Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беседа вторая



 

АРХИЕПИСКОП ИОАНН (ШАХОВСКИЙ)

 

ЗАПИСИ ГОЛОСА ЧИСТОГО

КАК ЖИТЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ

САТИСЪ

Санкт-Питербург

 

По благословению Архиепископа

Брюссельского и Бельгийского

СИМОНА

 

Сегодня ночью плакали сирены

О бедной человеческой судьбе.

А мы вернулись, Господи, к Тебе

Из долгого, мучительного плена...

 

Возвращение человека к Богу -- главная тема трудов архиепископа Иоанна (Шаховского). Радость возвращения, радость жизни в послушании -- жизни по Евангелию.

 

 В конце 20-х годов в Белой Церкви я получил заказной пакет из Польши. Отправителем его был полковник старой русской армии Спиридон Белецкий из города Станиславова, занимавшийся извозом. Он обратился ко мне, прося разъяснения происходивших с его женой Наталией явлений.

 Глубоко верующая православная женщина стала чувствовать временами сильное побуждение записывать звучащие в ее сердце слова евангельских поучений, толкования Священного Писания и руководство жизни по вере. Это яснослышание у нее началось неожиданно.

 Я стал испытывать духа, или духов, говоривших через Наталию, и ничего не нашел в их словах, что затмевало бы Слово Божие или уводило от православной веры.

 ...Свидетельством того, что вещание шло от верного и чистого духа, для меня был и следующий факт: некоторые слова Поучений были личным ответом мне на мои тайные сердечные молитвенные вопрошания, никому не известные, кроме Единого Бога.

 

ЗАПИСИ ГОЛОСА ЧИСТОГО

В конце 20-х годов в Белой Церкви я получил заказной пакет из Польши. Отправителем его был полковник старой русской армии Спиридон Белецкий из города Станиславова, занимавшийся извозом. Он обратился ко мне, прося разъяснения происходивших с его женой Наталией явлений.

 Глубоко верующая православная женщина стала чувствовать временами сильное побуждение записывать звучащие в ее сердце слова евангельских поучений, толкования Священного Писания и руководство жизни по вере. Это яснослышание у нее началось неожиданно. Белецкие не понимали, откуда идут эти слова и не есть ли это явление какой-либо неправельности. Они тревожились этим и ряд записа записанных бесед неизвестного Пастыря (говорившего через Ниталию) прислали мне в этом письме. Я стал испытывать духа, или духов, говоривших через Наталию, и ничего не нашел в их словах, что затмевало бы Слово Божие или уводило от православной веры. Более того, благоговение, мирность, мудрость слов, духа и смирение самих этих супругов Белецких (они начали со мной переписываться) говорили мне с несомненностью о чистом источнике этих поучений. Они были ценными и для меня.

 Свидетельством того, что вещание это шло от верного и чистого духа, для меня был и следующий факт: некоторые слова Поучений были личным ответом мне на мои тайные сердечные молитвенные вопрошания, никому не известные, кроме Единого Бога. Такое прямое обращение ко мне как к "пастырю Иоанну" и ценные указания моему юному пастырству в ответ на тайные мысли мои убедили меня в том, что это явление идет от светлых духов Это было укреплением и моего пастырства.

 Особенна нужна была мне духовная помощь после отъезда епископа Вениамина. Я остался без старца-руководителя. И этот кроткий, простой, но глубоко духовный голос невидимого мира, зазвучавший около меня, укрепил дух мой; он помог мне в моем служении.

 С Наталией и ее мужем у меня осталось доброе общение и после того, как этот духовный феномен прекратился. В 30-е годы они переехали из Польши в Южную Бразилию, в Рио-дель-Сол. Своими руками они там построили деревянный православный храм. В начале 50-х годов я там навестил их. После кончины мужа Ниталия приняла монашеский постриг и жила при храме как хранительница его. Я получал от нее вести. Тихо, милитвенно она там скончалась.

 Публикуемые "Поучения" невидимого мира не нуждаются в богословских комментариях. Они просты и сны, но одновременно жизненны, глубоки и не абстрактны. Анализу богословскому подлежит лишь сам факт этого явления, соединяющий нас со временем первохристианства, когда небесные силы видимо и слышимо входили в человеческую жизнь и естественны были подобные харизматические явления, единящие, в служении Церкви, верующих людей на земле с миром невидимым.Близость ангельского мира как благословенного источника помощи Божией нам (о чем даже не все христиане догадываются) остается, конечно, и в наши дни. Она есть явление трех нравственных и духовных пророчеств, о которых предупредил Спаситель в словах: Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 51). Царство Сына Человеческого делает неизбежным явление и на земле Церкви Небесной.

 Из публикуемого текста "Записей" я исключил ответы духовного мира на мои молитвенные вопрошания. Все было, в сущности, и ответом, и поучением мне, помощью моему неопытному пастырству. В своей слабости я, несомненно, более других нуждался в пастырских наставлениях.

 Поучения Невидимых Друзей зовут нас к искреннему прославлению Бога и трепетному вниканию в Слово Христово. Являя реальность Божьих Ангелов, старших наших братьев, они открывают нам и реальность злых, темных, абсурдных духов, вторгающихся в человеческую жизнь и историю и мучающих людей. Поучения указывают и на необходимость для нас не скрывать перед другими той истины евангельской, уже открывшейся нашему сознанию, Пастырям указывается "не взирать на лица", не бояться "сильных", не льстить "богатым" и не пренебрегать простым человеком. Возвещение истины -- условие сохраняет истины в нас самих. Истина и в нас угасает, если мы скрываем ее горение в человечестве.

 Не обнаруживая источника "Поучений", я публиковал некоторые их них как "Беседы Неизвестного Старца" в "Белоцерковских листках", в газете "Борьба за Церковь" (Франция) и в журнале "За Церковь" (Германия). В 1930-м году в Белой Церкви было издано малом книжицей девять этих Поучений.

 

Беседа первая

 

 Начну со слов утешения. -- Нельзя забывать того, что Господь Бог дает испытания для нашей пользы. Эти испытания укрепляют вас, если вы верите Ему, но губят вас, если не верите. Если вы говорите: Да будет воля Твоя, значит, верите, и всякую неудачу свою (мелкую и незаметную для вечности) примете мирно, покоряясь руке Того, Кто знает лучше, чем вы, что, где и когда вам нужно. Если будете в этом уверены, то ничто не будет вас огорчать в жизни. Нищета (в вашем понимании) будет вам радостна, как и приобретением богатства. Между одним и другим вы не найдете разницы и одинаково скажете: Да будет воля Твоя.

 Вы многогрешны -- это верно, но не теряйте надежды на прощение и просите неустанно о нем. Я это говору к тому, что некоторые из вас думают в сердце своем: "Это не простится". Господь Бог знает, что плоть немощна, и если человек сознает, что сделал ошибку, и старается ее не повторять, а от сделанного им болеет внутренностью своею, Создатель видит все и слышит, и у кого раскаяние нелицемерное -- простит.

 Многие говорят: "Господи, помилуй", и повторяют это, не вдумываясь. Хочется на этом остановить ваше внимание. Представьте себе громадное сборище народа, где нельзя разобрать, кто что говорит, т.к. все кричат разом. Если же прислушаться, то внимание останавливается на том человеке, который ясно и раздельно произносит слова. Господь слышит всех одинаково. Но Его бесконечную доброту и милосердие трогают не машинально произносимые фразы, а продуманное, горькое раскаяние.

 Еще не понимаете вы все, как нужно молиться. Проникайтесь тем, что ничто не должно Вас огорчать из "жизненного", во всем должны видеть Перст Божий, ибо ничто без Его святой воли не делается. Если является от чего-то досада, значит, вы не соглашаетесь в этом с Его волей. И тогда не произносите слов да будет воля Твоя и не называйте Бога своим Отцом, так как верящий в Отца и доверяющий Отцу не противоречит Ему.

 Произнося свою просьбу о помиловании, мысленно останавливайтесь на своих грехах и за каждый отдельный просите помиловать вас и простить. Таким образом, вся ваша жизнь встанет пред вами, и вы увидите греховность вашего тела. Когда постепенно переберете грехи двей своих -- увидите, ужаснетесь количеству зла в себе и поймете сами, почему должно вам просить о помиловании. Милосердие Божие нельзя ни с чем сравнить. Оно больше, чем число песчинок на дне океанов, оно не поддается учету; но грехи людские превышают и это число. Человек грешит беспрестанно, и чем далее идет, не думая о том, тем грехи его больше и хуже. Не сознавая своего ничтожества, он все более впадает в гордыню и думает, что он сам Бог. Но даже и тогда, если вдруг одумается, поняв свои ошибки, даже и тогда Господь Бог его простит, так как милосердие Его без числа. Просите о помиловании за каждый свой проступок отдельно.

 Беседа вторая

 Будете не раз искушаемы, крепитесь и не бойтесь. Зло опасно для того, кто о Господе Боге не помнит. Вы же не забывайте, что Имя Господне охраняет вас, Имя Его, произносимое с верой в Него. Будьте добры, чувствуйте себя сильными верой в Него. Будьте бодры, чувствуйте себя сильными верой в силу Животворящего Креста.

 Крест -- ваше оружие, Крест -- ваше спасение, он вам помощь, он победа, он -- радость ваша. Поймите это. Крестные страдания Спасителя попрали диаволу, и Христова смерть на Кресте спасла нас, выкупила из рук смерти вечной. И вместо смерти дала нам жизнь.

 Осеняя себя Крестом, вы притягиваете на себя частицу этой высшей жизни; потому благоговейно делайте крестное знамение. Я хочу указать примером на великую силу сего: в древности, когда мучали последователей учения Сына Господня и бросали их на растерзание зверям, были неоднократно случаи, что звери не смели приблизиться, когда мучивый осенял себя с полной верой крестным знамением.

 Хотите выровнять свой путь, но трудно вам, огрубела ваша оболочка, не можете сразу себе уяснить, что от какого духа рождается. Исполняете злое, а потом спохватываетесь. В том-то и совершенство духа, чтобы вовремя различать злое от доброго и вовремя отбрасывать рожденное от диавола, побеждая его, как учат вас, и принимая, развивая рождающееся доброе (говорю о мыслях). Если хотите, можете часто видеть, как мысли ваши борются, но борьба эта идет для вас незаметно; надо захотеть ее увидеть и остановить свое внимание на этом, сосредоточиться. Но вы еще не можете, вы еще, как младенцы, в пеленках.

 Все требует желания и упражнений. Что значит "сосредоточиться"? Это значит собрать свои мысли так, чтобы не рождалосб злое от злого, чтобы не было тьмы, чтобы ничего не отвлекало, чтоб образовалась связь с небесными, и нити связывающие были крепки, подобно проволоке, и ничего не могло разорвать их. Упражняйтесь в этом спокойно, но твордо, откидывая "злое порождение". Дух победит плоть, и тогда поймете. Возьмите опять же пример: когда ребенку больно, мать старается сосредоточить его детское внимание на каком-либо предмете, и, отвлекаясь на него, полностью им захватываясь, ребенок уже не чувствует боли и перестает плакать. Станьте же такими детьми, и, сосредоточив свой дух на одном Божьем, не будете чувствовать боли, т.е. злых мыслей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.