|
|||
Религиозный онтологизмстал родоначальником философского онтологизма. 2 страница— Каковы особенности исторического развития России и Западной Европы? — Что такое русское национальное самосознание? Философская политика Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней двух противоположных течений — славянофильства и западничества. Славянофилы связывали судьбу России с развитием русского национального сознания и расцветом русской православной религии. В истории русской философии, которая всегда уделяла большое внимание религиозной теме, особое место принадлежит Н.Ф. Федорову(1828–1903), поставившему в основу всей своей системы идею «всеобщего спасения». Отличительной особенностью мысли Федорова является его непримиримое отношение к смерти, необходимости ее активного преодоления. В его известной работе «Философия общего дела» звучит призыв к «действию», а не пассивному созерцанию мира и выражена вера в то, что разум и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу. Николай Александрович Бердяев(1874–1948) — один из ярчайших представителей русской религиозной философии. Для социального переустройства общества, согласно Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России это связано с утверждением «русской идеи». По мнению Бердяева, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм, который пронизывает все общество, его культуру, сознание. Суть национальной русской идеи — осуществление царства Божия на земле. Бердяев с критикой относится к крайностям и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, по его мнению, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она находится в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоко-Западом», соединителем, а не разделителем их. Владимир Сергеевич Соловьев(1853–1900) — русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Он стал основоположником русской христианской философии как самобытного целостного сознания. Главной идеей Соловьева является идея «всееди-ного сущего». Предельно высшее единство сущего, согласно Соловьеву, — это Бог. Абсолютная глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Только Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неизмеримое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мирового сознания, т. е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Познаниемназывается усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др. Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Теория познания — специальное исследование познания, которое делится: — на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию; — на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания: — природа познания; — возможности и границы познания; — отношение знания и реальности; — соотношение субъекта и объекта познания; — предпосылки познавательного процесса; — условия достоверности знания; — критерии истинности знания; — формы и уровни познания и др. Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой: — одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; — одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познаниятакже называется гносеологией,или эпистемологией.Эти термины происходят из греческого языка: — gnosis — познавание, узнавание (познание, знание); — episteme — знание, умение, наука. В русском языке термин «познание» имеет два основных значения: — знание как данность, добытый факт; — процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения. Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания. Теория познания должна: — обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское; — объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания: — исследует природу человеческого познания; — исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания); — рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; — исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Виды познания: Житейское познание.Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой. Научное познание.Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается: — в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем; — в достоверном обобщении фактов; — в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. Художественное познание.Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Чувственное познание.Чувственное познание имеет три формы: — ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения); — восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений); — представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание.Существует три формы рационального познания: — понятие; — суждение; — умозаключение. Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение — это связь понятий. Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умомили мышлением. Интуитивное познание.Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание. Интуитивное познание делится: — на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство); — рациональное (интеллектуальная интуиция); — эйдетическое (зрительная интуиция). 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности. Познание делит мир на две части: — на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе); — на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе). Субъект познания — глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности. Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все социальное целое. Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но чаще всего под субъектомпознания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности. Объект познания — это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта. Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания,становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объект в его отношении к субъекту — это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума. Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект — без субъекта. В современной гносеологии различается объект и предмет познания: — объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию; — предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность. Объективизм — направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей. Субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости. 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ Наука логики — диалектика.Диалектика — это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики. В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Объективной диалектикойназывается диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективной диалектикойназывается диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме. Система диалектической философии: Главные законы диалектики: — закон перехода количества в качество и обратно; — закон взаимного проникновения противоположностей; — закон отрицания отрицания. Принципы диалектики: — принцип развития через противоречия; — принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики: — сущность и явление; — единичное, особенное, всеобщее; — форма и содержание; — причина и следствие; — необходимость и случайность; — возможность и действительность. Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития. Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные — как форма этого процесса. Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития: — первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого; — второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают: — прикладную логику — охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве; — чистую логику — охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении. Современная логика распадается на множество направлений: — метафизическая логика (гегельянство); — психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт); — теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство); — семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм); — предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш); — неосхоластическая логика; — феноменологическая логика; — логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике. Логикаявляется общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа. 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей — это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания. Знание — объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира. Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание бывает: — чувственное(выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств); — логическое(выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика — это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Важнейшие формы практики: — материальное производство(преобразование природы, естественного бытия людей); — социальное действие(преобразование общественного бытия); — научный эксперимент(активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира). Основные функции практики в процессе познания: — практика — основа познания, его движущая сила; — практика — источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями; — практика — цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей; — практика — критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она: — указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества; — изменяет окружающие вещи; — выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному. Понятие опыта имеет разное значение: опыт(эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт — мера навыков и умений — в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п. Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку. 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ Чувственное познание — это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Эмпирическое познание — это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов. Эмпирическое познание — это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание. Исходным в чувственном познании является ощущение —простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Ощущения имеют широкий спектр модальности: — зрительные; — слуховые; — вибрационные; — кожно-осязательные; — температурные; — болевые; — мышечно-суставные; — ощущения равновесия и ускорения; — обонятельные; — вкусовые; — общеорганические. Объективная основа восприятия образа как целостного — это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета. Целостный образ, который отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Память, представления и воображение.Ощущения и восприятия — это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется в памяти.Никакое познание немыслимо без феномена памяти. Память очень важна в познании, она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. Представления —это образы предметов, воздействовавших когда-то на органы чувств человека и потом восстанавливающихся по сохранившимся в мозгу связям. В процессе представления сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление является промежуточным звеном между восприятием и теоретическим мышлением. Воображение — это свойство человеческого духа величайшей ценности, оно восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Без воображения познание невозможно. Основные методы исследования в науке, особенно в естествознании, — это наблюдение и эксперимент. Наблюдение — это преднамеренное, планомерное восприятие, которое осуществляется, для того чтобы выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Экспериментомназывается метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, которые отвечают целям исследования. Научный факт.Установление фактов — это необходимое условие научного исследования. Факт —это явление материального или духовного мира, которое стало удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Факты приобретают научную ценность при условии, что есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены в связи с другими фактами. 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ Методологиейназывается учение о методах познания и преобразования действительности. Методомназывается система регулятивных принципов преобразующей, практической, познавательной, теоретической деятельности. Методикойназываются конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Методика основана на методологических принципах и производна от них. Метод находится в неразрывной связи с теорией, что находит свое выражение в методологической роли научных законов. Решение многих конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых — универсальность. К таким методам относятся: законы и категории диалектики; наблюдение и эксперимент; сравнение; анализ и синтез; индукция и дедукция и др. Философские методы — это приемы исследования объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. При этом каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено, кроме всего прочего, тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей. Сравнительно-исторический метод —это установление различия и сходства предметов. Сравнение — необходимый прием познания, но он лишь тогда играет важную роль в практической деятельности человека и в научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство: — тех или иных животных; — определенных языков; — народов; — некоторых религиозных верований; — художественных методов; — закономерностей развития общественных формаций и др. Анализ и синтез. Анализомназывается мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Синтезомназывается мысленное объединение в единое целое элементов, расчлененных анализом. Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстрагирование — это выделение с помощью мысли: — какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами; — какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств; — какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Абстрагирование — это необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще. Важной частью научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования. Идеализация —образование с помощью мысли абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Обобщение — мысленный процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Процесс ограничения — мысленный переход от более общего к менее общему. Способность человека к абстракции и обобщению имеет большое значение в познавательной деятельности, в общем прогрессе материальной и духовной культуры человечества. 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Гносеология — учение о познании. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается вместе с развитием человека и человечества. Теория познания в древневосточной философии целиком подчинена этико-управленческим и воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены: 1) откуда к человеку приходит знание? 2)что такое «знание»? Мыслители древневосточной философии считали, что человечество получает знание в процессе долгого и прилежного обучения. Но существуют люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало. Согласно философии Древнего Востока учиться нужно жизни, а именно умению жить среди людей. Философы того времени под словом «знание» подразумевали прежде всего практическое, жизненное знание, а не отвлеченные абстрактные постулаты об устройстве мироздания. В древневосточной философии были поставлены важнейшие гносеологические проблемы: — соотношение чувственного и рационального в познании; — субординация мышления и языка. В гносеологии Древнего Востока существует три метода познания: — чувственный; — рациональный; — мистический. Два первых метода — чувственный и рациональный — предполагают, что есть «некто», желающий познать «нечто». В процессе познания «некто» приближается к «нечто», узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию. Мистический (сверхчувственный и сверхрациональный) метод предполагает процесс познания с помощью слияния субъекта «некто» с объектом «нечто». Часто этот процесс возможен лишь в ходе целенаправленной медитации. Перед медитацией познающий субъект должен навести порядок в душе: затушить страсти, которые мешают сосредоточиться, самодисциплинироваться, ориентировать себя на высшие цели. Основные мысли древневосточной философии: — мир и каждая личность рассматриваются как единое целое, более важное, чем составляющие ее части; — большое значение имеют методы познания, связанные с интуицией; — познание принципов макрокосма осуществлялось с помощью сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы; — познание соединялось с волей к реализации на практике моральных норм и эстетическими ощущениями; — включение человека в систему этических норм, которые имели в своей основе глобальные принципы макрокосма; — логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.; — движение представлялось в виде циклов. Познание истины опирается на интеллект и опыт, в основании которого лежат чувства. Согласно убеждению мыслителей Древнего Востока, истина постигается в процессе созерцания, понимаемого как тождественность познанию. По их мнению, истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны.
|
|||
|