физической активности - спорт, гимнастика, танец – захватили молодежь Европы. Труды и идеи Эмиля Жака-Далькроза распространились по всему миру и подготовили почву для нового интереса к музыкально-двигательному образованию. Рудольф фон Лабан был, без сомнения, один из самых значительных учителей танца и хореографов своего времени. Его книги принесли ему международную известность. Высокоодаренная Мэри Вигман, ученица Далькроза и Лабана, создала новый вид экспрессивного танца. Работа их обоих оказала значительное влияние на широкие круги людей, занятых искусством и образованием. В то время открылось много гимнастических и танцевальных школ. Орф живо интересовался этими начинаниями, они были впрямую связаны с его работой в театре.

 

ГЮНТЕРШУЛЕ

В 1924 году Доротея Гюнтер основала школу гимнастики, музыки и танца для молодых девушек («Гюнтершуле») и пригласила Орфа в качестве главного преподавателя. Орф нашел идеальную экспериментальную площадку для новых идей. Он начал работать над новыми способами ритмического воспитания и взаимопроникновения музыки и движения.

Танец и движение преподавались как единое целое. Музыка была главным предметом и определяла все остальное.

 

ОРФ-ОРКЕСТР

Но музыкальная сторона обучения сильно отличалась от общепринятого. Центр тяжести был перенесен с гармонии на ритм. Естественно, ударные инструменты преобладали. Фортепиано больше не было главным и незаменимым инструментом обучения.

Ученики много импровизировали и сочиняли свою собственную музыку.

Поэтому не было смысла обучать их на сложных классических инструментах. Орф предпочитал ударные, простые в использовании и обучении. Однако обойтись без мелодических инструментов совсем было невозможно. Так появились ударные с определенной высотой звучания – ксилофоны и металлофоны. Они сильно отличались от подобных оркестровых инструментов и по конструкции были близки своим традиционным экзотическим прототипам, прежде всего инструментам индонезийского оркестра «гамелан». Первые их образцы были изготовлены Карлом Мендлером, мастером по изготовлению фортепиано и клавесинов.

Благодаря советам и помощи музыковеда Курта Закса оркестр был дополнен группой блокфлейт. Гитара и лютня использовались для аккомпанемента, бурдон и басовые партии исполнялись на лютне и виоле да гамба. Таков был оркестр Гюнтершуле. Было ясно, что для этого состава лучше писать новую музыку, либо создавать ее силами самих участников. Искусство создания музыки проистекало из самой практики музицирования. Уже в 1930-е годы ансамбль Гюнтершуле много выступал под руководством Гунильд Кеетман, сначала ученицы, позже преподавательницы школы.

 

ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

В 1930 году вышло в свет первое издание, озаглавленное «Ритмико-Мелодические упражнения». С этого момента Гунильд Кеетман стала принимать деятельное участие в практической работе и в создании публикаций.

В 1932 издательство Шотт выпустило «Орф-Шульверк – практика элементарного музицирования».

 

КОНЕЦ ГЮНТЕРШУЛЕ

В конце 30-х годов Орф отошел от занятий, будучи занят композицией, прежде всего «Карминой Бураной». В 1944 Школа была конфискована нацистами. На занятия был наложен запрет. В 1945 во время бомбардировки войсками союзников было уничтожено все: инструменты, костюмы, фотографии, библиотека и все архивы. Казалось бы, наступил полный и окончательный крах.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Война закончилось. Германия была подавлена разрухой, культурным кризисом и общемировым позором. Надо было заново решать, как жить дальше, во что верить и как воспитывать детей. Низвержение национал-социалистской идеологии открыло путь гуманистическим начинаниям, вынашивавшимся еще в 20-е годы, еще до нацистского режима.

В этой сложной ситуации нашлись люди, всерьез озабоченные детским воспитанием. Один из них, Вальтер Панофски, сотрудник Баварского радио, как-то случайно зашел в лавку старьевщика. Роясь в куче пластинок, он обнаружил запись оркестра Гюнтершуле, сделанную Орфом и Кеетман в 1936 году. «Да это то, что нам нужно!» - воскликнул Панофски. В 1948 Орфу позвонили из Баварского радио: «Вы могли бы написать музыку такого же типа для детей? Так, чтобы они могли бы играть ее сами? Нам кажется, такая музыка очень подходит детскому возрасту; мы планируем серию передач». Орф опять объединился с Кеетман, вместе они подготовили 14 передач под названием «Орф- Шульверк – музыка для детей». Эти программы были адресованы всем, кто работает с детьми – учителям, воспитателям, родителям. Они были встречены таким энтузиазмом аудитории, что были возобновлены и продолжались до 1953 года. Слушатели этих передач нашли для себя новый путь воспитания и обучения детей, путь, возвращавший их к их собственным корням. Подход стал распространяться по всей стране.

 

ПОБЕДА

Вот так Карл Орф, который был прежде всего художником и менее всего стремился к активной социальной деятельности (хоть всегда был окружен людьми, верившими в него), оказался перед огромной социальной задачей, которую явно в этот момент никто не мог решить, кроме него. И его метод воспитания, выращенный в Гюнтершуле, как в экспериментальной лаборатории, и раньше понятный только посвященным, «вышел в люди» – оказался востребован новой ситуацией, новым поколением и новыми задачами.

Теперь необходимо было начать систематическое обучение детей и учителей. В 1949 году при академии Моцартеум в Зальцбурге открылись классы для детей и взрослых под руководством Гунильд Кеетман. 

Возникла необходимость в серийном изготовлении Орф-инструментов. В 1949 г. Карл Беккер создал мастерскую, которая и по сей день называется «Студия 49» (Studio 49).

В 1950-54 гг. вышло в свет пятитомное издание музыки, созданной Орфом и Кеетман для детских передач на Баварском радио, под названием «Музыка для детей» (Шульверк»). За ним закрепилась название Шульверк, которое стало обозначать Орф-подход в целом.

В 1963 в рамках консерватории Моцартеум открылся Орф-Институт, главное учебное заведение для учителей по настоящий момент.

С этого момента Орф-подход вышел за пределы Баварии-Австрии и стал распространяться по всему миру. Возникли Орф-общества – в 1968 г. в США, в 1974 г. в Канаде и т.д.

 

ШУЛЬВЕРК  (автор раздела – Татьяна Тютюнникова)

Это слово (буквально «школьная работа») имеет два значения: пятитомный сборник «Музыка для детей» и концепция Орфа в целом.

     

   Шульверк — это пятитомная антология музыки для детей (первоначальное название – «Музыка для детей»). Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля Орф-инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям. Основу Шульверка составил южно-немецкий фольклор: магический и классический календарный. В последних томах Орфом использован фольклор и других европейских народов: французский, датский, шведский, английский.

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего Шульверка.

Орф в Шульверке обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам.

В каждом томе есть песни и танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые декламации и инструментальные пьесы, которые должны взаимодополнять друг друга. К ним прилагаются также небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес и информация о национальной принадлежности танцевально-песенного и поэтического материала. Обучение происходит в определенной последовательности, установленной Орфом.

Записанные пьесы тем не менее нельзя рассматривать как произведения искусства, предназначенные для концертного исполнения. Это модели для музицирования и изучения стиля элементарной импровизации, “игра в музыку”, которая готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы вперед.

Нотные записи партитур в Шульверке служат пособием для учителя, а не нотами для исполнения детьми. Партитуры были записаны Орфом, чтобы дать толчок фантазии педагога для творческой, импровизационной работы с моделью. Запись моделей Шульверка показывает лишь “способ делания”, изучать который по записи и интерпретировать затем вместе с детьми предлагается педагогу. Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей.

Шульверк Орфа — это введение в формы творческого музицирования вообще. В нем на практическом материале показаны основные принципы организации такого музицирования.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей –  независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Шульверк (Schulwerk) — особая разновидность учебной игры. Немецкое слово “Werk” (работа) обозначает одновременно и ее процесс, и результат – искусно сделанную работу. Это школа (Schule), которая не только учит играть, но и делать конкретное дело. Действие, деятельность становится мотивом, побуждающим к мысли. “Обучение в действии” — так можно определить одну из главных идей Шульверка. Ребенка приглашают в Шульверк не как гостя, а как соавтора и создателя своего собственного музыкального мира.

Шульверк предоставляет выбор методики самому педагогу. Начало пути и продолжение, его отдельные вехи и тактика — все это, по мнению Орфа, должно решаться каждым педагогом индивидуально, это его педагогическое творчество. Орф опасался, что всякое письменное изложение теории и методики “засушит” живое дело музицирования, поэтому предпочитал прямую передачу опыта.

       

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.