Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Религиозный онтологизмстал родоначальником философского онтологизма. 7 страница



88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ

Вторая форма позитивизма — эмпириокритицизм (критика опыта) — хронологически относится к концу XIX — началу XX вв.

Представлен эмпириокритицизм двумя крупными мыслителями:

— Эрнстом Махом (1838–1916);

— Рихардом Авенариусом (1843–1896). Эмпириокритицизм — философская система «чистого опыта», критический критицизм, стремящийся ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире».

Эрнст Мах — австрийский физик и философ, настаивающий на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов, совокупность ощущений образует тела. Свои элементы мыслитель считает нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам.

Понятия австрийский философ рассматривал как символы, которые обозначают «комплексы ощущений», а науки в целом — как совокупность гипотез, которые подлежат замещению непосредственными наблюдениями.

По мнению Эрнста Маха, мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощущений». Задачей науки является их описание (с математической обработкой), т. е. честное описание фактов чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль. Мах считает такое описание идеалом научного исследования, из которого следует удалить все лишнее (религиозные представления, философские категории) для облегчения мыслительного процесса.

Авенариус и Мах предложили критический анализ опыта, чтобы очистить науку от метафизических утверждений.

Предметом второго позитивизма были:

— особенности научного мышления;

— механизм образования знания;

— анализ методов получения истинного знания. Этот подход к позитивному знанию позволил дать новое по сравнению с первым, классическим позитивизмом объяснение ощущений — как изначальных, «нейтральных», не разложимых на «физическое» и «психическое» элементов.

Второй позитивизм значительно повлиял на интеллектуально-мировоззренческий климат первой четверти XX в., когда наступило концептуальное переосмысление содержания исходных методологических положений классической науки.

Влияние второго позитивизма испытали:

— А. Эйнштейн (1879–1955) — известный французский математик и философ;

— А. Пуанкаре (1854–1912) — немецкий физик, химик, философ науки;

— В. Оствальд (1853–1932) — лауреат Нобелевской премии по химии.

В вопросах гносеологии и методологии второй позитивизм разделял феноменологические и эмпирические позиции. Например, для Маха понятие может быть настолько содержательным, насколько оно выражает непосредственную связь данных чувственного опыта.

Науку, ее цель и природу Эрнст Мах объяснял инст-рументалистски, рассматривая науку как совокупность операций, которые позволяют полезно действовать на практике. Целью науки является простое и экономическое описание фактов. Функция науки — адаптивно-биологическая, помогающая человеку ориентироваться в жизни.

Идеи второго позитивизма оказали существенное влияние на интеллектуально-мировоззренческий и методологический климат науки конца XIX — начала XX вв., когда в познании начались радикальные качественные изменения.

89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Логический позитивизм — философское течение, современная форма позитивизма.

Постпозитивизм — множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.

Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

Ярчайшие представители постпозитивизма:

— Карл Поппер;

— Имре Лакатос;

— Пол Фейерабенд;

— Томас Кун.

1. Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.

По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом.

Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез к единичным высказываниям, вопреки существующему мнению индуктивистов — от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма.

2. Другим представителем английского постпозитивизма является Имре Лакатос, выдвинувший методологию научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, важно сравнивать теории друг с другом.

Лакатос как истинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма.

3. Пол Фейерабенд — американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний.

Этот мыслитель является сторонником тезиса о несоизмеримости теорий. По мнению Фейерабенда, плюрализм должен господствовать как в политике, так и в науке.

Заслугой американского мыслителя является настойчивый отказ от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука представляет собой процесс размножения теорий, в котором нет единой линии.

4. Другой американский философ Томас Кун вслед за Фейерабендом критикует схему развития науки, предложенную Поппером.

Основной идеей Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты.

90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

Эмпиризм —теоретико-познавательное направление, выводящее познание из чувственного опыта.

Галилео Галилей(1564–1642) — итальянский ученый, основатель экспериментально-теоретического естествознания.

Эксперимент — планомерное изолирование, регулирование и варьирование условий для изучения явлений, которые зависят от них, с помощью наблюдений, на основании которых складывается знание регулярности и закономерностей наблюдаемого явления. Основателем экспериментального знания называют Галилео Галилея, а вслед за ним Френсиса Бэкона.

Галилей был на стороне рационализма и считал, что мир можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума.

Галилей занимался вопросами механики, открыл некоторые ее фундаментальные законы, свидетельствовавшие о том, что существует естественная необходимость.Ученый явился основателем динамики как науки о движении физических тел. Галилео являлся одним из крупнейших астрономов своего времени. Благодаря своей экспериментальной науке он изобрел телескоп, с помощью которого обнаружил фазы в движении Венеры, пятна на солнце, кольца Сатурна, скопления Млечного пути и другие явления космоса.

Его эксперименты шли вразрез с теологическим учением и подводили мир под гелиоцентрическую картину. Галилей признавал существование Бога, но считал, что после сотворения мира Творец отошел в сторону и не вмешивался в его дальнейшее развитие. Такая точка зрения называется деизм.

Галилей предлагал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные природные причины объяснения явлений.

Своей основной задачей Галилео Галилей считал прежде всего объяснять природу и ее законы с позиций науки. Мыслитель сформулировал основные принципы механистического материализма.По мнению Галилея, законы природы имеют принудительную силу для всех людей. Мир со своей безграничностью открыт для познания.

Истина, согласно Галилею, представляет собой интенсивный бесконечный процесс углубления человеческой мысли в объект познания.

По мнению Галилея, все явления можно свести к их точному количественному соотношению, поэтому в основе всех наук лежат математика и механика.

Он являлся пропагандистом опыта как пути, который может привести к истине. Галилео утверждал, что к истине могут привести два метода:

— резолютивный (разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие);

— композитивный (осмысление явления как целостности).

Галилей был родоначальником основы естественной науки Нового времени, он предложил эксперимент как основу научного познания.

В отличие от опытов, проводившихся многими учеными до Галилея, эксперимент предполагает:

— вычленение в реальном объекте идеальной составляющей (при проецировании на реальный объект теории);

— перевод техническим путем реального объекта в идеальное состояние, т. е. полностью отображаемое в теории.

Опыты, как они понимаются в эмпирической традиции, начинающейся с Бэкона, дают некий исходный эмпирический материал. А с помощью эксперимента реализуются научные «идеальные объекты»: идеальное движение в пустоте, идеальный газ и др.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.