Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





- представлять интересы в правлении товарищества. 2 страница



Следует отметить, что все правообладатели земельных участков в границах товарищества имеют равные права на вступление в члены товарищества, избрание в его органы управления и контроля.

В ст. 16 Закона о ведении гражданами садоводства предусматривается, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества, обязательными исполнительными органами товарищества служат единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества), а контрольным органом - ревизионная комиссия (ревизор).

Важной особенностью создания и текущей деятельности товарищества по новому Закону является ограничение минимального количества участников данного юридического лица.

Так, согласно ч. 6 ст. 10 и ч. 2 ст. 16 Закона о ведении гражданами садоводства количество учредителей и членов товарищества не может быть менее семи.

В соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона о ведении гражданами садоводства со дня государственной регистрации товарищества граждане, принявшие решение об учреждении товарищества (учредители), являются его членами. Следовательно, для возможности существования товарищества как юридического лица будет важным постоянное наличие в реестре членов товарищества не менее семи действующих членов товарищества, не утративших право членства в товариществе в связи с прекращением имущественных прав на принадлежащий им земельных участок или исключением из членов товарищества.

Таким образом, проведение общего собрания и реализация требований об избрании исполнительных и контрольного органов товарищества будут возможны только при условии надлежащего количества действующих участников юридического лица.

В новом Законе (как и в ныне действующем) не предусмотрено иных органов управления товариществами, в том числе внешних управляющих или управляющих компаний. В случае принятия общим собранием решения о передаче части полномочий управляющим последние будут выполнять функции сторонних организаций или наемных работников, которые обязаны выполнять требования председателя и правления как исполнительных органов товарищества.

 

1. Общее собрание товарищества

 

Общее собрание членов товарищества является высшим органом товарищества.

В ст. 17 нового Закона предусматривается, что принятие решений по ряду вопросов, связанных с деятельностью товарищества, является исключительной компетенцией общего собрания:

- изменение учредительных документов;

- избрание и досрочное прекращение полномочий председателя, членов правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

- прием и исключение из членов товарищества;

- приобретение и распоряжение земельным участком общего пользования;

- финансовые вопросы:

открытие и закрытие банковских счетов;

утверждение приходно-расходной сметы и финансово-экономического обоснования;

определение размера и срока внесения взносов;

утверждение отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора);

условия оплаты труда работникам товарищества;

отдельные вопросы, определяющие порядок текущей деятельности.

Обратите внимание: согласно новому Закону в работе общего собрания имеют право принимать участие все правообладатели земельных участков на территории товарищества, если в повестку дня включены вопросы, затрагивающие имущественные или финансовые интересы всех правообладателей земельных участков, в том числе не являющихся членами товарищества.

Общее собрание членов товарищества должно быть проведено в тот день и время и в том месте, которые указаны в уведомлении о проведении общего собрания, направленном (размещенном) в установленном порядке не менее чем за две недели до назначенной даты собрания.

Общее собрание членов товарищества вправе рассматривать и принимать решения по следующим вопросам:

- вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания;

- вопросы, относящиеся к компетенции исполнительных органов (председателя и правления товарищества);

- любые вопросы, связанные с деятельностью товарищества, не противоречащие действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества отнесены особо важные вопросы, связанные с приобретением, созданием, владением, распоряжением имуществом общего пользования, распределением земельных участков между членами товарищества, избранием органов управления и контроля, приемом граждан в члены товарищества, текущей финансовой деятельностью и другие важные вопросы, а именно:

1) изменение устава товарищества;

2) избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;

3) определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

4) принятие решения о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков;

5) принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования;

6) принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта РФ или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества;

7) прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества;

8) принятие решения об открытии или о закрытии банковских счетов товарищества;

9) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества;

10) распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом РФ;

11) утверждение отчетов ревизионной комиссии (ревизора);

12) утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), заключивших трудовые договоры с товариществом;

13) принятие решений о создании ассоциаций (союзов) товариществ, вступлении в них или выходе из них;

14) заключение договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором товарищества;

15) утверждение порядка ведения общего собрания членов товарищества, деятельности председателя и правления товарищества, деятельности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

16) рассмотрение жалоб членов товарищества на решения и действия (бездействие) членов правления, председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

17) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;

18) утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества;

19) определение порядка рассмотрения органами товарищества заявлений (обращений, жалоб) членов товарищества;

20) принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества;

21) определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона о ведении гражданами садоводства;

22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона о ведении гражданами садоводства;

23) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.

К компетенции общего собрания также относится определение размера платы, взимаемой с правообладателей земельных участков, при предоставлении им копий документов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 Закона о ведении гражданами садоводства:

- устава товарищества с внесенными в него изменениями;

- документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

- бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

- заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

- документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

- протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

- финансово-экономического обоснования размера взносов;

- иных предусмотренных Законом о ведении гражданами садоводства, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества.

Следует отметить, что полномочия по принятию решений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы исполнительным органам товарищества либо третьим лицам.

Общее собрание - периодически (не реже одного раза в год) действующий высший орган товарищества, решения которого обязательны к исполнению всеми членами товарищества, а также правообладателями земельных участков на территории товарищества (в части, относящейся к ним).

Обратите внимание: решения общего собрания, относящиеся к исключительной компетенции членов товарищества, могут быть отменены только следующим общим собранием или решением суда. Решения общего собрания по остальным вопросам могут быть также отменены правлением, если по данным вопросам не выносилось отдельное решение о возможности их отмены исключительно решением общего собрания.

С учетом ч. 2 ст. 16 и ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства общее собрание членов товарищества правомочно при одновременном выполнении следующих условий:

- количество действующих членов товарищества согласно реестру не менее семи;

- подготовка и проведение общего собрания соответствуют требованиям ч. 13 - 18 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства;

- на общем собрании присутствует более чем 50% членов товарищества или их представителей.

С 1 января 2019 г. общее собрание, на котором присутствует не более трех членов товарищества или их представителей, в силу Закона о ведении гражданами садоводства не будет считаться правомочным. В связи с этим в товариществах, количество членов которых равно или незначительно превышает семь человек (товарищества с малым количеством земельных участков или минимальным количеством членов), уже сейчас следует уделять особое внимание своевременному принятию на общих собраниях новых членов товарищества. Сохранение малых товариществ с количеством земельных участков менее семи будет возможно при условии возникновения общедолевой собственности на один или несколько индивидуальных земельных участков в границах территории товарищества, не относящихся к имуществу общего пользования.

 

Периодичность проведения общего собрания

 

С позиции периодичности проведения общее собрание членов товарищества может быть очередным или внеочередным.

В соответствии с ч. 6 - 8, 11 ст. 17 нового Закона общее собрание членов товарищества проводится:

- очередное - не реже чем один раз в год;

- внеочередное - не позднее 30 дней со дня получения требования ревизионной комиссии (ревизора), более чем одной пятой членов товарищества, органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества.

Следует отметить, что решение о проведении любого общего собрания принимается только правлением товарищества. В случае если инициатором проведения внеочередного собрания является ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества или орган местного самоуправления, обязанность обеспечить проведение общего собрания возникает у правления только в случае надлежащего оформления требования о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества.

Согласно ч. 9 и 10 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства требование о проведении общего собрания членов товарищества должно:

- содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества;

- быть вручено лично председателю товарищества либо направлено заказным письмом с уведомлением о вручении председателю товарищества или в правление товарищества по месту нахождения товарищества.

По смыслу вышеуказанных норм правление не обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания, если требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества предъявлено с нарушением норм ч. 9 и 10 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства, в том числе:

- не оформлено письменно;

- не вручено исполнительным органам товарищества либо не направлено надлежащим образом;

- предъявлено правообладателями земельных участков, не являющимися членами товарищества;

- предъявлено недостаточным количеством членов товарищества;

- предъявлено органом самоуправления не по месту нахождения территории товарищества, иным государственным органом либо должностным лицом.

Требование о проведении внеочередного общего собрания имеют право предъявлять не все правообладатели земельных участков на территории товарищества, а только те из них, которые на момент предъявления данного требования являются действующими членами товарищества. В связи с этим в составе инициативной группы должно быть более одной пятой от списочного состава всех членов товарищества, а не более одной пятой всех правообладателей земельных участков. Для подтверждения необходимого количества инициаторов к требованию о проведении внеочередного общего собрания следует приложить поименный перечень членов товарищества.

Таким образом, правление обязано обеспечить не реже чем один раз в год проведение очередного общего собрания членов товарищества. Также оно должно обеспечить в 30-дневный срок проведение внеочередного общего собрания, если требование о его проведении заявлено в соответствии с нормами закона. При этом правление вправе принять решение о проведении внеочередного общего собрания: по собственной инициативе (чаще чем один раз в год) или по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), членов товарищества или органа местного самоуправления (если требование о проведении внеочередного общего собрания предъявлено с нарушением).

На основании ч. 12 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства в случае невыполнения правлением законного требования о проведении внеочередного общего собрания в 30-дневный срок с даты получения ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления, требующие проведения внеочередного общего собрания членов товарищества, вправе самостоятельно обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества. При этом инициаторами внеочередного общего собрания должны быть соблюдены все требования к подготовке и проведению общего собрания, предусмотренные ч. 13 - 18 данной статьи.

 

Выбор формы голосования на общем собрании

 

С 1 января 2019 г. голосование на общих собраниях членов товарищества можно будет проводить в трех формах:

1) очной;

2) очно-заочной;

3) заочной.

Проведение общего собрания членов товарищества в форме собрания уполномоченных Законом о ведении гражданами садоводства не предусмотрено, поэтому с указанной даты общее собрание членов товарищества в данной форме проводиться не может.

Таким образом, полномочия представителей, избранных уполномоченными из числа членов товарищества, прекращаются с 1 января 2019 г., если срок их полномочий не истекает раньше в соответствии с уставом и решениями общих собраний товарищества.

Порядок подготовки и проведения общего собрания, оформление протокола о результатах голосования должны соответствовать положениям гл. 9.1 ГК РФ, выбор формы голосования на общем собрании должен определяться в соответствии с поставленными на голосование вопросами, а также фактическим участием в общем собрании членов товарищества или их представителей.

При подготовке общего собрания, независимо от формы его проведения, правление товарищества обязано:

- не менее чем за две недели до дня проведения общего собрания сформировать перечень вопросов (повестку дня), разместить его на информационном щите в границах товарищества и направить всем предполагаемым участникам собрания;

- не менее чем за семь дней до даты проведения общего собрания подготовить для ознакомления заинтересованными лицами проекты документов, приходно-расходную смету, иные материалы, планируемые к рассмотрению на общем собрании.

Проведение общего собрания в заочной форме в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства допускается по следующим вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания:

- одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества;

- прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества;

- определение положений об оплате труда и условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

- принятие решения об открытии или о закрытии банковских счетов товарищества;

- утверждение отчетов правления товарищества, председателя товарищества, ревизионной комиссии (ревизора);

- заключение договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором товарищества;

- принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества;

- утверждение порядка ведения общего собрания членов товарищества, деятельности председателя и правления товарищества, деятельности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

- определение порядка рассмотрения органами товарищества заявлений (обращений, жалоб) членов товарищества;

- рассмотрение жалоб членов товарищества на решения и действия (бездействие) членов правления, председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

- принятие решений о создании ассоциаций (союзов) товариществ, вступлении в них или выходе из них.

Принятие решений общим собранием, проводимым в заочной форме, возможно и по иным вопросам, если Закон о ведении гражданами садоводства не содержит прямого запрета на принятие такого решения.

Например, на общем собрании, проводимом в заочной форме, может быть принято решение по вопросам наименования улиц товарищества, предоставления льгот по уплате членских взносов, о проведении субботника, о выборе формы или цвета въездных ворот или информационного стенда, об утверждении размера платы, взимаемой с правообладателей земельных участков, при предоставлении им копий документов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 Закона о ведении гражданами садоводства, и др.

Согласно новому Закону для рассмотрения вопросов, связанных с внесением изменений в учредительные документы (устав), реорганизацией или ликвидацией товарищества, приобретением или распоряжением имуществом общего пользования товарищества, определением размера и срока внесения взносов и порядка их расходования, утверждением приходно-расходной сметы, финансово-экономического обоснования, обязательно проведение общего собрания членов товарищества в очной форме.

Из положений ст. 17 рассматриваемого Закона следует, что в случае отсутствия необходимого кворума (более 50% от списочного состава членов товарищества) возможно два решения:

1) признание общего собрания неправомочным и назначение новой даты общего собрания (не ранее чем через две недели с даты несостоявшегося общего собрания);

2) принятие решений по всем вопросам повестки общего собрания путем проведения очно-заочного голосования.

Нормами Закона о ведении гражданами садоводства не определен порядок принятия решения о проведении очно-заочного голосования или о назначении новой даты общего собрания. Однако учитывая, что общее собрание без необходимого кворума не вправе принимать какие-либо решения, а решение о проведении любого общего собрания принимается правлением товарищества, методом исключения можно констатировать, что право выбора в принятии решения о переносе общего собрания либо о проведении очно-заочного голосования принадлежит правлению товарищества.

 

Принятие решений общего собрания

 

При проведении общего собрания не допускается:

- включение в повестку дня дополнительных вопросов;

- рассмотрение проектов документов, приходно-расходной сметы и иных материалов, с которыми участники общего собрания не имели возможности ознакомиться в течение семи дней, предшествующих дате проведения общего собрания;

- принятие решений при отсутствии необходимого кворума;

- рассмотрение вопросов, не относящихся к компетенции собрания;

- принятие решений, противоречащих действующему законодательству, основам правопорядка и нравственности.

Данные требования предусмотрены в ст. 181.5 ГК РФ ("Ничтожность общего собрания") и конкретизированы в ч. 15 и 17 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства. При этом предусмотренная п. 1 ст. 181.5 ГК РФ возможность включения в повестку дня дополнительных вопросов в случае принятия участия в собрании всех участников гражданско-правового сообщества прямо запрещена ч. 15 ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства. Полагаем, это связано с тем, что предполагаемый перечень участников общего собрания может быть разным в зависимости от вопросов, планируемых к рассмотрению: только члены товарищества либо все правообладатели земельных участков. Решения общего собрания также не могут противоречить положениям действующего устава товарищества.

При проведении общего собрания товарищества надо учитывать требования о минимальном кворуме, необходимом как для правомочности общего собрания, так и для принятия решений по вопросам повестки дня.

Согласно ч. 19 ст. 17 нового Закона для правомочности общего собрания необходимо присутствие в начале и на протяжении рассмотрения всех вопросов повестки дня более 50% членов товарищества или их представителей. При этом обязательным условием для открытия собрания, избрания председателя собрания и рассмотрения всех вопросов повестки дня является присутствие на общем собрании более 50% членов товарищества, в то время как присутствие садоводов-индивидуалов не принимается во внимание при определении минимального количества членов товарищества, необходимого для кворума. Однако для принятия решений по вопросам повестки дня минимально необходимое количество голосов в зависимости от рассматриваемого вопроса определяется результатами голосования присутствующих на общем собрании:

- большинство голосов - более 50% членов товарищества;

- квалифицированное большинство - не менее двух третей членов товарищества;

- квалифицированное большинство - не менее двух третей всех участников общего собрания.

Почти все вопросы, для принятия решения по которым достаточно более 50% голосов от принявших участие в общем собрании членов товарищества (без учета садоводов-индивидуалов), относятся к текущей хозяйственной деятельности (за исключением одобрения проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводства или огородничества):

- прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества;

- принятие решения об открытии или о закрытии банковских счетов товарищества;

- одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества;

- утверждение отчетов ревизионной комиссии (ревизора);

- утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), заключивших трудовые договоры с товариществом;

- принятие решений о создании ассоциаций (союзов) товариществ, вступлении в них или выходе из них;

- заключение договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором товарищества;

- утверждение порядка ведения общего собрания членов товарищества, деятельности председателя и правления товарищества, деятельности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

- рассмотрение жалоб членов товарищества на решения и действия (бездействие) членов правления, председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

- утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества;

- определение порядка рассмотрения органами товарищества заявлений (обращений, жалоб) членов товарищества;

- принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества;

- утверждение размера платы за предоставление заверенных председателем и печатью товарищества копий документов товарищества, предусмотренных законом, уставом и решениями общего собрания (в размере, не превышающем их затраты на изготовление).

К вопросам, для принятия решения по которым необходимо квалифицированное большинство, относятся изменение учредительных документов (устава) товарищества, принятие решения о реорганизации или ликвидации товарищества, избрание и досрочное прекращение полномочий председателя и членов правления товарищества, ревизионной комиссии (ревизора), а также утверждение приходно-расходной сметы и условий оплаты труда членов товарищества и других наемных работников. Не менее двух третей голосов от присутствующих членов товарищества (без учета садоводов-индивидуалов) необходимо для принятия решения по следующим вопросам:

- изменение устава товарищества;

- избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;

- определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

- распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом РФ;

- утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.

Результаты голосования садоводов-индивидуалов учитываются при принятии решения о приобретении, пользовании и распоряжении земельными участками и имуществом общего пользования, а также о порядке и размере внесения взносов (платы) членами товарищества (правообладателями участков). Вопросы, для принятия решения по которым необходимо квалифицированное большинство не менее двух третей голосов от голосов всех присутствующих участников общего собрания членов товарищества (с учетом садоводов-индивидуалов):

- принятие решения о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков;

- принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования;

- принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта РФ или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества;

- определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона о ведении гражданами садоводства (за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом);



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.