Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гауптман. Меттерлинк



№15 Гауптман

Герхард Гауптман (1862-1946)

 

Родился в селезии в семье владельца гостиницы курорта Оберзальцбурн. Долго пытался найти себя. Учился в с/х школе, потом в художественном училище в Бресславле., потом учился на историческом факультете Иенского университета, затем занимался скульптурой в Риме, потом вернулся в Берлин и стал писать. Был членом Литературного объединения "Прорыв", которое объединяло писателей - натуралистов. Первый рассказ, который принес ему известность - "Стрелочник Тилль". В 1889 пишет пьесу - "Перед заходом солнца". Это первая его пьеса. Была поставлена режиссером Отто Брамом в театре "Свободная сцена". В 1890 - пьеса "Одинокий". В 1892 - пьеса "Ткачи". В 1893 - пьеса "Бобровая шуба".

 

В 1896 году пишет "Потонувший колокол".

 

Главный герой этой пьесы - литейщик Генрих создал огромный колокол, который захотел водрузить высоко в горах, чтобы он звучал там. Однако по дороге в горы колокол срывается и падает в бездну. Сделанный внизу, в долине, он не может звучать в горах. Поняв это, Генрих решат уйти в горы, чтобы отлить там колокол, достойный горных вершин, с помощью эльфов. В горах обитают эльфы и духи, водяной и леший, колдунья Витеха и фея Рауутенделейн. Кажется, что Генрих, влюбленный в Рауутенделейн, сможет творить только здесь. Однако внизу, в долине умирает жена Генриха Макда. И его дети приносят ему кувшин пролитых, матерью, слез. И осознавая свою вину. Генрих решает спуститься в долину. Однако трагедия Генриха в том, что он не может творить ни внизу, ни наверху. Он делает попытку вернуться в горы, но горы его не принимают. Он погибает.

 

В 1921 году пишет "Доротея Ангерманн". В 1911 пишет "Крысы".

 

В 1932 году пишет "Перед заходом солнца".

 

Одна из линий этой пьесы - общественно-политическая. О том, как фашисты приходят к власти. Вторая линия - лирическая линия. Линия любви немолотого, главного героя. Главный герой этой пьесы - 70-ти летний Маттчик Клаузен. Он очень богатый человек. Стоит во главе крупнейшего книгоиздательства. Он тайный советник. Почетный гражданин большого немецкого города. Вдовец. У него обеспеченные дети: 2 сына, 2 дочери. Взрослые внуки. Этот герой влюбляется в молотую Инкен Петерс-около 20-ти лет. Она его тоже полюбила и открылась. Он человек абсолютно здоровый. Против этой любви восстают дети. Сначала они пытаются опорочить Инкен в глазах отца, что ее отец сидел в тюрьме. Они делают ей гадости. Однако, несмотря ни на что, он на ней женится. У детей находится лидер - зять Эрик Лямрот, который объединяет детей. Им удалось объявить его сумасшедшим, недееспособным. Отца отправили в психушку. Инкен ничего изменить не может. Ему удается убежать из психушки в дом Инкен Петерс, но бежит он не бороться, бежит, чтобы попрощаться. Он прощается с ней и принимает яд. Дети уже бегут с санитарами, чтобы вернуть его в психушку.

 

Гауптман хотел назвать эту пьесу - "Новый Лир".

 

После прихода Гитлера в Германию, он остается в Германии, но с фашистами он не сотрудничает. Пишет пьесы на античный сюжет. В период с 1940-1944 гг. он напишет тетралогию: "Ифигения в Авлиде", "Смерть Агамемнома", "Электра".

 

№16 Меттерлинк

Морис Меттерлинк (1862-1949)

 

Родился в городе Гент. Теоретик символизма. Бельгийский драматург. Писал на французском. В 1889 первый сборник – «Теплицы». 1911 – нобелевский лауреат. Автор философских работ «сокровище смиренных» (1896), «Двойной сад» (1894) – в них философия идеализма, признания Бога: материальный мир – лишь отблеск истины. Только избранные могут угадать мистическую сущность мира. Две теории: 1) «Статического театра» - трагизм повседневной жизни, внутренняя жизнь человека. 2) «Молчания» - люди говорят по пустякам и умалчивают о главном.

 

Условный театр требует условных актёров, идеальный актёр – марионетка. Ранние пьесы – странный мир, враждебный человеку.

 

«Принцесса Молен» (1889)

 

«Слепые» (1891)

 

 – Группу слепых ведёт по острову священник-поводырь. Среди них ещё один зрячий – грудной ребёнок. Священник куда-то уходит, говоря, что скоро вернётся. Погода портится. Из богадельни прибегает собака, подводящая группу к трупу священника. Все в ужасе. Слышатся шаги, шорох платья. Ребёнок в ужасе кричит…

 

СИМВОЛИКА: слепые – человечество, идущее неизвестно куда. Священник – религия (Меттерлинк считает, что она умерла). Грудной ребёнок – избранный, зрячий, но ничего не могущий сделать. Шаги – это смерть.

 

«Непрошенная» (1891)

 

 – В одной комнате – семья, в том числе слепой старик отец. В соседней комнате дочь старика, только что родившая. Старик мучается и волнуется. В этой пьесе он избранный. Несмотря на слепоту он чувствует приближение смерти дочери.

 

«Там внутри» (1894) – За ярким окном дома счастливая семья – отец, мать, дочь. С другой стороны стоят двое, они несут весть о смерти их старшей дочери, а там внутри об этом ещё не знают…

 

«Смерть Темтажиля» (1894) – В таинственном замке королева, её внучки, служанки. Приезжает маленький мальчик – Темтажиль. Внучки королевы очень рады ему. Они с ним играют, случайно узнают о планах королевы убить мальчика. Прячут его. Служанка выкрадывает Темтажиля. Одна из сестёр бежит за ним – хочет спасти. Она натыкается нажелезную дверь, ничего не может сделать, а за дверью стоны убиваемого мальчика.

 

Дальнейшие пьесы меняются. Герои приобретают плоть и кровь, начинают испытывать страсти. Символизм становится просто художественным приёмом.

 

«Чудо св. Антония» (1903) – В богатом доме умирает госпожа Гортензия. Родственники скрывают радость – из-за наследства, которое им подкатило. Одна служанка Виргиния её жалеет. Она молится. Молитва услышана, в доме появляется св. Антоний Падуанский, под видом нищего. Родственники ему неверят, но пускают. Он оживляет усопшую. Его гонят в шею. Родственники вызывают полицию, Антоний арестован, Гортензия помирает.

 

«Монна Ванна» (1902)

 

«Сестра Биатриса» (1902)

 

«Синяя птица» (1908) – Фея посылает брата с сестрой Тильтиля и Митиль на поиски синей птицы, которая нужна смертельно больной соседней девочке. Спутники детей – оживлённые молоко, хлеб, сахар, огонь. Даёт речь собаке и кошке. Путь детей проходит по стране воспоминаний, по царству ночи, по дремучему лесу, по стране блаженств, стране не родившихся детей. В конце они находят птицу у себя дома. Девочка выздоровела, птица улетела.

 

СИМВОЛИКА: дети – человечество, вечно ищущее свою синюю птицу – счастье и истину.

 

В этом же году (1908) пьеса поставлена в театре Станиславского. В 1916 году продолжение – пьеса «Обручение» - фея отправляет Титьтиля, уже взрослого, на поиски своей суженой. Он попадает в страну воспоминаний, встрану неродившихся детей. Выберет он ту, которую когда-то спас.

 

«Бургомистр Стильмонд» (1948)

 

«Жанна д’Арк» (1948)

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.