Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шаг правой ногой во II или III позицию назад,



 

Текущие успехи в изучении и восстановлении бальной культуры 19 века пока не позволяют сделать полноценный (историчный, если угодно) "бал в России 1812 года". Исходя из этого, делаются допущения и компромиссы, чтобы всем нашлось место и было интересно. Отметим некоторые особенности предложенной танцевальной программы:

1. Полностью исключены фигурные вальсы и мазурки. Однако альтернатива в виде медленного вальса и мазурки с их техникой и импровизационным характером кажется нам довольно притягательной. В виде исключения, для тех, у кого нет возможности ознакомиться с медленным вальсом даём добро на использование привычного нам всем "нового вальса в 3 па", но импровизационная составляющая остаётся в силе, нет чётко регламентированный схемы, танцоры вольны исполнять те па и связки, какие считают нужными

2. В рамках проекта «Золотой Век 3» мы хотим отразить изменения, которые произошли в обществе за время войны, в частности это касается и больной танцевальной программы. Если до войны 1812 года Российская Империя больше тяготела к Германии и странам восточной Европы (Польша, Венгрия), то после войны проявилось большое влияние Французской школы, эти изменения в мы постараемся отразить.

3. Выбранные контрдансы (Германия, 1829) наиболее близки по временным и географическим рамкам к России 1812 года. Однако на них уже отразилось послевоенное влияние Франции и сформировалась своя специфическая техника исполнения. Чтобы не плодить сущности мы оставляем эту технику при заявленных танцах. В остальном твёрдо опираемся на chasse-jete-assemble.

 

Для всех танцев указаны источники в которых можно ознакомиться со схемой танца. Для большинства танцев будет предоставлено видео с подробным разбором танцев (с Конвента Исторических Танцев, г. Новосибирск) [ссылка на фтп с видео]

 

Начало 19 века привнесло в мировую культуру множество изменений не только в политическом плане, но неизбежно это коснулась и моды во всех её проявлениях, будь то резкая смена идеалов красоты и обращение к Античности, или возникновение новых видов танца и потеря интереса к старым. Ввиду непрерывности истории и невозможности провести чёткую границу между сменяющимися эпохами мы вынуждены делать некоторые допущения, чтобы максимально разнообразить проект и насытить его бальную программу. Всё написанное по возможности основывается на исторических реалиях, но с внесёнными коррективами и адаптацией для широкого круга участников проекта.

Один из самых характерных признаков социальных танцев ХІХ века — закрытая пара и близкий контакт партнеров, появился благодаря одному из самых популярных, и вместе с тем противоречивых, танцев того времени ­– вальсу.

Большинство авторов XIX века, пишущих о вальсе, сходятся во мнении, что этот танец придумали немцы. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что слово walzer (раннее название вальса) имеет немецкое происхождение. Как самостоятельный танец вальс в Берлине, возможно, вошел в употребление уже в 1790-х. Из центральной Европы танец расходится как на запад — в охваченную революцией Францию, так и на Восток — в Российскую империю, где вальс распространился концу XVIII века, о чем мы можем судить по мемуарам современников. И уже к началу ХІХ века вальс прочно вошел в бытовой репертуар исполняемых танцев.

В первой трети ХІХ века постановка партнеров в вальсирующей паре еще только формировалась. В закрытой паре партнеры находились друг напротив друга без каких-либо смещений. И хотя расстояние между кавалером и дамой должно было обеспечивать удобство вальсирования, условия этикета, особенно в самом начале века, требовали соблюдать в паре значительную дистанцию.

Руки в закрытой паре уже начали занимать привычную нам позицию: кавалер удерживает правой рукой даму за талию, либо немного выше талии, не далее середины спины. Округленной левой, не поднимая ее высоко, чтобы не мешать другим, поддерживает правую руку дамы (обе ладонями вниз). Правая рука дамы покоится на плече кавалера. Но вместе с тем известна позиция, когда дама опирается согнутыми локтями на руки кавалера. В таком положении кавалер удерживает даму двумя руками, когда ей сложно танцевать вальс. Очевидно, такая поддержка была достаточно распространенной в первой трети ХІХ века, когда вальс еще только становился основным бальным танцем и действительно искушенных в вальсе танцоров было немного. В целом танцорам прививался навык варьирования позиций рук, изменять которые предлагалось в процессе танца, по завершении какой-либо части музыки.

В бальном зале вальс исполнялся одновременно несколькими парами, которые распределялись по залу до начала музыки, занимая исходную позицию боком по ходу танца, кавалер спиной в центр круга. Обыкновенно вальс начинается с четырех pas Marche (табл. 1) в полуоткрытой паре, после которых пара закрывается и начинает вальсировать (табл. 2). Вальс не обязательно было танцевать до конца музыки. Напротив, в любой момент пара могла покинуть круг для отдыха. Изображения самого начала ХІХ века, созданные когда вальс только утверждался в бальных залах, показывают что в это время танец состоял не только лишь из одного вращения, предполагая действия в полуоткрытой и открытой паре.

Таблица 1. Техника исполнения вальсового променада (Петровский, 1825)

Доли
Шаги п.н. в VI л.н. в I п.н. в VI (полшага)

Исходное положение: лицом по линии танца, ноги в I позиции

 

Таблица 2. Техника исполнения медленного вальса (Петровский, 1825)

Доли
К II V III IV II III (I)
Д IV II III (I) II V III

Исходная позиция: боком по ходу танца, кавалер спиной в центр танцевального зала

 

Вместе со всем сказанным, организаторы осознают, что в столь короткие сроки очень сложно отмести прежние привычки, наработанные годами, и научиться танцевать медленный вальс полностью забыв про привычный «венский вальс». Тем, у кого нет возможности разобрать технику самостоятельно или посещать соответствующие классы, в виде исключения можно использовать современную технику вальсового поворота, но все нюансы связанные с постановкой рук в паре, а так же импровизационном характере танца остаются в силе.


 

Полонез — один из немногих танцев, который сложился за долго до начала ХІХ века, пережил и распространение менуэта, и появление мазурки, вальса и польки и остался (по крайней мере, в России) обязательным танцем бальной программы. Этот торжественный танец в течение всего века был не столько танцем, сколько важным смысловым действием — открывавшим или закрывавшим бал и настраивавшим на определенную атмосферу. Считалось, что танцевать полонез обязаны все присутствующие, хотя на больших балах это правило не соблюдалось.

Лучшее описание этого танца на балах в XIX в. дал Теофиль Готье: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющий свой ярко выраженный колорит. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме, и процессия начинается. Ее ведет император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь... Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары: какой-нибудь господин отделяется от зрителей, подает руку даме, стоящей напротив, и новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаги с теми, кто идет впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев. Под огнем тысячи глаз, с такой легкостью становящихся ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движении, самая легкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам!

Однако большинство превосходно выходит из положения, и о многих дамах можно сказать: «Et vera incessu patuit dea» (Богиню видно по походке. Вергилий.) Женщины шествуют под перьями, цветами, бриллиантами, скромно опустив глаза или блуждая ими с видом совершенной невинности, легким движением тела или пристукиванием каблука управляя волнами шелка или кружев своих платьев, обмахиваясь веерами так же непринужденно, как если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка. Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят! Даже большим актрисам не всегда это удавалось»

У полонеза, как и у любого другого танца, были свои правила и условности. Начинался он с музыкального вступления — ритурнели, после которой кавалер-распорядитель (как правило, хозяин дома) возглашал «Lа main aux dames, messieurs, et suivez moi (руку дамам, господа и следуйте за мной)». В первой паре шел хозяин с самой важной гостьей, во второй — хозяйка с самым важным гостем. Для мужа и жены было неприемлемо идти в одной паре. Но, кроме соображений светской морали, такой расклад был удобен тем, что многие фигуры начинались не одной, а первыми двумя парами, и хозяевам проще было вести танец.

Традиционно при исполнении полонеза плие делается на первом счете, но есть преподаватели, предпочитающие делать его на третий счет. Но вариант с плие на последнем счете был распространен во второй половине - конце XIX вв., среди российских авторов, что не укладывается в заданные временные рамки.


 

Мазурка считается самым сложным и красивым общественным танцем XIX века. Этот танец во многом сторится на импровизации - "лишь часть мазурки можно выучить, остальное изобретается..." [Cellarius]. Тем не менее, практически все авторы танцевальных учебников XIX века описывают сходный набор шагов. На протяжении всего века характер мазурочных шагов существенно не менялся. Большинство авторов описывает одни и те же шаги с небольшими вариациями, довольно разнообразными, что подтверждает свободный и импровизационный характер мазурки.

Мазурка - танец польского происхождения, он был популярен в России на протяжении почти всего XIX века. Мазурка имела очень яркий, экспрессивный характер и требовала от танцоров большого исполнительского мастерства. В бальных залах XIX века мазурка танцевалась как котильон или кадриль, однако в России сохранился сольный импровизационный характер исполнения.

Базовые шаги, встречающиеся в каждом описании мазурки:

Голубец - coup de talon. Французское название этого шага означает «удар каблуком».

1) Ударить пяткой о пятку из I позиции,

2) Сделать шаг во II позицию,

3) Закрыть ноги в I позицию.

Pas de basque

1) Шаг правой ногой во II или III позицию назад,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.