Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные виды тестов. Задание 5.



Основные виды тестов

Тесты ИНТЕЛЛЕКТА Используются для выявления умтвенного развития человека  
Тесты специальных способностей – для оценки возможностей человека в овладении знаниями умениями и навыками в определенной области деятельности    
Тесты ДОСТИЖЕНИЯ –  Для оценки уровня овладения основными знаниями и навыками    
Тесты ЛИЧНОСТНЫЕ – Для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных и поведенческих особенностей личности    
Тесты ПРОЕКТИВНЫЕ –  Для изучения различных личностных характеристик путем проекции результатов его деятельности на особенности сознания (рисуночные, цветовые и конструктивные тесты)  

 

Задание 4.  Проанализируйте представленный исторический факт: какой необходимый фактор развития человека как личности отсутствует в данном случае? Какие важнейшие психологические категории свидетельствуют о несформированности человеческой психики? Почему даже соответствующие социальные условия не повлияли на их формирование в дальнейшем?

 

В начале XX столетия индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожих на людей, но передвигающихся на четверень­ках. Их удалось выследить. Однажды утром Сингх во главе группы охотников спрятался у волчьей норы и увидел, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки — одна примерно восьми, другая — полутора лет. Сингх увез девочек с собой и попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи, ели сырое мясо. Младшая — Амала — умерла через год. Старшая — Камала — прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела — с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего сорок слов

 

Задача 5. Проанализируйте высказывание мамы о ребенке. Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован ею при воспитании сына?

Одна из мам говорит другой: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению, некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду и жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появляется, хотя ему скоро в школу идти».

 

 

Тема 2. Теории развития

1. Периодизация психического развития детей по Д. Б. Эльконину.

2. Кризисы возрастного развития.

3. Концепция развития детей и мышления по Л.С. Выготскому.

4. Теория развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.

5. Теория интеллектуального развития ребенка по Дж. Брунеру.

6. Теории рекапитуляции

7. Психоаналитический подход к развитию ребенка

8. Концепция Э. Эриксона

9. Концепция морального развития Л. Колберга.

 

Задание 1. Прокомментируйте приведенные точки зрения. С какой из них вы согласны, а с какой нет? Почему?

1. Развитие детского мышления идет от аутизма – через эгоцен-трическую речь и мышление – к социализированной речи и логическому мышлению (Ж. Пиаже).

2. Развитие детского мышления идет от исходно социальной речи ребенка – через эгоцентрическую речь – к внутренней речи и мышлению, в том числе аутическому (Л. С. Выготский).

Задание 2. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Возрастные кризисы».

Возрастной кризис Симптомы кризиса
   
   
   

 

Задание 3. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Различные подходы к проблеме периодизации психического развития человека в зарубежной и отечественной психологии»

Авторы Подход к периодизации психического развития
   
   
   

 

Задание 4. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Критерии возрастных этапов»

Возрастной этап Социальная ситуация развития Ведущий тип деятельности Основные новообразования возраста
       
       
       

 

Задание 5.

Обобщите смысл приведенных высказываний отечественных психологов.

1. Понятие социальной ситуации развития направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности (Б. Г. Ананьев).

2. Социальная ситуация развития – единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной (Л. С. Выготский).

3. Социальная ситуация развития есть отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания, и требования, предъявляемые к нему обществом и задающие «идеальную форму» развития (А. Н. Леонтьев).

4. Социальная ситуация развития – та конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период (Д. Б. Эльконин).

5. Социальная ситуация развития представляет особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу (Л. И. Божович).

6. Социальная среда определяет развитие ребенка через его переживание среды (Н. И. Гуткина).

Практические задания

Задание1.

 Прочитайте отрывок из работы 3. Фрейда «О психоанализе», выделите в тексте специфические для психоанализа понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.

Отношение ребенка к своим родителям далеко не свободно от сексуального возбуждения, как это показывают непосредственные наблюдения над детьми и позднейшие психоаналитические изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает обоих родителей, особенно одного из них, как объект своих эротических желаний. Обычно ребенок следует в данном случае побуждению со стороны родителей, нежность которых имеет очень ясные, хотя и сдерживаемые в отношении своей цели проявления сексуального чувства.

Отец, как правило, предпочитает дочь, мать — сына; ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка. Чувствования, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только положительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом основании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но тем не менее, он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предполо­жение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действительным и в других областях душевной жизни.

Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфан­тильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром «Гамлета» лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый. В то время, когда ребенком владеет еще не вытесненный основной комплекс, значительная часть его умственных интересов посвящена сексуальным вопро­сам. Он начинает раздумывать, откуда являются дети, и узнает по доступным ему признакам о действительных фактах больше, чем думают родители. Обыкновенно интерес к вопросам деторождения проявляется вследствие рождения братца или сестрицы.

Интерес этот зависит исключительно от боязни материального ущерба, так как ребенок видит в новорожденном только конкурента. Под влия­нием тех парциальных влечений, которыми отличается ребенок, он создает несколько инфантильных сексуальных теорий, в которых обоим полам приписываются одинаковые половые органы, зачатие происходит вследствие приема пищи, а рождение — опорожнением через конец кишечника; совокупление ребенок рассматривает как своего рода враждебный акт, как насилие. Но как раз незаконченность его собственной сексуальной конституции и пробел в его све­дениях, который заключается в незнании о существовании женского полового канала, заставляет ребенка-исследователя прекратить свою безуспешную работу.

Самый факт этого детского исследования, равно как создание различных теорий, оставляет свой след в обра­зовании характера ребенка и дает содержание его будущему неврозному заболеванию. Совершенно неизбежно и вполне нормально, что ребенок изби­рает объектом своего первого любовного выбора своих родителей. Но его libido не должно фиксироваться на этих первых объектах, но должно, взяв эти первые объекты за образец, перейти во время окончательного выбора объекта на других лиц. Отщепление ребенка от родителей должно быть неизбежной задачей для того, чтобы социальному положению ребенка не угрожала опасность. В то время, когда вытеснение ведет к выбору среди парциальных влечений, и впо­следствии, когда влияние родителей должно уменьшиться, большие задачи предстоят делу воспитания. Это воспитание, несомненно, ведется в настоящее время не всегда так, как следует. Не думайте, что этим разбором сексуальной жизни и психосексуального развития ребенка мы удалились от психоанализа и от лечения неврозных расстройств. Если хотите, психоаналитическое лечение можно определить как продолжение воспитания в смысле устранения остатков детства.

1.  Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?

2. Обозначьте те практические проблемы психического раз­вития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоаналитической теории.

3. Приведите свой собственный пример актуальной практической ситуации подобного типа.

4. Что из прочитанного, на ваш взгляд, является наиболее ценным, что показалось новым, что сомнительным или непонятным? - Подготовьте тезисное сообщение\

Задание 2. Как вы понимаете и можете проинтерпретировать такие высказывания Э. Эриксона из его работы «Детство и общество»:

В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех. Каждое поколение должно развиваться из своего детства и, преодолевая свой особый тип детства, должно развивать новый тип, потенциально многообещающий — и потенциально опасный. Делая все это, общество не может позволить себе быть деспоти­ческим или анархическим. Даже «примитивные» общества должны избегать того, что наше аналогическое мышление хотело бы, чтобы они делали. Они действительно не могут позволить себе создавать сообщества безумных чудаков, инфантильных личностей или невротиков.

Чтобы создавать людей, способных эффективно действовать в качестве массы либо в роли энергичных лидеров или полезных девиантов, даже самая «дикая» культура должна стремиться к тому, чтобы у ее большинства или, по крайней мере, у господствующего меньшинства было «сильное эго», как мы неопределенно называем ядро индивидуума. Так вот, всякая культура должна стремиться к формированию такого ядра — достаточно твердого и в то же время достаточно эластичного, чтобы примирять неизбежные в любой человеческой организации противоречия, интегрировать индивидуальные различия...

1. Какой кризис главный в подростковом возрасте?

2. Какие условия и факторы препятствуют позитивному выходу из кризиса, а на что можно опереться?

3. Охарактеризуйте проблемы достижения идентичности в современной России.

Задание 3. Прочитайте текст, выделите специфические для теории Ж. Пиаже понятия, ключевые положения, характерные для его подхода, обращая внимание на их формулировки.

Говоря в общем виде, прогрессирующее уравновешивание между ассимиляцией и аккомодацией является примером фундамен­тального процесса, осуществляющегося в когнитивном развитии, который может быть представлен в терминах центрации и децентрации. Ассимиляции, характерные для сенсорных и репрезента­тивных стадий, систематически искажающие реальность, потому что не сопровождаются адекватными аккомодациями, означают, что субъект остается центрированным на своих собственных действиях и на своей точке зрения. С другой стороны, постепенно устанавлива­ющееся равновесие между ассимиляцией и аккомодацией является результатом последовательных децентраций, которые дают субъекту возможность занимать позиции других людей или даже объектов. Первоначально мы упрощенно описали этот процесс с помощью понятий эгоцентризма и социализации.

Но это гораздо более общая и фундаментальная особенность познания, присущая всем его фор­мам, поскольку когнитивный процесс не сводится к ассимиляции информации: он влечет за собой процесс систематической децентра- ции, составляющий необходимое условие самой объективности.

1. Охарактеризуйте эгоцентризм как познавательную позицию ребенка.

2. В чем, по Ж. Пиаже, состоит метод клинического интервью?

3.  Какие выводы были сделаны Ж. Пиаже по результатам бесед с детьми дошкольного возраста?

4.  Что такое «феномены Пиаже», «задачи Пиаже»?

5.  Разъясните понятия «схема» и «операция» в концепции Пиаже.

6.  Какие стадии обязательно проходит индивид в своем когни­тивном развитии?

7.  Какие факторы влияют на особенности интеллектуального развития человека?

8.  В чем состоит «огромное завоевание» формального интеллекта в социальном плане в подростковом и юношеском возрасте? Что дает способность гипотетико-дедуктивного размышления для организации участия молодого человека в жизни общества?

9.  Объясните, что стоит за данным афористическим высказыванием Ж. Пиаже: «Мысль есть сжатая форма действия».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.