|
|||
Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билетыСтр 1 из 12Следующая ⇒
Жаворонкова А.С. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия —это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философиюможно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии —увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия как система делится:на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. Философия включает в себя: — учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); — о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); — учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); — теорию познания; — проблемы теории познания и творчества; — этику; — эстетику; — теорию культуры; — свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. Функции философии: — мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира); — методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); — прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); — критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); — аксиологическая функция(от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); — социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению). 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Всякая философия — это мировоззрение,т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения: — философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение; — философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение; — философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение может быть: — идеалистическим; — материалистическим. Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи). Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества. Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей. Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической. Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий. Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку. Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу. Идеал — это мечта: — о совершенном обществе, в котором все честно; — гармонически развитой личности; — разумных межличностных отношениях; — нравственном; — прекрасном; — реализации своих возможностей на благо человечества. Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Убеждения составляют: — духовное ядро личности; — основу мировоззрения. Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний. 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Философия — один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности. Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан. Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле. Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании. Философия зародилась в очагах цивилизации: — Древней Индии; — Древнем Китае; — Древней Греции; — Древнем Риме. Родоначальниками философии принято считать: — Лао-цзы (Китай); — Кун-цзы (Китай); — Шакьямуни (Индия); — Заратустра (Персия); — Иеремия (Палестина); — Аввакум (Палестина); — Даниил (Палестина); — Фалес (Древняя Греция); — Анаксимен (Древняя Греция); — Анаксимандр (Древняя Греция). Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления. Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков: — от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика; — с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования. Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое. Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир. В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека. Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель. С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития. Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости. Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания. Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний). 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Философия — это учение о всеобщих принципах и законах развития природы, общества, познания и мышления. Философия в буквальном переводе — любовь к мудрости. Впервые слово «философия» употребил Пифагор, а ввел в общественное употребление Платон. Первые древнегреческие мыслители предметом изучения философии сделали природу — исследовали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. Поворот от космоса к человеку сделал Сократ, поставивший проблемы смысла человеческой жизни, смерти и др. После этого переворота у философии появилась двуединая задача — исследование мира и человека в их взаимоотношении, взаимосвязи. Философия: — теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы; — явилась интегрированным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса цивилизации и культуры. Назначение философии: — создание целостного мировоззрения; — объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий; — учение об общих принципах бытия; — познание сущего; — исследование отношений человека к объективному миру и его места в этом мире. Отличительные особенности философии: — она является всеобщей и абстрактной; — в ней присутствует значительный ценностный компонент; — она призвана утверждать гуманистические идеалы (истину, добро, справедливость); — она рефлексирует духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности; — она является результатом самосознания всей культуры. Философия с точки зрения своего назначения является рефлексией. Рефлексия — своеобразное явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает ни с познанием, ни с самопознанием. Одной из самых важных особенностей философии является ее универсализм.Это означает, что лишь в философском анализе возможно фиксировать существование разных способов духовного освоения человеком мира, учитывать специфику каждого из них, сопоставлять категории добра и зла, истины и пользы и др., ставить вопрос об их природе. Основные проблемы философии: — объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве); — первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии); — развития мира (диалектический и метафизический способы познания); — познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики); — человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры). Структура философского знания: — онтология (философия бытия); — гносеология (теория познания); — логика (познание принципов мышления); — аксиология (учение о ценностях); — эстетика (изучение прекрасного); — антропология (исследование проблем природы, сущности человека); — праксеология (социальная философия). 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ Философия(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением. Мифология —система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека. Структура мифа: — познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.; — предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы; — практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов: — как возник мир; — как он развивается; — что такое жизнь; — что такое смерть и др. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них. Близко к мифологическому религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное. Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога,божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание. По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Вера дается Богом человеку: — через воспитание в условиях религиозной семьи; — обучение в школе; — опыт жизни; — силу разума, постигающего Бога через проявление его творений. Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли. 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
|
|||
|