|
|||
Гарфилд Патриция 4 страницаВы тоже можете при помощи сновидений вызывать необычные образы. По мере того, как вы будете развивать искусство творческих сновидений, вы сможете занять свое внимание чем-то или кем-то, кого вы желали бы видеть во сне, представить вашей памяти запрос на определенный сон, получить его и задержать в памяти после того, как вы проснетесь, а затем зафиксировать его в той или иной форме. Племя сеноев возвело искусство создания творческих сновидений на высокий уровень. Вы увидите, как можно последовательно создавать творческие сновидения. Обычно люди способны путем тренировок достичь такого уровня, на котором они могут вызывать творческие сновидения, связанные с их профессиональной деятельностью. Поэт видит поэмы, скрипач слышит во сне скрипичную музыку, математик уравнения. Поэт не увидит уравнений (по крайней мере, не будет видеть их часто). Почти все инспирированные сновидения, изобретения и открытия, запланированные или незапланированные, были сделаны людьми лишь в тех областях, в которых они были сознательно заняты. Нормальный человек может вызвать творческие сновидения лишь в хорошо знакомой ему сфере деятельности. Вы можете, при помощи одних и тех же процессов, получить из сновидений идею исследовательского проекта, новой обстановки детской комнаты, нового рекламного лозунга или же нового платья. Когда идея свежая, она творческая, независимо от того, в какой области она применяется. Вы можете вызвать творческую идею в сфере ваших интересов, какой бы она ни была. Конечно, у обыкновенных людей тоже часто удаются творческие художественные сновидения. Когда это происходит, результат сновидения имеет индивидуальное значение. Моя собственная довольно обширная память содержит много примеров творческих результатов, большая часть из которых не была запланирована. Некоторые из них удивляли меня своим необычайным появлением и своим характером. Я ни в коем случае не поэт, самое близкое расстояние, на которое я подходила к этому занятию - это придумывание стихов по случаю чьего-либо дня рождения. Но в нескольких случаях стихи возникали в моих снах, и, насколько я понимаю, они были довольно оригинальны. Я вряд ли смогу дать им объективную оценку (хотя я сознаю, что они далеки от "Кубла-Хана"), но их эмоциональное воздействие было чрезвычайно сильно. К примеру, один раз я находилась в состоянии меланхолии ввиду личного кризиса. Сильный ливень еще больше усиливал мое дурное настроение. Печальная, я легла спать. Тут позвонил мой возлюбленный, который меня успокоил, и я уснула. Вот запись странного и красивого сновидения, последовавшего за этими событиями: ... Я пытаюсь получить какое-то лекарство в аптеке, но оказывается, что все аптеки закрыты. Затем я оказываюсь на кухне в доме моей матери, где я провела свое отрочество. Здесь все покрыто тонким слоем пыли. Я провела пальцем по тарелке и ужаснулась, насколько она грязная. Я услышала, что кто-то поднимается по ступенькам, затем дверь открывается и появляется мой возлюбленный. У него - серебряно-седая борода, (которой у него не было в это время наяву). Он одет в серебристо-серый костюм, и весь его облик имеет этот необыкновенный серебристый цвет. На руках его - красивейший персидский кот с длинной расчесанной шерстью. Он подходит ко мне ближе, и я ощущаю, какой он высокий. Он начинает рассказывать об очаровательной картине, которую он видел, с девочкой и котом, подобным тому, которого он сейчас держит на руках. Он начинает читать поэму. Она кажется удивительно красивой, и я очень стараюсь запомнить ее и просыпаюсь с несколькими строчками, удержавшимися в моем сознании. Я была удивлена, что среди грязи, безобразия и беспорядка этого погреба - худшей части дома - пришла такая возвышенная красота: Услышь меня В затопленном людьми городе, Услышь меня Сквозь острую как нож боль, Услышь меня Сквозь джунгли раздирающей борьбы, Я зову тебя, Я твоя вершина... Монтевидео ("Монтевидео") Это стихотворение затрагивает мои эмоции настолько глубоко, что даже спустя годы волнует меня. Очевидно, дело тут не в чисто поэтической красоте поэмы (как я говорила, я неспособна к оценке), а в красоте взаимосвязи, в потребности ответа извне, в силе изнутри. Что бы настоящий поэт, более талантливый чем я, услышал бы в том же сновидении, при том же самом чувствовании - невозможно предугадать. Это сновидение очень созвучно системе сеноев, хотя оно имело место гораздо раньше, чем я узнала о ней. Отталкивающие образы погреба - средоточия грязи, беспорядка и холода, населенного крысами величиной с кошку, которые прогрызли в двери дыру и рыскали по кухне, растаскивая нашу пищу, - эти образы сновидения должны были бы быть ужасными. Но они были встречены смело и свободно, и благодаря этому открылась странная красота, принесшая в дар еще большую красоту. В сновидении мне не надо было даже просить, как это делают сенои, подарка от моего любимого. Это был глубоко удовлетворяющий сон. Заметьте, что я не сосредотачивалась на создании стихотворения-сновидения, но я была глубоко увлечена эмоциями, которые определили очертания стихотворения. В другом случае и совершенно по другому поводу мне приснилось следующее: Мы с моей маленькой дочерью покупаем что-то в бакалейной лавке. Стоя у кассы, мы обнаруживаем, что кассир нас обманывает, повторно записывая на наш счет продукты, за которые мы уже заплатили. Кассир уже записал на наш счет два доллара и теперь добавил еще три. Я стала шуметь и выражать недовольство. Затем я схватила его и сказала, что мы запрем его в ванной и защекочем его голое с опереньем тело. В конце концов я подхватываю его и взмываю к потолку комнаты, которая становится похожей на типичный танцевальный зал, но с какими-то фантастическими декорациями на потолке. Я раскачиваю этого малого одной рукой и затем бросаю его вниз с огромной высоты. Он разлетается на кусочки. Паря в воздухе, я объявляю: "Вот так: Вдрызг Подавленный и разбитый... Тот, кто меня обидит. ("Вот так", 7.10.70) Источник моей злобы и раздраженности стал очевиден сразу, как только я проснулась, и я почувствовала, что мои эмоции вполне оправданы. Стихи же лишь коротко выразили мое состояние. Интересно, что я вспомнила о том, что незадолго до этого я читала о стихах, увиденных во сне Дороти Паркер (они будут цитироваться далее). В моей памяти сохранились и другие стихи, иногда сопровождающиеся музыкой. Я еще в меньшей степени музыкант, чем поэт, хотя в снах я иногда слышу пение необычайной красоты, которое доводит меня до слез. Возможно, это отрывки опер, которыми я когда-то наслаждалась. Я не могу это точно определить и не могу воспроизвести эти отрывки в нотной записи после того, как просыпаюсь. Они испаряются с появлением утреннего света. Однажды во сне я пела чудеснейшую арию, которую никогда не слышала прежде. И лишь эхо осталось, когда я проснулась. Несомненно, что если бы я научилась искусству музыкального обозначения, я могла бы сохранить мои изумительные музыкальные сны. Я не настаиваю на том, чтобы каждый человек вызывал в своих сновидениях поэмы или музыку (если, конечно, он этого не пожелает), но те поэмы и другие произведения, которые спонтанно приходят к вам в ваших снах, обладают особой ценностью и заслуживают исключительного внимания. Песни, пришедшие в сновидениях, как мы увидим в следующей главе, были особо важны в жизни американских индейцев. Эти "песни-сновидения", приобретенные в юношеском возрасте возрасте поиска своей мечты - становились индивидуальным лейтмотивом человека. К ним обращались на протяжении всей жизни в наиболее стрессовых ситуациях (например, в военных кампаниях), они использовались для повышения силы духа. Это готовый пример силы эмоционального воздействия песен-сновидений на человека. Песни или поэмы, которые возникнут в ваших сновидениях, могут помочь вам войти в контакт с внутренним источником силы. Одна моя весьма способная студентка научилась задерживать свои прежде неуловимые сновидения-мелодии благодаря участию в семинаре творческих сновидений. Хотя она все еще часто оставляла нотные линейки пустыми, она стала в состоянии схватить некоторые мотивы и даже сочинять лирические мелодии. Она заметила, что музыка ее сновидений отражала ее устойчивые настроения: мелодии часто были минорными, волнующе-возбужденными или ностальгическими. Ее песни, записанные под аккомпанемент гитары, обладали, благодаря своему происхождению, странным характером, подобным сновидению. Если к вам придут ваши песни-сновидения или ваши стихи-сновидения, вы ощутите их необычную эмоциональную силу. Студенты моего семинара довольно часто создают изумительные писательские работы, основанные на своих сновидениях. Это встречается чаще, чем творческие результаты, созданные и целиком законченные в сновидении. Эти работы создают впечатление удивительной легкости исполнения, хотя они очень оригинальны и высококачественны. Художественно одаренные студенты более способны воспроизводить визуальные образы своих снов. Некоторые студенты рассказывали о своих прогулках во время сна по художественным галереям, заполненным прекрасными работами. Они воспроизводили эти работы, когда просыпались. Другие планировали или намечали содержание таких снов, например: "Ночью я увижу во сне необычайный рисунок". И они многократно замечали, что задуманный элемент возникал как фрагмент приходящего сна и этот фрагмент легко воспроизводился после просыпания. Моя собственная память тоже заполнена необычайными художественными формами - я вижу во сне живопись и скульптуру, иллюстрации к книгам, странные формы, символы и образы, которые невозможно классифицировать. Я и в самом деле немного умею рисовать, так что этот предмет моих снов не столь удивителен, но художественный диапазон моих снов превосходит мое обыденное отношение к искусству. С другой стороны, обычный человек может и не захотеть индуцировать художественные образы. Хотя он может обнаружить, что странные, удивительные образы возникают в его снах безо всякого напряжения. Такие образы имеют огромную персональную ценность, как это будет показано в девятой главе. О решении проблем во сне студенты рассказывали не так часто, как о видении художественных образов. Возможно, студент, который избрал сам путь творческих сновидений, с большей вероятностью будет продуцировать художественные образы. Несколько студентов рассказали о решении во сне математических задач, которые они не были в состоянии решить в период бодрствования. Другие рассказали о стремительном развитии различных навыков благодаря ночной "практике" сновидений. Так, одна студентка, отрабатывавшая во сне теннисный удар, обнаружила, что результат улучшился уже на следующий день. Еще пример: профессиональный игрок в гольф Джек Никлаус, как рассказывали, после долгого кризиса улучшил свой удар с помощью сна, в котором он играл очень хорошо благодаря тому, что менял положение своей клюшки. Изменив манеру "хватки" согласно своему сну, он вернул своему удару прежнюю точность. Таким образом, сны могут преподнести весьма практическое творческое решение с таким же успехом, как и чудесные художественные образы. Студенты рассказывали и о разрешении проблем, связанных с их личными взаимоотношениями. Особенно полезна здесь оказалась система сеноев. Как психолог-практик, заинтересованный в воздействии сознания на сон, я спланировала особенный тип сновидений. Была ли моя попытка успешной, можно судить по главам второй части моей книги "Как обрести сознание во время сна". Для меня такие сновидения являются необычным переживанием и большой поддержкой. Другие практикующие рассказывают о сходных переживаниях когда происходит что-то наподобие открытия нового мира: того, что лишь смутно осознавался прежде, все менее и менее пугающего, но все более и более красивого - "акры алмазов на чьем-то заднем дворике, голубая птица на чьем-то дереве" таковы образы этого фантастического внутреннего мира. Научившись запоминать и фиксировать свои сны, сделайте первый шаг к тому, чтобы полностью использовать весь диапазон ваших творческих возможностей. Овладев искусством индуцирования задуманных вами снов, вы еще больше приблизитесь к возможности использовать талант, скрытый в каждом из нас. Элементы, необходимые для творчества, могут быть обнаружены всюду, но особенно - внутри нас. Весь материал уже здесь. И единственное, что требуется от нас, это скомпоновать его по-новому, найти новую комбинацию. Препятствует же этому наша привычка смотреть на вещи стандартно и прозаично. Способность смотреть на вещи разнообразно, которой, несомненно, обладают все в детстве, - со временем выжимается из нас. Мы до такой степени учимся вести себя и отвечать определенным образом, что наше мышление становится пленником общепринятых категорий. Гибкость, необходимая для новых комбинаций, теряется. Если нам повезет, мы сохраним некоторую ее тень. Творческое мышление, однако, все еще присуще нам в наших снах. Здесь образы часто комбинируют сходные элементы странным образом (и странные образы воспринимаются как близкие). Это - сущность творчества, мы могли бы ее распознать и использовать. Творчество, которое не изучается, но подавляется, может изучаться, а не подавляться. Во многих отношениях принципы контроля над сновидениями, которые мы вытягиваем из опыта людей, видевших творческие сновидения, совпадают с хорошо известными ступенями творческого процесса. Об этом рассказано в книге Дон Фабьюна "Три дороги к осознанию". Согласно Фабьюну, большинство исследователей сходится на том, что творческий процесс состоит из следующих ступеней: Мотивация. - Некто должен поделать создать нечто оригинальное. Он может быть движим любопытством, стремлением выразить себя, потребностью в деньгах, необходимостью разрешить проблемы, стоящие перед ним, чем угодно - неважно, но он должен иметь причину. Подготовка. - Информация, относящаяся к проблеме, собирается посредством экспериментов, исследования или переживания. Манипуляция. - После того, как информация собрана, человек прокручивает ее в голове или на бумаге или на конкретном объекте. Он пытается синтезировать ее в новом образце. Инкубация. - Обычно решение не приходит сразу. Некто оставляет попытки и занимается чем-нибудь еще. Но подсознание, оказывается, продолжает борьбу с проблемой, манипулирует дальше. Сообщение (интимация). - Возникает неожиданное чувство, что решение вот-вот придет. Освещение. - Решение возникло. Вспышка озарения, "Эврика!", переживание, которое можно назвать "моментальный оргазм". Проверка. - На этой ступени процесса новый образец проверяется, после чего отвергается или признается удовлетворительным. Тот, кто интенсивно погружен в объект своего интереса, уже выполняет три первые ступени: 1) он будет побужден к творческому действию; 2) он получит собранную информацию, относящуюся к делу; 3) он сделает необходимые попытки (инициативные) синтезировать этот материал. Его разум в состоянии сна продолжает борьбу с проблемой, он будет чувствовать, что решение близко, и, наконец, оно его озарит - или во сне или же после пробуждения ( стадии 4, 5 и 6). Тот лишь факт, что человек увидит "супер-сон", отнюдь не означает, что решение будет правильным. Многие испытывают резкое разочарование, когда рассматривают свои ночные открытия при утреннем свете, подобно Дороти Паркер, которая, увидев сновидение, отвечающее на вопросы мирового значения, записала его на бумаге, утром же обнаружила то, что написала: "Хогимаус, хигимаус, мужчины полигамны. Хигимаус, хогимаус, женщины моногамны". Чем шире и разнообразней сфера творческого опыта индивидуума, тем больше его шанс произвести новую комбинацию. В наших снах, как вы помните, мы обращаемся и черпаем из огромной коллекции, в которой собраны жизненные переживания. Наши сновидения в большей степени способны черпать из полного диапазона нашего опыта, чем из какой-то его части. Мы, казалось бы, должны расширять наш опыт, но то, что мы уже имеем внутри, неизмеримо шире, чем это обычно осознается. Из хаоса зафиксированных переживаний, запомнившихся образов и чувств мы выбираем и соединяем вместе элементы, которые становятся исключительно нашими. Ученые определяли творчество по-разному, но они сошлись на том, что творчество - это "процесс, который формирует и выражает оригинальные результаты". Ваши сны помогут вам включиться в творческий процесс в любой области, которая вас интересует или в которой вы пожелаете что-то сделать. Итак, способность создавать творческие результаты (художественные ли образцы, или же решения проблем) очень сильно возрастает, если вы апеллируете к вашим снам. И если вы будете развивать навыки творческого сновидения, особенно те, что описаны в главе второй, вы будете более стабильно видеть творческие сновидения. Если вы будете использовать подсказанные во сне решения в вашей дневной жизни, вы добьетесь большего, нежели просто получение результата. Вы сможете сконцентрироваться. Самое важное, чего вы сможете достичь, самый большой результат вашей жизни, - это создание Самого Себя, своей уникальной души. Итог того, чему мы можем научиться из творческих сновидений. 1. Исключите сны-кошмары, изгоните их позитивными образами, которые будут работать на вас. 2. Концентрируйте опыт изменений, происходящих в мире путешествуйте, читайте, воспринимайте искусство, слушайте музыку, учитесь, работайте, воспринимайте внешнее, заполняйте внутреннее. 3. Погружайтесь в область, которая вас особо интересует. Обращайтесь ко всем, относящимся к делу материалам - к книгам, кино, исследованиям, прямому наблюдению. Старайтесь заставить себя понять смысл предмета вашего интереса. Получите необходимый для результата материал. Глубокий интерес к предмету или же интенсивное эмоциональное погружение приведет к тому, что вы пропитаете себя им. Впитывайте ваш интерес. 4. Развивайте специальные навыки в выбранной вами сфере деятельности. Приобретите необходимую способность создавать творческий продукт в бодрствующем состоянии или же в состоянии сна. Все элементы, необходимые для решения проблемы, должны существовать в репертуаре вашего знания. Ваши сны помогут вам рекомбинировать эти элементы по-новому. 5. Напряженно сфокусируйте ваше внимание на области ваших интересов на несколько дней (по-меньшей мере два или три). Работайте над вашим объектом до тех пор, пока не придет время сна. Это послужит своего рода приглашением "сновидения о нем". Вы можете пожелать себе специально назначенное сновидение. 6. После того, как вы увидите творческое сновидение, четко представьте его себе и зафиксируйте его в какой-либо форме настолько быстро, насколько это возможно: запишите его, зарисуйте, наиграйте, сделайте. Представьте его себе зрительно, когда переводите его в конкретную форму. 7. Уделите специальное внимание повторяющимся снам и идиосинкратическим результатам сновидений. 8. Также полезно сделать следующее: а) практикуйте навыки творческого процесса. Смотрите на одни и те же вещи по-разному. Освободитесь от догматического мышления; б) выделите время, возможность и уединение для творческой работы; в) сначала сделайте это, выносите суждение позже. Не оценивайте идеи одновременно с их генерированием; г) упорствуйте в изобретении и использовании символов в ваших сновидениях, особенно положительных символов и полезных образов. Вы одновременно поможете себе собраться и увеличить возможную результативность. д) развивайте навыки творческого сновидения (смотрите главу вторую). ГЛАВА 4. Опыт сновидений американских индейцев. Вы можете развить ваши способности, используя сны. Можно способствовать росту имеющихся у вас способностей, обращаясь к сновидениям особым образом. Давайте посмотрим, что мы можем узнать о развитии существующих способностей во сне из опыта американских индейцев. Все американские племена индейцев (все ссылки на американских индейцев в этой главе будут относиться к американским индейцам как к единой группе) придавали особое значение снам. Белые, открыв Северную Америку, обнаружили около одного миллиона индейцев, живших в различных районах на обширных территориях. Климат этих районов был различен, были различны их обычаи. Сначала исследователи и поселенцы столкнулись с индейцами восточных лесов. Некоторые из них, например, ирокезы, жили выращиванием зерна и разведением оленей, некоторые, как Одисибуа - охотой на карибу и лося в северных районах, на юге культивировался табак и насыпались курганы. После прибытия в 1600 году испанцев на собственных лошадях, поселенцы сталкивались с индейцами, которые двигались по равнинам, охотясь за мигрирующими стадами бизонов. В сухой юго-западной части Америки поселенцы сталкивались с индейцами Пуэбло, которые жили в огромных деревнях с домами-террасами и разводили овец. Некоторые индейцы жили просто собирательством, другие же (как Навахо) пряли шерстяные одеяла и делали ювелирные работы по серебру. Чем дальше продвигались поселенцы на запад, тем больше индейских племен они обнаруживали. Они встретили Шонов, которые жили исключительно желудями и другими семенами, а также и тех, кто ловил и ел кузнечиков. Достигнув северного побережья с мягким и влажным климатом, поселенцы встретили богатых индейцев, которые ловили чудесных лососей в холодных водах и даже охотились на кашалотов, собирали ягоды и искусно вырезали на кедровом дереве. Все эти племена очень отличались друг от друга по языку и обычаями, и образом жизни, как они отличаются друг от друга и по сей день. Но общим для всех них было то огромное значение, которое они придавали сновидениям. Но пути, при помощи которых индейские культуры использовали сновидения, были, естественно, различны. Сновидения нередко были частью религиозной системы. Они обеспечивали человеку контакт со сверхъестественными духами и передачу их силы. Сновидения также очень часто были частью социальной системы, со специальным статусом и ролью их интерпретатора. Сновидения также часто использовались для предсказания будущего, ритуалы отгоняли плохие сновидения и, напротив, поддерживали хорошие. Иногда сновидения должны были решать психологические проблемы, подобно психотерапии, в них обнаруживались желания или некоторые исцеляющие ритуалы, которые должны быть выполнены. Каждое племя считало, что его способ использования сновидений - наиболее важный. Изучение запутанного комплекса использования сновидений американскими индейцами - работа на всю жизнь и заслуживает, безусловно, особого внимания. В этой книге я могу осветить лишь несколько центральных пунктов, которые непосредственно применимы к нашей собственной жизни-сновидению. Некоторые обычаи американских индейцев не только не были необходимы для индуцирования сновидений, но и были вредны для здоровья, эмоционального и физического. Нам следует избежать вредной практики и использовать полезную. Первый принцип таков: люди, которые смотрят на сны как на нечто важное и даже жизненно необходимое для успеха, будут получать и запоминать счастливые сны. Индейцы, в отличие от уроженцев Запада, смотрели на них так. Я расскажу вам о воображаемом мальчике "Медвежья стопа" из племени Оджибуа и вы увидите, что я имею в виду. "Медвежья стопа" тринадцатилетний мальчик. С детства родители научили его видеть сны. Когда в домике под тростниковой крышей становилось темно, мать укрывала мальчика мягким покрывалом, прижималась к его щеке своей, желая доброй ночи, и никогда не забывала напомнить ему, чтобы он лежал спокойно, думая о чем-нибудь приятном в ожидании добрых снов. Отец же призывал тишину и молился о глубоком сне, таком, чтобы мальчик не просыпался, пока его сновидение не уйдет. Родители мальчика были озабочены - скоро должно было настать время думать "Медвежьей стопе", что делать со своей жизнью. Он отправлялся в поиск своего видения, и ему надо было быть к этому готовым. Так называемое Большое сновидение должно желаться сильнее, чем какая-либо материальная вещь в этой жизни. Без него жизнь мальчика будет неудачной. С ним он получит право на любую важную в племени карьеру охотника, рыболова, лекаря и даже воина. Разные способности придут в Большом сновидении - способность предсказывать будущее, быть счастливым в любви. Все годы жизни маленького "Медвежьей стопы" его настраивали на сновидение, на подготовку к Большому сновидению. Несколько последних месяцев он постился по утрам и даже по целым дням. Он знал, что его ноющий желудок поможет ему подготовиться к принятию хранящего его духа (манидо). Теперь в любой день, когда его душа полностью проснется, он может посетить мальчика. А если "Медвежья стопа" не выдержит предстоящего испытания, у него не будет духа-хранителя, который подарит ему сверхъестественную силу. Он должен увидеть Большое сновидение. До сих пор "Медвежья стопа" жил с "одолженной" сверхъестественной силой. Родители мальчика не могли сами давать имя младенцу, поэтому они пригласили друга, который обладал правом награждать именем, быть крестным отцом их сыну. Крестный отец выбрал имя из эпизода Большого сновидения своей юности, выражая его осторожно и сокровенно, как будто боясь выдать замысел своего сновидения. Затем он подарил маленькому "Медвежьей стопе" настоящую медвежью лапу. Мать подвесила ее над колыбелью, где ее доставали руки ребенка, раскачивая и играя с ней. Когда он научился ходить, его медвежья лапа была перенесена в плетеную сумку вместе с другими сокровищами, из которой он и теперь достает ее, когда ему необходимо почувствовать немного силу крестного отца. "Медвежья стопа" и его "тезка" с годами разменяли дары. Теперь настало время обладать собственной силой. Весной старейшина совета деревни видит сон, что время зрелости быстро приближается. Все готовятся, и "Медвежьей стопа" - тоже. Он должен идти пока он "чист" (неискушен в половом отношении). Его родители провожают его в отдаленное место в горном лесу. Здесь они сооружают "гнездо" на высоком дереве. Положив жерди на ветвях приблизительно в пятнадцати футах над землей, они сооружают что-то наподобие помоста. "Медвежья стопа" должен оставаться здесь днем и ночью в течение нескольких следующих суток - может быть на десять или до тех пор, пока к нему не придет видение. Он может спуститься лишь по нужде. Он может взять с собой лишь небольшое количество воды и несколько высушенных бобов, но он хорошо знает, что этого едва-едва хватит, чтобы выжить. Он видит, как его родители исчезают в лесной зелени и, оставшись один на своем помосте, взволнованный и испуганный, он ждет. "Медвежья стопа" усердно концентрируется на своем желании стать колдуном. Он думает об этом, воображает, как он будет помогать людям, когда станет участником Великого медицинского общества (Майдвивин). Проходят часы. Он может слышать, как мягко ступают животные, прячущиеся за благоухающими соснами. Теплые лучи солнца танцуют на его лице, мягкий ветерок треплет бахрому на его рубашке. Но вот начинает темнеть, он беспокоится. Что, если дух не придет никогда? Что, если нет никакой надежды? Он знает, что ему придется страдать, если дух не появится. Его уже беспокоит сильная боль в желудке. Возможно, ему придется отрубить часть мизинца, как это делают некоторые мальчики, прежде чем дух придет к нему. О, пускай это произойдет поскорее. Прилив страха усиливается с наступлением ночи. Плача и молясь, он кричит, пока силы не покидают его. Он засыпает на грубых жердях. "Медвежья стопа" слышит хруст ветки, открывает заплаканные глаза и смотрит в обеспокоенное лицо своей матери следующим утром. Она ласково спрашивает его, что он видел во сне. Он ничего не помнит. Он еще слаб, но близость матери и рассветный холод освежают его. Он будет сильным. Ни в коем случае, даже если его мама попросит, он не примет пищи. Это лишит его шанса на успех и он будет презирать себя за это. Теперь позади нее появляется отец. Отец напоминает ему, что он должен охранять свое сновидение от злого духа, напоминает о страже сновидения - он должен смотреть на могущественного стража как на животное или птицу. "Медвежья стопа" слышал все это много раз. Если ему очень посчастливится, он будет охраняться солнцем и громом, даже луна гораздо лучше, чем животное-дух-хранитель. Он знает также, что его отец может сократить сказочное сновидение, если отрежет язык "Медвежьей стопе" кедровым ножом и бросит его в огонь. Он представляет себе и опасность, которую несет в себе сильный страж: его жизнь будет укорочена, его свобода будет ограничена. Итак, начинается второй день его изоляции. Испытывая головокружение, он старается бороться с ним своими мольбами и упрашиваниями, он всхлипывает и спит и старается снова и снова вызвать видение... К концу третьего дня "Медвежья стопа" находится в странном состоянии. Он испытывает уже не головокружение, а качку. Он лишь потому избавлен от муки голода, что его разум занят звуками и видами, окружающими и населяющими его. Образы возникают и пропадают. Мы могли бы поинтересоваться, спит ли он и видит сны, или же бодрствует и галлюцинирует. Для индейцев же оба этих состояния неразличимы и имеют лишь одно название - "видение". Лежа в своем гнезде, слегка вскрикивая, "Медвежья стопа" неожиданно настораживается. Его шея напряглась в страхе. Он вертит головой, оглядываясь. Кто-то есть здесь. Старик! Прямо перед ним! Но как странно нежен его взгляд. У него взгляд великого мудреца. Он мягко прикасается к горячему лбу мальчика и говорит: "Мой внук, я пришел пожалеть тебя. Чего ты хочешь?" "Медвежья стопа" отвечает прерывающимся голосом: "О, учитель, я хотел попасть в твою хижину. Окажи мне эту честь". "Идем..." Старик разворачивается и вихрем спускается в маленькую палатку. "Медвежья стопа", покачиваясь, спускается вслед за ним. В крошечной палатке, которая едва вмещает их обоих с ногами, темно, но "Медвежья стопа" ощущает тяжелое присутствие кого-то третьего. Ветер начинает дуть сильнее, трепля палатку. С пронзительным визгом ветер поднимает палатку и переносит в другом мир. Старик зажимает в кулаке "Медвежьей стопы" корень. "Держи его двадцать один месяц", - говорит он. Затем он начинает двигаться по кругу, увлекая "Медвежью стопу"... По кругу , по кругу и по кругу движутся три фигуры, старик при этом напевает ритмичную мелодию, хрюкает, а их поднимает все выше и выше. Затем с криком старик подталкивает руку мальчика кверху. "Открывай небо из центра!" - кричит он. И все кружится в вихре ветра. "Медвежью стопу" подхватывает ветер и кружит, унося все дальше и дальше до тех пор, пока он не обнаруживает, что лежит на спине в своем "гнезде", глядя на небо сквозь листву. Он пришел, учитель-колдун на самом деле пришел. Жизнь "Медвежьей стопы" теперь не будет неудачной.
|
|||
|