Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





- представлять интересы в правлении товарищества. 3 страница



- утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной ч. 3 ст. 5 указанного Закона.

 

Уведомление о проведении общего собрания

членов товарищества

 

В ч. 13 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства предусматривается следующее:

"Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

1) направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);

2) размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии);

3) размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества".

В ч. 14 этой же статьи указано:

"Сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации".

Часть 15 указанной статьи устанавливает:

"В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается".

Таким образом, в новом Законе предусмотрены обязательные способы извещения собственников земельных участков о проведении общего собрания. В обязательном порядке уведомление размещается на информационном щите в границах территории товарищества. А вот персональное направление уведомления о проведении общего собрания в обязательном порядке предусмотрено только членам товарищества - исключительно на адрес электронной почты, указанный в реестре членов товарищества, а при отсутствии электронной почты - почтовым отправлением. При наличии интернет-сайта товарищества размещение уведомления на данном ресурсе также является обязательным.

Анализ этих законоположений позволяет заключить следующее.

Во-первых, отправка уведомления должна производиться способом, подтверждающим факт отправки в случае возникновения спорных ситуаций: при отправке по электронной почте доказательством может служить распечатка электронного сообщения и (или) скан-копия экрана компьютера, при почтовом отправлении - квитанция об отправке заказного письма и (или) уведомление о вручении заказного письма.

Во-вторых, обязательного персонального письменного уведомления о проведении общего собрания правообладателям участков, не являющимся членами товарищества, при отсутствии сведений о них в специальном разделе реестра членов товарищества, в новом Законе не предусмотрено. Информацию о проведении общего собрания правообладатели земельных участков, не являющиеся членами товарищества, могут получить на информационном щите, расположенном в границах территории товарищества, а отсутствие персонального уведомления не может квалифицироваться как нарушение их прав.

В-третьих, размещение информации о проведении общего собрания в СМИ служит дополнительным источником информации с целью максимального охвата целевой аудитории - правообладателей земельных участков, но не отменяет обязательных способов уведомления. Однако, с учетом факультативности размещения информации о проведении общего собрания в СМИ, выбор конкретного СМИ не ограничивается только официальным СМИ субъекта РФ. В качестве такого СМИ может быть использована любая информационная площадка - от региональной газеты до сайта местной поселковой администрации. Важно то, что публикация уведомления в СМИ является правом, а не обязанностью правления товарищества, поэтому отсутствие такой публикации не может считаться нарушением порядка уведомления членов товарищества о проведении общего собрания.

В-четверых, дополнительным источником информирования собственников участков о проведении общего собрания также может служить рассылка уведомления через СМС-сообщения, мессенджеры, социальные сети и др.

В-пятых, обязательная информация, которая должна содержаться в уведомлении:

- дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества;

- перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества.

 

Подсчет голосов членов товарищества

 

В практике управления СНТ зачастую возникают трудности с подсчетом голосов членов товарищества. При этом основные вопросы связаны с количеством голосов, которыми может обладать член товарищества или его представитель.

Сколько голосов у члена товарищества, имеющего два или три участка в границах СНТ?

Если владельцев участка двое, могут ли они быть приняты в члены товарищества и каким количеством голосов они будут обладать?

Сколько членов товарищества может представлять один человек?

Согласно Закону о ведении гражданами садоводства членство в товариществе приобретается в следующем порядке.

Правообладатель земельного участка (участков) подает в правление товарищества письменное заявление по установленной форме.

При отсутствии оснований для отказа в приобретении членства общее собрание обязано принять решение о приеме заявителя в члены товарищества.

С даты принятия общим собранием решения о приеме заявитель становится членом товарищества. Сведения о нем должны быть занесены в реестр членов товарищества, каждому члену товарищества в течение трех месяцев со дня приема в члены товарищества председателем товарищества выдается членская книжка или другой заменяющий ее документ, подтверждающий членство в товариществе (ч. 13 ст. 12 Закона о ведении гражданами садоводства).

Как уже было отмечено, членство в товариществе - неимущественное право, связанное с личностью физического лица.

Следует отметить, что право на вступление в члены товарищества зависит от наличия земельного участка в границах территории товарищества, а не от их количества.

Решение о приеме в члены товарищества принимается в отношении личности заявителя один раз.

Поскольку законом не предусмотрено преимущественное право голоса одного члена товарищества перед другим в зависимости от площади земельного участка или строений, голос каждого члена товарищества является равнозначным. Садоводческое или огородническое товарищество не является акционерным обществом, где подсчет голосов осуществляется исходя из количества голосующих акций, либо товариществом собственников жилья, в котором количество голосов у собственника определяется пропорционально площади принадлежащей ему квартиры. Можно приобрести в собственность и два, и три земельных участка, но нельзя одновременно дважды быть членом одного товарищества.

В связи с этим в товариществе действует простой принцип: один член товарищества имеет один голос.

Аналогичная норма будет применяться и в отношении правообладателей земельных участков, не являющихся членами товарищества: одному физическому лицу принадлежит один голос.

При наличии общедолевой собственности на земельный участок право на вступление в члены товарищества имеют все собственники данного земельного участка, так как Законом о ведении гражданами садоводства не предусмотрено ограничение в правах отдельных владельцев земельных участков.

Таким образом, если земельным участком владеют два собственника, каждый из них может вступить в члены товарищества и участвовать в общем собрании с правом голоса.

Вместе с тем Закон не запрещает вступить в члены товарищества только одному из собственников земельного участка. При этом следует различать понятия "общедолевая собственность" и "совместно нажитое имущество".

Согласно ст. 12 Закона о ведении гражданами садоводства в члены товарищества могут быть приняты только собственники (правообладатели) земельных участков, расположенных в границах территории товарищества. Поэтому для подтверждения права на вступление в члены товарищества заявитель обязан документально подтвердить право собственности на земельный участок, предоставив выписку из ЕГРН (либо свидетельство о праве собственности), в которой будут указаны его фамилия, имя и отчество (при наличии) и доля в праве на земельный участок. При покупке земельного участка лицом, состоящим в браке, необходимо согласие супруга (супруги) на данную сделку, но в правоустанавливающих документах будут указаны данные только одного собственника.

Таким образом, супруг (супруга), сведения о котором не содержатся в ЕГРН, не может быть членом товарищества в силу закона.

В соответствии с ч. 19 и 25 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства право на участие в общем собрании имеют представители как членов товарищества, так и правообладателей земельных участков, не являющихся членами товарищества (по вопросам, относящимся к их компетенции).

 

Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

 

В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно (п. 5 ст. 185 ГК РФ).

На основании п. 6 указанной статьи правила, соответственно, применяются также в случаях, если доверенность выдана несколькими лицами совместно.

В Законе о ведении гражданами садоводства предусматривается специальное право членов товарищества и правообладателей земельных участков, не являющихся членами товарищества, уполномочить представителя на участие от своего имени в общем собрании. Законодательство не содержит ограничений по количеству доверенностей у одного представителя.

Таким образом, количество голосов, которыми обладает представитель, определяется количеством доверенностей, выданных ему членами товарищества и правообладателями земельных участков.

Следует отметить, что в случае присутствия на общем собрании и доверителя, и доверенного лица должен учитываться только один голос. Также в зависимости от предоставленных доверенностью полномочий и статуса правообладателя земельного участка (является членом товарищества или нет) представитель имеет право голосовать от имени представляемого в объеме полномочий члена товарищества либо только правообладателя земельного участка. При подсчете голосов важно учитывать возможность изменения статуса члена товарищества с момента выдачи доверенности.

Рассмотрим действие выданных доверенностей на примерах.

Член товарищества выдал представителю нотариальную доверенность на представление его интересов только как члена товарищества. В случае добровольного выхода из товарищества доверителя полномочия представителя по доверенности прекратятся с даты получения правлением заявления о выходе из товарищества.

Важно: для представления интересов как собственника участка и как члена товарищества данные полномочия должны быть отражены в доверенности.

Теперь допустим, что собственник участка выдал представителю доверенность на право участия в общем собрании только как владельца участка. После этого он принял решение о вступлении в члены товарищества и был принят на очередном общем собрании. Для того чтобы его представитель мог участвовать в общем собрании по всем вопросам повестки дня, необходима новая доверенность на представление интересов владельца участка как члена товарищества.

По общему правилу членом товарищества может быть правообладатель земельного участка в границах территории товарищества. Решение о принятии в члены товарищества принимается на общем собрании.

Законом о ведении гражданами садоводства предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в приобретении членства в товариществе. В соответствии с ч. 9 ст. 12 этого Закона в приобретении членства товарищества должно быть отказано в случае, если лицо, подавшее заявление о приеме в члены товарищества:

- было ранее исключено из числа членов этого товарищества в связи с нарушением обязанности по уплате взносов и не устранило указанное нарушение;

- не является собственником или правообладателем земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества;

- не представило копии документов о правах на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества;

- представило заявление, не соответствующее требованиям, предусмотренным ч. 5 ст. 12 Закона о ведении гражданами садоводства.

Обратите внимание: поскольку указанный перечень является закрытым, он не может быть сокращен либо расширен уставом товарищества. Общее собрание также не может принять решение о приеме в члены товарищества при наличии хотя бы одного из оснований, препятствующих приобретению членства, указанных в ч. 9 ст. 12 Закона о ведении гражданами садоводства. Данное решение будет неправомочным с момента его принятия.

 

Протокол общего собрания

 

В ч. 25 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства закреплено:

"Решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества. В случае принятия общим собранием членов товарищества решения путем очно-заочного голосования к такому решению также прилагаются решения в письменной форме лиц, указанных в пункте 2 части 24 настоящей статьи. В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным настоящей частью для оформления результатов голосования членов товарищества".

Буквальная трактовка этого законоположения означает следующее.

Список участников общего собрания является обязательным приложением к протоколу общего собрания.

Поскольку новым Законом предусмотрена возможность участия в общем собрании всех собственников (правообладателей) земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества (вне зависимости от того, являются собственники членами товарищества или нет), список участников общего собрания должен содержать информацию о статусе каждого собственника (правообладателя) земельного участка для документального подтверждения правомочности общего собрания, в котором должны принять участие не менее 50% членов товарищества (или их представителей), а также для подтверждения количества членов товарищества, минимально необходимого для принятия решения по вопросам повестки дня (в зависимости от пункта повестки дня: простое большинство, две трети голосов от числа присутствующих на общем собрании членов товарищества), а в отдельных случаях - для учета результатов голосования собственников (правообладателей), не являющихся членами товарищества - как на момент открытия общего собрания, так и после принятия новых членов или исключения действующих.

Следует отметить, что в процессе рассмотрения вопросов повестки дня количественный состав членов товарищества может меняться как в  (прием новых членов), так и в меньшую сторону (исключение или добровольный выход из членов товарищества). Результаты изменения статуса каждого собственника земельного участка должны быть отражены в протоколе общего собрания: в тексте протокола после результатов принятия решения по соответствующему вопросу повестки дня и (или) в списке участников общего собрания. Соблюдение указанного требования позволит документально подтвердить правомочность общего собрания - как в части минимально необходимого количества участвующих членов товарищества, так и в части минимально необходимого количества голосов для принятия решений по каждому вопросу повестки дня.

Обратите внимание: на момент открытия общего собрания перечень владельцев участков, являющихся членами товарищества, указанный в списке участников общего собрания (без учета собственников участков, не являющихся членами товарищества), должен соответствовать реестру членов товарищества.

По итогам состоявшегося общего собрания в случае изменения статуса собственника участка в связи с принятием или исключением (добровольным выходом) из членов товарищества в реестр членов товарищества вносятся изменения на основании информации, зафиксированной в протоколе общего собрания и (или) списке участников общего собрания.

 

2. Правление и председатель товарищества

 

В период между общими собраниями управление товариществом осуществляют его исполнительные органы, подотчетные общему собранию членов товарищества:

- единоличный исполнительный орган - председатель товарищества, являющийся членом правления товарищества и его председателем;

- постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган - правление товарищества.

Согласно Закону о садоводах общее собрание избирает председателя и членов правления на два года, при этом уставом садоводческого объединения может быть предусмотрено:

- избрание председателя на заседании правления из числа членов правления;

- избрание членов правления на любой срок.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона о ведении гражданами садоводства члены правления и председатель товарищества избираются из членов товарищества на общем собрании тайным или открытым голосованием, порядок которого определяется простым большинством голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества. Иных способов избрания председателя и членов правления не предусмотрено. Срок полномочий исполнительных органов товарищества не может превышать пяти лет и определяется уставом товарищества. При этом председатель и члены правления товарищества осуществляют свои полномочия и по истечении указанного срока до избрания новых исполнительных органов товарищества.

Для наглядности приведем сравнение норм, регулирующих вопросы избрания и окончания полномочий председателя и правления, действующего Закона и Закона о ведении гражданами садоводства в виде таблицы.

 

Таблица

 

Вопросы Закон о садоводах Закон о ведении гражданами садоводства
Избрание председателя - на общем собрании; - из числа членов правления (в соответствии с уставом); - на два года - на общем собрании; - до пяти лет (в соответствии с уставом)
Избрание правления - на общем собрании; - на два года (на иной срок (в соответствии с уставом)) - на общем собрании; - до пяти лет (в соответствии с уставом)
Количество членов правления Определяет общее собрание Не менее трех человек и не более 5% от числа членов товарищества
Окончание полномочий Не регламентировано После избрания новых членов правления и председателя

 

Таким образом, с 1 января 2019 г. не могут применяться нормы уставов некоммерческих объединений в части:

- избрания председателя на заседании правления из членов правления;

- определения количественного состава правления, не соответствующего требованиям Закона о ведении гражданами садоводства;

- избрания уполномоченных.

С 1 января 2019 г. решения общих собраний в отношении избрания исполнительных органов товарищества также должны приниматься в соответствии с требованиями Закона о ведении гражданами садоводства.

Обратите внимание: даже при наличии в уставе, зарегистрированном до 1 января 2019 г., нормы о возможности избрания председателя товарищества на заседании членов правления общее собрание с указанной даты не вправе делегировать правлению эти полномочия, так как они относятся к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. При этом с учетом ч. 6 ст. 16 Закона о ведении гражданами садоводства исполнительные органы товарищества (за исключением уполномоченных), сформированные до вступления в силу этого Закона, действуют в прежнем составе до избрания новых членов правления и председателя.

Приведем пример.

Допустим, в СНТ "Красный маяк" до 1 января 2019 г. сформировано правление в составе 12 человек из 57 членов. Полномочия всех членов правления сохранятся до ближайшего общего собрания, на котором будет рассматриваться вопрос об избрании исполнительных органов товарищества. Итогом рассмотрения данного вопроса исходя из численности членов должно быть решение об избрании правления в составе трех человек, включая председателя товарищества, принятое квалифицированным большинством голосов не менее двух третей от участвующих в общем собрании членов товарищества. При наличии большего количества кандидатов на должность председателя и членов правления, за которых проголосовало квалифицированное большинство, победителями будут кандидат в председатели, набравший наибольшее количество голосов, и двое кандидатов в члены правления, набравшие максимальное количество голосов. При равенстве голосов возможны следующие решения:

1) некоторые кандидаты по договоренности добровольно пишут заявление о самоотводе своей кандидатуры;

2) по данному вопросу повестки дня проводится повторное голосование на этом же или следующем общем собрании.

 

Раздел 9. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

 

Постоянно действующим контрольным органом товарищества является ревизионная комиссия или ревизор (далее по тексту - ревизионная комиссия). Контрольный орган создается с момента учреждения товарищества и действует до момента принятия решения о ликвидации либо реорганизации товарищества.

Согласно ч. 5 ст. 16 Закона о ведении гражданами садоводства с 1 января 2019 г. контрольный орган будет избираться на срок не более пяти лет в составе одного (ревизор) или не менее трех (ревизионная комиссия) членов товарищества:

- на общем собрании учредителей (при создании товарищества);

- общем собрании членов товарищества.

Основными задачами и полномочиями ревизионной комиссии, определенными Законом о ведении гражданами садоводства, являются следующие.

В задачи ревизионной комиссии входят:

1) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества;

2) контроль за деятельностью председателя и правления товарищества, в том числе:

- проверка выполнения решений общих собраний;

- проверка законности сделок;

3) проверка наличия и состояния имущества общего пользования;

4) участие в работе общего собрания, в том числе:

- представление отчетов об итогах ревизии;

- сообщение обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов товарищества;

- представление предложений об устранении выявленных нарушений;

5) осуществление проверки своевременности рассмотрения правлением товарищества или его председателем заявлений членов товарищества.

К полномочиям ревизионной комиссии относятся:

- бесплатное получение в правлении заверенных в установленном порядке копий документов, связанных с деятельностью товарищества;

- рекомендации по устранению выявленных нарушений;

- инициирование проведения общего собрания;

- обеспечение проведения внеочередного общего собрания членов товарищества (в случае нарушения правлением 30-дневного срока и (или) порядка проведения внеочередного общего собрания, инициированного ревизионной комиссией).

Ревизионная комиссия является независимым контрольным органом, подотчетным только общему собранию членов товарищества. В ч. 2 ст. 20 Закона о ведении гражданами садоводства установлен прямой запрет на избрание в ревизионную комиссию членов товарищества, входящих в состав исполнительных органов товарищества (председатель и члены правления) либо имеющих с ними родственные связи: супруги и их родители (усыновители), родители (усыновители), бабушки, дедушки, дети (усыновленные), внуки, братья и сестры (их супруги).

Обратите внимание: ревизионная комиссия не относится к исполнительным органам товарищества, которые согласно ч. 6 ст. 16 Закона о ведении гражданами садоводства продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества. Следовательно, полномочия ревизионной комиссии истекают по окончании срока, на который были избраны члены ревизионной комиссии (срок полномочий ревизионной комиссии определяется общим собранием или уставом, но в любом случае не может превышать пяти лет).

В ч. 3 ст. 20 нового Закона предусматривается, что порядок работы ревизионной комиссии (количественный состав, срок полномочий, периодичность и период проверок финансово-хозяйственной деятельности, порядок оформления отчетов) может быть установлен:

- уставом товарищества;

- положением о ревизионной комиссии, утвержденным общим собранием членов товарищества.

При отсутствии утвержденного порядка ревизионная комиссия должна руководствоваться нормами Закона о ведении гражданами садоводства и ГК РФ. Результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности оформляются в виде отчета ревизионной комиссии, который утверждается общим собранием членов товарищества. По новому Закону для утверждения отчета необходимо выполнение нескольких условий.

Во-первых, ревизионная комиссия избрана правомочно.

В повестку общего собрания включен вопрос о выборах членов ревизионной комиссии, на собрании присутствовало более 50% членов товарищества, две трети из которых проголосовали за избрание ревизионной комиссии из членов товарищества, сведения о которых имеются в реестре членов товарищества.

Во-вторых, в течение всего периода ревизионной проверки и на дату подписания отчета все члены ревизионной комиссии являются членами товарищества.

Члены ревизионной комиссии должны быть действующими членами товарищества (не вышли из товарищества добровольно, не были исключены, не утратили право членства в связи с отчуждением земельного участка).

В-третьих, в течение всего периода ревизионной проверки и на дату подписания отчета все члены ревизионной комиссии исполняют свои представительские функции лично и являются дееспособными.

Поскольку Законом о ведении гражданами садоводства не предусмотрена передача полномочий членов ревизионной комиссии третьим лицам: представителям по доверенности, аудиторским компаниям, законным представителям (в случае признания гражданина недееспособным), - они обязаны реализовать свои полномочия лично.

В-четвертых, в течение всего периода ревизионной проверки и на дату подписания отчета ни один из членов ревизионной комиссии не утратил права быть в составе ревизионной комиссии.

В новом Законе установлен прямой запрет на избрание в ревизионную комиссию членов товарищества, избранных в исполнительные органы товарищества (председатель и члены правления), а также являющихся близкими родственниками председателя и членов правления. В связи с этим в случае избрания члена ревизионной комиссии в состав исполнительного органа товарищества он обязан сделать выбор: оставаться членом ревизионной комиссии либо осуществлять свои полномочия как председатель или член правления товарищества. В случае заключения брака с лицом, избранным председателем или членом правления товарищества, член ревизионной комиссии обязан сложить свои полномочия с даты изменения своего семейного положения.

В-пятых, отчет согласован и подписан необходимым количеством членов ревизионной комиссии.

Из требований ч. 4 ст. 21 рассматриваемого Закона вытекает необходимость подписания документов, составленных ревизионной комиссией, членами ревизионной комиссии. При этом в нем не конкретизированы порядок подписания документов и количество членов ревизионной комиссии (если их более трех), которые должны участвовать в проверке финансово-хозяйственной деятельности товарищества, а также не предусмотрен порядок подсчета голосов членов ревизионной комиссии, если их мнения разделились. При отсутствии утвержденного общим собранием порядка деятельности ревизионной комиссии данная норма Закона требует уточнения локальными документами товарищества.

Во избежание разногласий в отношении правомочности подготовленного отчета ревизионной комиссии рекомендуется:

- подписание отчета всеми членами ревизионной комиссии - при отсутствии утвержденного общим собранием положения о порядке деятельности ревизионной комиссии либо конкретных требований в уставе товарищества;

- подписание отчета членами ревизионной комиссии строго в соответствии с утвержденными локальными документами товарищества.

Исходя из норм нового Закона общим собранием может быть утвержден порядок деятельности ревизионной комиссии, определяющий минимальное количество членов ревизионной комиссии, которые должны проводить проверку и подписывать отчет, но в любом случае их количество не может быть менее трех членов товарищества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.