Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гарфилд Патриция 10 страница



 Для иллюстрации приведу следующую запись сна: "...В конце этого сновидения я попыталась записать его карандашом на наволочке. Это что-то о западной философии. Я заставляю себя привстать и посмотреть, достаточно ли четка запись, и обнаруживаю лишь ряд точек и черточек. Затем я специально заставляла себя проснуться реально и записать сон". Момент, когда я понимаю, что я не проснулась и не пишу, и следующее за этим осознание того факта, что я сплю - это короткая вспышка "прозрачности", которую я использую для того, чтобы на самом деле проснуться и записать сновидение. Это редкое возникновение фальшивого пробуждения, за которым следует очень короткая вспышка прозрачности, ведущая к реальному пробуждению.

 Таким образом, я использовала контролируемую прозрачность сновидения с несколькими различными целями: для того, чтобы проснуться и записать сон; "увидеть" себя со стороны и для того, чтобы испытать оргазм. И, самое примечательное, выбор между этими вариантами я заранее не планировала и делала именно во время сновидения.

 Вы тоже можете попробовать делать выбор дальнейших своих действий во сне либо сразу после того, как обретете "прозрачность" сновидения, либо подождете, каким будет ваш непроизвольный выбор во время сновидения.

 Все упомянутое выше обладает несомненной ценностью само по себе, но есть нечто еще большее. Вы можете использовать состояние прозрачного сновидения для того, чтобы вызывать во сне кристально четкие и ясные образы и сохранять их в зрительной памяти для тщательного изучения. Люди часто во сне видят чудесные изображения или читают загадочные книги, хотя после пробуждения их воспоминания об этом оказываются расплывчатыми и неопределенными. Обычно они не могут воспроизвести снившиеся им образы после того, как проснутся. Можно научиться схватывать такого рода ускользающие образы сновидений затем, чтобы после обдумать их и детально изучить настолько, что последующее воспроизведение этих образов в реальной жизни будет простой копировальной работой. Если вы достигнете достаточного мастерства в прозрачном сновидении, то вы сможете детально изучить приснившиеся вам рисунки, почитать тексты книг сновидения или понаблюдать за каким-нибудь необычным образом с замечательной ясностью.

 Но прозрачные сновидения могут дать, конечно, еще больше. В прозрачных сновидениях вы обретете способность использовать это особое сознательное состояние в качестве своего рода персональной лаборатории, в которой вы можете проводить "репетиции" тех навыков, которые вы планируете совершенствовать в реальной жизни - что-нибудь, наподобие повышения силы и улучшения точности вашего теннисного удара или соблюдение правил хорошего тона, действительно может быть достигнуто в вашем прозрачном сновидении. Вам остается только выбрать ту сферу деятельности, в которой вы желаете достичь совершенства. Это замечание о персональной лаборатории может пониматься и существенно шире - вплоть до испробования на себе различных терапевтических приемов. К примеру, люди, страдающие какой-либо фобией, могут подарить себе в сновидении нечто, вызывающее страх (во время прозрачного сна спящий осознает, что он спит, и, следовательно, что ему не может быть нанесен никакой вред) и таким о разом возвратить себя в нормальное психическое состояние. Этот прием аналогичен применяемому психотерапевтом в реальной жизни, когда он "притупляет чувства" пациента, предлагая ему ясно представить визуально тот объект, который внушает страх. Выздоровевшие алкоголики иногда переживают сон, в котором они принимают участие в выпивке и скатываются к прежнему уровню поведения. Если вы являетесь зрителями прозрачных сновидений, вы можете рассеять все свои страхи в сновидении и выбрать тот тип поведения во сне, который для вас наиболее приемлем и в наибольшей степени импонирует: например, разбив бутылку с вином или отвернувшись от бара, вы можете тем самым отработать те черты вашего поведения, которые особенно для вас желательны в реальной жизни. Итак, возможные пути терапевтического применения прозрачных сновидений вполне очевидны. Но, в дополнение к этому, прозрачные сновидения имеют огромное значение еще по одной причине - они обеспечивают взаимосвязь реального мира и мира сновидений. Представьте такую ситуацию: вы спите, но сознание сохраняется, и вы можете направленно совершать действия в вашем прозрачном сновидении. Теперь даже обычные люди могут выучиться представлять во сне простейшие двигательные реакции. Чарльз Тарт, описывая различные состояния сознания, предположил возможность существования двух типов "коммуникативных" систем, обеспечивающих связь между состоянием сна и состоянием бодрствования. В перспективе станет возможно научить видящих прозрачные сновидения более легко реагировать на реальные события. Если бы такие сновидящие были способны обозначать момент, когда возникало прозрачное сновидение, исследователи смогли бы по наблюдениям точно узнать, существует ли такая разница между прозрачными и непрозрачными сновидениями, которую можно измерить количественно. Мы смогли бы, возможно, узнать о сне от человека в тот момент, когда он непосредственно видит сновидение, а не из его более позднего рассказа после пробуждения. Возможности общения с человеком, видящим прозрачное сновидение, во время самого процесса сна, терапевтический потенциал и чудесные личностные переживания, которые прозрачные сновидение представляет, придают прозрачным сновидениям совершенно особое значение как для реальной жизни, так и для мира снов.

ГЛАВА 7. Что можно узнать из опыта сновидений йогов.

 "О, знатнорожденный, сколь пугающие и ужасные видения должен ты видеть, осознай, что это твои собственные мысли"

(Тибетская книга мертвых).

 Вы можете полностью обрести бесстрашие в отношении самых ужасных ваших сновидений. Вы можете научиться признавать их ничем иным, как вашими собственными мыслями, которым придана столь неприглядная форма и которые живут и действуют лишь тогда, когда вы сами оживляете их. Вы сами - действительный автор этих образов, их продюсер и режиссер. Вы можете позволить им импровизировать, чтобы развлечь вас, но вы всегда можете вмешаться в эту игру. Персонажи ваших сновидений работают на вас. Они могут стать монстрами, разрушающими своего создателя, но только если вы забудете, что они ваших собственных рук дело, что в вашей власти изменить их или придать им совершенно новую форму.

 Тибетские йоги считают обязательным осознание своей роли как создателя образов в собственных сновидениях. По их мнению, необходимый контроль над сном достигнут тогда, когда их физические тела могут находиться в состояния сна в то время, как в голове сохраняется полное сознание. Они относят к осознанному переживанию то состояние сна, когда могут демонстрировать различные акты воли. Йоги утверждают, что "характер каждого сновидения может быть изменен или трансформирован по желанию". Более того, йоги возвращаются к реальной жизни с полным осознанием того, что произошло ранее и происходит теперь. Это удивительное и невыполнимое для европейца требование. Европейцы считают, что трудно обрести сознание во время сновидения, как это удается видящим прозрачные сновидения, не говоря уже о сохранении сознания на весь период между сном и пробуждением. Вместе с тем, такой уровень контроля сновидений на самом деле вполне достижим.

 Навыки йоги по владению телом и сознанием неизмеримо превосходят традиции европейской культуры. Почему нам не дается эта степень контроля сновидений? Все, что мы знаем об этих "нашептанных на ухо" учениях, о практикуемом йогами контроле сновидений мы почерпнули, во многом, из трудов В.И.Эванс-Венца, оксфордского ученого, проведшего несколько лет в Индии в изучении различных оккультных доктрин. Материал этой главы главным образом опирается на работы этого исследователя. Давайте посмотрим, как воображаемый молодой монах Рэм обучался полностью управлять своими сновидениями и что мы сможем извлечь из этих древних секретных приемов для себя.

 Молодой монах Рэм подбирает свою шафрановую блузу и садится, скрестив ноги, на каменный пол перед своим Гуру. Они находятся одни в монастырском саду, расположенным под скалой. Сквозь холодный туман монах может видеть каменные домики крестьян в далекой долине, похожие на пасущееся на склоне горы стадо, но все это воспринимается им как иной мир. Ветер доносит перезвон колоколов храма, тихое бормотание монахов в часовне, сладкий запах фимиама. Это время его индивидуального занятия и монах перестает воспринимать все, кроме своего Гуру. Это время специальных поучений Мастера, который указывает ему путь от невежества к истинному знанию, - самое важное в его жизни. Путей к познанию действительно много, но только один из них наиболее короток. Монах должен дисциплинировать свой непокорный человеческий разум, прежде чем слиться с божеством. Рэм кивает бритой головой в знак готовности, медитация начинается. Рэм все глубже и глубже уходит в себя. Ощущение внешнего мира полностью исчезает. Внутри себя он сосредотачивается на одной концентрирующей точке. Рэм много лет посвятил обучению достижения этой "единой точки" в своем разуме. Сначала он должен был научиться совладать со своим телом, достичь полного контроля своего "низшего существа", прежде чем перейти к обучению методам управления умственными процессами при помощи своей воли. Старый лама-монах записал более чем 300 лет назад секретные методы контроля над мыслительными процессами. Рэм полностью следует этим принципам под руководством своего Гуру. Сначала он учился генерировать тепло своего собственного тела. При помощи медитации и изнуряющих упражнений он обрел силу и такую власть над телом, что мог совершенно комфортно переносить сильный холод. Его мастерство генерирования "физического тепла" было проверено одним морозным зимним вечером: он и другие участники испытания, обнаженные, сели, скрестив ноги на пронизывающем ветру у замерзшего озера. Их тела служили своеобразной сушилкой для кусков ткани, намоченной в ледяной воде. Те из них, кто не смогли высушить на себе по крайней мере три таких куска, считались не выдержавшими экзамена. Тем же, кто прошел через это испытание, позволялось в знак отличия носить на себе весь год только одну рубашку или робу из хлопка, и к ним почтительно обращались как "репа" (по названию одежды). Большинство людей в Тибете должны защищаться от суровых зимних ветров и низких температур и носить меховые шапки, плащи на меховой подкладке, теплую обувь и выпивать тридцать или сорок чашек горячего чая с маслом каждый день. Неудивительно, что в такой стране человек, который может обходиться только одеждой из хлопка, пользуется большим уважением.

 Теперь Рэм обладает экстраординарной устойчивостью к экстремальным температурам, которая достигается за счет умения концентрировать и дисциплинировать свои мысли. При помощи этого умения и других упражнений Рэм приходит к заключению, что его тело лишь иллюзорное создание его ума. Он с готовностью продолжает свою работу над повышением степени контроля своего мышления.

 Европейцы могут посчитать этот тип мышления йогов тупиковым. Но, в действительности, он не столько далек, как это может показаться, от тех концепций, которых придерживаемся мы. Вы знаете, как наше внутреннее состояние может влиять на наше восприятие окружающего мира и наши способности. В качестве иллюстрации можно привести пример, как женщина, пострадавшая в автомобильной катастрофе, смогла поднять машину, придавившую ее ребенка, затем поехать в госпиталь, не ощущая боли. Только после того, как ее ребенок оказался в руках врачей, она потеряла сознание и рухнула, как выяснилось, у нее был сломан позвоночник. Невозможно? Нет, возможно. Интенсивное занятие важным делом - спасением травмированного ребенка - может, например, на некоторое время блокировать чувство боли. Мы часто "забываем" о головной или зубной боли, если в некоторый момент начинают происходить волнующие нас события. Возможно, что люди могут научиться направлять свое внимание волевыми усилиями и достигать внутренних состояний, которые часто возникают при воздействии экстремальных ситуаций.

 Мы конструируем и создаем наши переживания самыми различными путями. Мы отбираем только часть из многочисленных событий вокруг нас и мыслей в нашей голове и именно ей уделяем внимание в определенный момент времени. Когда мы испытываем сексуальное возбуждение, все (или почти все) стимулирует нас в этом направлении. Когда же мы пресыщены, те же стимулы воспринимаются нами совершенно по-другому. Существует бесконечное множество путей восприятия одного и того же события. Например, один и тот же фильм будет совершенно по-разному воспринят отдельными зрителями и даже одним и тем же человеком, но в разных аудиториях. Ни один из этих путей восприятия нельзя предпочесть как более "правильный". Вероятно, формулировка: "мир - иллюзия" - это другая форма высказывания: "существует множество взглядов на одну и ту же вещь и все эти взгляды продукт того, кто смотрит". Возможно, мы сможем научиться осознанно создавать наше внутреннее состояние, которое определяет наше восприятие. Давайте продолжим наше наблюдение за Рэмом на его пути к совершенству.

 Рэм должен пройти следующие шесть ступеней: уметь генерировать физическое тепло (ступень 1: физическое тело); полностью повелевать своим телом (ступень 2: иллюзорное тело); осуществлять контроль над своими сновидениями (ступень 3: состояние сна); если он осознает, что восприятие реального мира и сновидения - это продукты его разума, "иллюзии", то он сможет испытать экстатическую ясность восприятия (ступень 4: ясный свет) и осознать, что все во вселенной - это часть содержания "Высшего сновидения" сновидения Будды. Когда просыпается Будда, его сновидение (сознание) оканчивается. Когда человек полностью воспримет этот факт (посвящение), он испытает чувство единения со всем миром (Нирвану). Рэм в конце концов умрет и перейдет в посмертное состояние бардо (которое длится символически 49 дней, но может продолжаться до 500-1000 лет, в зависимости от степени духовного развития). Бардо считается частью продленного состояния сновидения. В это время умерший переживает ужасные видения, определяющиеся его взглядами, которых он придерживался в реальной жизни. Гуру Рэма подготовит его к этим переживаниям, сидя "лицом к лицу" и подробно описывая то, что следует ожидать от посмертного состояния (ступень 5: посмертное состояние).

 Рэм уже многое знает о том, что делать с этими ужасными видениями посмертного состояния для того, чтобы достичь свободы от необходимости бесконечно кружить по кругу умирание-возрождение. Одновременно с преодолением этих ужасных видений он сможет избежать страданий бардо и приобретет способность уйти от попыток возродиться. Таким образом, обучение контролю над сновидениями для йогов преследует особую цель - стать свободным от необходимости повторного рождения. И только в самом конце Гуру научит Рэма, как перевести свое сознание из посмертного состояния в новое физическое тело (ступень 6: перевод сознания). В результате постижения всех этих ступеней Рэм будет готов справиться со всем, что может с ним случиться.

 Мы подробно остановимся на двух ступенях: состояние сновидения и посмертное состояние, которые хотя и кажутся на первый взгляд совершенно несвязанными между собой, содержат в себе ряд советов по овладению мастерством контроля над сновидениями.

 На ступени работы с собственными сновидениями, Рэму предстоит пройти четыре стадии: он должен постичь природу сновидений; овладеть искусством изменения содержания сновидений; осознать, что сновидение - это иллюзия, и уметь управлять погружением в состояние сновидения.

 С целью постижения состояния сновидения Рэм старается сохранять неразорванность сознания при переходе от реальности ко сну. Его Гуру советует ему постоянно держать в голове в любом состоянии на протяжении всего дня то, что все вещи - это всего лишь субстанция сновидения и лишь эта субстанция - истинная природа всех вещей окружающего мира. Ночью, когда Рэм укладывается на тонкую подстилку в своей крошечной спальне, он еще раз мысленно обращается к своему Гуру, чтобы тот помог ему обрести способность постичь природу состояния сновидения, и после этого окончательно обретает уверенность в том, что так оно и будет. Затем Рэм начинает проделывать специальные дыхательные упражнения и старается подготовить сознание так, чтобы усилить свои способности по визуализации образов сновидений. Везде темно и тихо, Рэм начинает отходить ко сну...

 Мы можем вспомнить, что вышеприведенный отрывок очень напоминает процедуру погружения в субъект своих желаний за несколько минут до сна, чтобы увидеть во сне то, что запланировано. Мы ранее видели, сколь эффективен такой подход для индуцирования задуманного сновидения. Этот же подход, оказывается, может помочь и сохранению сознания в сновидении.

 Следующим утром Рэм выполняет семь раз упражнение с названием "горшкообразное" дыхание и одиннадцать раз старается постичь природу состояния сновидения. Затем он концентрируется на точке, "подобной костяной субстанции, белой по цвету, расположенной между бровями". Следующим вечером он опять фокусирует свое внимание на этой точке, а утром опять предпринимает двадцать одну попытку постичь природу состояния сна, одновременно концентрируя свой разум на другой, черной по цвету точке, размером с пилюлю, расположенной на основании его полового органа. Теперь он постигнет то, что состояние сновидения - это иллюзия. Следует отметить, что попытки вызвать задуманные видения проводятся в определенные отрезки времени и неоднократно повторяются и интенсифицируются. Попробуйте вспомнить, сколь часто вы концентрируетесь на какой-то мысли в течение хотя бы пяти минут? Старайтесь сохранять концентрацию внимания как можно дольше. Наш разум скачет от мысли к мысли столь же быстро, как птица колибри машет своими крылышками во время полета. Может быть, длительная задержка внимания на какой-то одной определенной мысли оказывает глубокое воздействие на человека и значительно облегчает появление этой мысли на других уровнях сознания. Двадцать одна попытка постичь природу состояния сна! Без всякого сомнения, такая интенсивность мыслительного процесса сможет увеличить возможность повторного появления задуманного в состоянии сновидения!

 Рэм должен стараться не забыть содержание сновидения, которое достигается сосредоточением сознания во время сна. Рэм предупрежден о том, что именно тогда, когда он начнет реально познавать природу состояния сновидения, его сон может прерваться. Это напоминает короткую вспышку прозрачности, которую использует спящий для прерывания (пугающего) сновидения с помощью пробуждения. Чтобы этого избежать, Гуру советует Рэму есть питательную пищу и заниматься физическим трудом для того, чтобы утомиться и крепко спать, с сохранением полного контроля над процессом пробуждения.

 Если Рэм озабочен повторяющимися сновидениями, которые не меняют своего содержания, ему указывается на необходимость медитирования с концентрацией внимания на этом сновидении, с использованием "горшкообразного дыхания, концентрации мысли на точке сосредоточения и твердым желанием постичь природу этого сновидения."

 Рэм может также чувствовать, что он видел сновидение, но совершенно его забыл. В этом случае Гуру советует ему "избавиться от поллюций и нечистоты". Вы тоже сможете более легко сконцентрироваться на вызывании и контроле ваших сновидений, когда будете стараться создать условия для перевода вашей жизни в более спокойное русло.

 Возможно, что Рэм не сможет вообще что-либо вспомнить о своем сновидении. Это связано с развитием "состояния негативности". Студенты моих семинаров по сновидениям часто рассказывают об этом состоянии в первые несколько ночей, называя это "ступенью страха". Противоядие, предложенное Гуру, в этом случае особенно интересно. Как обычно, Рэму предлагается медитировать, делая упражнения "горшкообразного" дыхания и сфокусировав свое внимание на точке в основании полового органа. Однако, в дополнение, гуру предлагает сделать умилостивляющее подношение "героям" и "злым духам". Согласно Эвансу-Венцу, в этом случае гуру считает, что определенные сверхъестественные силы стараются помешать ученикам, обучающимся овладению сверхъестественными силами, именно на этой ступени развития. Следовательно, прежде чем Рэм сможет почувствовать себя в безопасности и свободным от препятствий такого рода, он должен сделать друзьями тех, кто населяет эту духовную сферу - героев и злых духов. Этот взгляд, что ученик должен сделать друзей из населяющих потусторонний мир, можно сравнить с практикой сеноев по созданию дружественных образов сновидений. Эти два подхода отличаются лишь по форме. Рэм делает жертвоприношения после сна. Сенои сражаются со своими врагами во время сна, чтобы обратить их в друзей. Но эффект в обоих случаях одинаков - более дружественные образы сновидений.

 Вы никогда не обойдетесь без создания ваших собственных друзей в сновидениях для того, чтобы двигаться вперед в самопознании. Рэм ежедневно сосредотачивается на том, что все образы его сновидений приходят из его собственных мыслей и что он обладает сознанием во время своих сновидений. Теперь его гуру советует ему изменить форму образов сновидений: если, к примеру, приснился сон об огне - то следует представить, сколь страшен может быть огонь, который появляется во сне, и, сохраняя эту мысль в голове, затоптать его ногами. Точно так же теперь нужно топтать все, что бы тебе не приснилось страшного. Ясно, что этот совет практически идентичен принципу сеноев, согласно которому необходимо противостоять опасности в сновидениях. Я сама испытала действенность этого совета йогов в тот период интенсивной концентрации внимания на их идеях, когда писала эту главу. В ходе сновидения я сначала спокойно взобралась на маленькую гору, но при спуске с нее на моем пути вдруг появились кусты и неожиданно много больших, желтых и жужжащих пчел. Я страшно испугалась того, что они могут меня ужалить. Я стала себя успокаивать, говоря себе: "Они не могут причинить мне вреда, пчелы сновидения - ненастоящие пчелы". Я закладываю свои руки за спину и продолжаю спускаться дальше. Пчелы все еще вокруг меня, но на меня не обращают внимания. Затем они совсем исчезают, как только я шевелю рукой ("Желтые пчелы", 07.10.73). Как сенои, так и йоги противостоят странным образам сновидений. Хотя йогам, в отличие от сеноев, предлагается трансформировать содержание сновидения для проверки своей способности изменять сновидные образы как таковой, независимо от того, угрожающие образы или нет. Если в сновидении огонь, Рэм может иногда трансформировать его в воду - противоположность огня. Если в сновидении маленькие объекты, он может трансформировать их в большие, или, наоборот, вообразить обратный переход, с целью познать природу величин. Если в сновидении одна вещь, он может трансформировать ее в множество вещей, или, наоборот, вообразить обратный переход, с целью познать природу множественного и единичного. Это похоже на практику прозрачных сновидений, которые намеренно изменяются только для того, чтобы посмотреть, что произойдет. Если вы развиваете сознание в ваших сновидениях, вы можете производить любое изменение, какое пожелаете. Ценность этого подхода трудно переоценить, особенно в случае плохих снов.

 Когда Рэм совершенствуется в своем мастерстве трансформации образов сновидений, гуру предлагает ему подумать о различных сферах рая (сферы Будды), о том, насколько они достижимы. Ложась спать, Рэм сосредотачивается на красной точке внутри своей глотки и достигает полной уверенности в том, что обретает возможность видеть любую сферу Будды, какую пожелает. Очевидно, что Рэм вызывает сновидение в манере, сходной с практиковавшимися древними греками, египтянами и китайцами в их церемониях погружения в сон. Спящий считает, что увидит Бога или сферу Будды. Так оно и происходит. Если вы достигните некоторого мастерства в контроле сновидений, то вы сможете легко вызывать задуманные образы во сне. Рэм продолжает практиковаться в изменении содержаний сновидений, создавая необычные образы до тех пор, пока не добьется настоящего искусства в этом. Затем гуру предлагает Рэму в сновидении визуализировать его собственное тело и другие тела в форме иллюзорных или божественных образов. Рэму предлагается преодолеть свой страх перед этими образами. В конечном счете, когда вы осознаете, что вы спите и поэтому страшный образ сновидения не может причинить вам вред, вам гораздо легче быть бесстрашным. Рэм не только познает природу сновидения, учится изменять содержание сна, привыкает к тому, что сны - это иллюзии, он также концентрируется на образах различных божеств, которых он видит в своих снах и освобождается от точки зрения, что эти образы представляют собой "немыслящее состояние разума". Этот этап очень похож на действия ученика, создающего образ сновидения для медитации. Когда ученику это удается, он осознает, что содержание и реального состояния и состояния сновидения - иллюзии. Все, что переживает человек, на самом деле рождено чистым светом (являющимся продуктом сознания Будды) и иллюзии и разум в действительности перемешаны между собой. Согласно Эвансу-Венцу, однажды осознав, что содержание реального состояния и сновидений суть иллюзия ученик достигает готовности двигаться дальше по пути, целью которого является состояние без сна, свободное от иллюзий как в реальном мире, так и во сне. Только после этого считается, что ступень сновидения преодолена и можно переходить к следующим ступеням ясного света, посмертного состояния и сознательного перехода.

 Обычный европеец должен испытывать замешательство, стараясь применить этот эзотерический материал к себе. Мы видели сходство стремлений йогов с подходами, которые нам уже знакомы: соблюдение покоя с целью концентрации внимания, создание во сне дружественных образов и особых, заранее запланированных образов, развитие способности сохранять сознание в сновидении, изменение образов сновидений и бесстрашие по отношению к ним. Йоги отличаются тем, что остаются в сознании, когда ложатся спать и той завершенностью, до которой они доводят свое умение по контролю над сновидениями. Возможно, их жесткая дисциплина ума и тела, достигаемая в медитациях и упражнениях, позволяет им достигать высот, недоступных европейцам. Возможно, нам не удастся сравниться с йогами, пока мы не пройдем этот жесткий тренинг. Йоги распространяют свое бесстрашие перед образами сновидений на реальное состояние: ведь йоги должны не бояться своих сновидений, даже когда умрут. Рассмотрим бардо - состояние между смертью и другой жизнью. Считается, что это - вид состояния сновидения, хотя посмертное состояние - это необычное состояние сновидения, так как "спящий" - мертв. "Бардо Тодоль" ("Тибетская книга мертвых") указывает умершим, чему следовать им после смерти. Хотя приведенные там инструкции не для обычных сновидящих, мы можем почерпнуть из нее много полезных советов и для европейцев, желающих справиться со своими образами сновидений в живом состоянии. Еще Карл Юнг в его "Психологическом комментарии" к изданию "Тибетской книги мертвых" отметил необычную ценность этого текста, в том числе и для себя лично. Мы тоже увидим, что это так.

 Путеводитель для умерших - "Бардо Тодель" - состоит из трех частей: в части 1 описываются физические изменения (переживания моментов смерти), 2-ая часть посвящена переживаниям, возникающим во время бардо и в последней, 3-ей части приводятся сведения, как бороться с инстинктом возрождения, который направлен на то, чтобы попасть в чрево и войти в новое тело. Когда кто-нибудь умирает в Тибете (йог он или нет) ему читают "Бардо Тодоль". Йоги же еще при жизни знакомятся с ней и ее чтение у смертного одра служит лишь дополнительным напоминанием об ожидающих их временных посмертных переживаниях. Вторая часть "Бардо Тодоль" особенно близка к сенойскому подходу к контролю сновидений, тогда как в первой части этой книги едва ли можно найти полезные нам советы. Основное содержание второй части "Бардо Тодоль" - инструкции для сновидящих по преодолению страха с целью сохранение непрерывного продвижения вперед по течению жизни-сновидения. Сенойцы же предлагают аналогичный метод противостоять страшным образам сновидений. Однако, и в этом заключается основное отличие, йоги должны продвигаться по сну без всякого намерения контратаковать. Так же как и при преодолении 3-ей ступени (состояние сна), основная цель, второй части "Бардо Тодоль", - это достижение бесстрашия перед образами сновидений. Например, в одном из разделов этой части говорится о том, что умерший предстает перед 58 "божествами-кровопийцами". Это, конечно, так же может испугать, как и любой ночной кошмар для человека из реальной жизни. Если кто-нибудь может преодолеть страх перед появлением 58 таких божеств, то ему легко будет справиться и с ночными кошмарами. Йоги воспринимают образы сновидений, как формы собственных мыслей. Я не уверена, что европеец согласится с идеей, что все ужасающие образы снов - это продукт его собственного сознания. Вместе с тем, этот подход, несомненно, производит более приятное впечатление, чем взгляды, согласно которым ужасающие видения - боги или дьяволы существуют сами по себе и приходят специально к умершему, чтобы его наказать.

 Мой совет: постарайтесь, подобно йогам, согласиться с тем, что пугающие образы снов возникают из ваших собственных мыслей. Именно в способности осознать, что образы сновидения (во время жизни или после смерти) подобны собственным мыслям, заключается секрет контроля сновидений йогов. Третье состояние бардо - шудра бардо - считается переходным состоянием возрождения. В нем умерший предстает перед будущими иллюзиями. Ему следуют знать, что все страдания это результат его поведения и продукт его сознания: поэтому какими бы ни были испытания, умерший должен уметь отгородиться от них и медитировать. Затем он начнет переход в другое человеческое тело. Этот переход следует отвергать всеми силами. Если осознание новых иллюзий еще не пришло, умершему предстоит пройти через суд над его добрыми и злыми делами и затем через ужасные страдания, которые ему назначит хозяин смерти. Единственное спасение - в медитации. (Здесь необходимо отметить сходство с практикой прозрачных сновидений, когда используется аналитическое мышление в допрозрачном сновидении с целью достичь состояния прозрачности. Поэтому старайтесь анализировать образы ваших сновидений во время сна). Умерший - после всего этого увидит различный свет, исходящий из шести различных миров. Его собственное тело обретет цвет того мира, в котором ему будет суждено переродиться. Он станет медитировать над "ясным светом" и стараться избежать перерождения. Если это ему не удастся, умерший испытает перерождение. Чрево покажется ему местом, где он сможет избежать снега, дождя, темноты, пронзающего ветра и галлюцинаций. Умерший должен стараться отвергнуть перерождение. Это ему может удастся, если он избежит попадания в чрево или "закроет двери чрева". Если же он не сможет уйти от перерождения, он может постараться выбрать перерождение в стране, в которой религия пользуется уважением - но это сложная задача. После этого умерший попадает в чрево и перерождение заканчивается.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.